Назад к списку

Коучинг-новые возможности лидерства! (интервью с М. Аткинсон, ноябрь 2010 г.)

Конкурентная борьба - один из ключевых факторов прогресса. В современном мире развитых информационных технологий конкуренция приобретает новые формы. Сегодня уже недостаточно просто вводить на рынок новые технологии, важно обеспечивать их позиционирование и продвижение. Важно создавать положительный имидж компании и ее продукта в глазах потребителя. Важно выстраивать  эффективные отношения с клиентом.  Поэтому сегодня главным, и действительно уникальным ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество, становится человек.
От того, как осуществляется руководство людьми, зачастую зависит успех или неуспех компании на рынке. Именно поэтому в сфере управления персоналом в последние годы появилось большое количество различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми.
Наряду с традиционными тренингами, семинарами и консалтингом все большую популярность  приобретает технология коучинга. Это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей задачей профессиональный и личностный рост. Впрочем, сами коучи – тренеры по коучингу -  называют коучинг особой системой мировосприятия, направленной на гармоничное развитие человека, на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни: бизнесе, карьере, образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье.

О том, что такое коучинг для бизнеса и как он помогает достигать профессиональных целей, мы беседуем с доктором психологии, бизнес-тренером и Президентом Международного Эриксоновского Университета Коучинга Мэрилин Аткинсон.

 

Мэрилин Аткинсон:

Коучинг – это очень мощный инструмент дополнительного обучения людей. Инструмент, помогающий развивать способность следовать своей воле и своему выбору в этом мире. Он основывается, фокусируется на системном, целостном мышлении.

Работая с коучем, мы учимся нескольким ключевым вещам:
Во-первых, мы учимся задавать самим себе по-настоящему значимые вопросы. О том, что именно важно в конкретной ситуации, каковы наши цели и как их достичь.

Во-вторых – мы учимся задавать сразу несколько вопросов, чтобы получить множество вариантов, множество путей решения, взамен мышления категориями «или - или». Задавая вам вопросы, коуч направляет вас, помогает исследовать сложившуюся ситуацию – ее прошлое настоящее и будущее, с тем, чтобы вы смогли понять, что нужно изменить, с чем нужно справиться, чтобы достичь вашей цели, и как это сделать. В процессе коуч-сессии человек получает доступ к гораздо большей информации, чем обычно. Он начинает осознавать собственные ценностям и цели и понимать, какие практические навыки необходимы для их реализации.



Зачем нужен коучинг?

Коучинг получает сейчас очень широкое распространение. Коучинг необходим компаниям во множестве случаев. К примеру, журнал «Fortune» опубликовал список самых успешных компаний – «золотую тысячу».  Примерно 60 % из них использует коучинг как форму управления, и они обнаружили, что затраты на обучение сотрудников не просто окупились – они окупились в шести-кратном размере.
Одна из главных проблем для менеджеров по персоналу – как избежать текучки кадров – ведь специалист может быть перекуплен хед-хантерами. Основная причина, по которой люди сегодня уходят с работы – это сложные отношения с начальством. Коучинг способен кардинально изменить эту ситуацию. Менеджмент в стиле коучинга позволяет сотруднику применить его способности, его таланты в процессе работы. Коуч становится его партнером, помогающим сотруднику повысить эффективность его работы, в то время как он достигает собственных целей.

Существует коучинг продаж  - то есть менеджеры по продажам учатся мыслить как коучи, есть коучинг для HR-специалистов  - чтобы они учились поддерживать мотивацию персонала. Есть коучинг для первых лиц компаний – это очень важное направление. Потому что большинство руководителей постоянно находятся в состоянии стресса и им необходимо уметь расслабляться, чтобы получить возможность посмотреть на ситуацию со стороны и увидеть все возможные варианты дальнейших действий и принять правильные решения. И даже получасовая сессия коучинга может очень помочь им в этом. Так же есть системный коучинг для менеджеров, командный коучинг  - когда мы работаем с командами, чтобы сделать их работу более эффективной.


 


Коучинг. Тренинг. Консалтинг. – В чем разница?

Если вы посмотрите на разницу между тренингами и коучингом, то это как две стороны одного целого – внизу – тренинг, который рассказывает, как можно делать, а вверху коучинг, который задает вопросы, помогающие понять, как вам нужно действовать.
Рассказать и спросить – это очень разные вещи. На тренинге мы даем инструкции, мы показываем процедуры, мы помогаем выстраивать последовательности. Помогаем практиковаться – и все это очень важно.  Люди приходят на тренинг для того, чтобы получить четкое направление, они точно знают, что они хотят получить и после тренинга они это либо получают, либо нет. А что касается коучинга, то он учит тому, какие вопросы нужно задавать и как это делать так, чтобы к человеку пришло больше идей.

Если тренинг фокусируется на будущем, то консалтинг – на прошлом. Консультант – это эксперт, причем в какой-то достаточно узкой области. Но консультация не поможет вам составить целостный план саморазвития в той же степени, как это помогает сделать коучинг.
Коучинг фокусирует человека на достижении целей и тут существует масса подходов, позволяющих работать с самыми разными людьми - так, чтобы они действительно получили доступ к собственной гениальности. А это то, чего хочет каждый руководитель. Он не хочет, чтобы к нему пришел тренер и сказал – делайте так, вот так и так. Настоящий лидер хочет знать свои преимущества. А коуч становится для него кем-то вроде хорошего слушателя и помогает создать свой собственный план развития (исходящий из его личных приоритетов).
 

Альтернатива или дополнение?


Представьте, что вы – менеджер и нанимаете на работу человека. До того, как этот человек станет тем, кого вы сможете учить как коуч, он должен пройти определенный тренинг. Он должен иметь хорошую практику, хорошо ориентироваться в той области, где он работает. Только после этого, используя коучинг, менеджер помогает этому человеку сосредоточиться на решении определенных задач, почувствовать настоящую вовлеченность, приверженность  к работе над этим проектом, мотивирует на достижение целей, которые ставит перед собой компания. И только тогда менеджер использует коучинг, фокусирующий сотрудника на реализации его собственных целей, на его саморазвитии. И это является гораздо более эффективным способом управления подчиненными.

 

Управление в стиле коучинг!


Управление в стиле коучинг позволяет создать и поддерживать гораздо более эффективные отношения как между менеджером и людьми, которыми он управляет, так и в команде в целом. Компания Gallup провела исследование среди 3 миллионов служащих. И они выяснили, что, при прочих равных условиях, те сотрудники, которые добиваются наилучших результатов и приносят доход компании, отвечают «да» на следующие вопросы. У меня есть хорошие товарищи по работе. За последние три месяца кто-то хотя бы раз спросил меня о моем продвижении в работе. Кто-то из коллег относится ко мне с дружеским участием и заботой. Моя команда занимается действительно важным делом. То есть, когда люди гордятся своей работой, они, как выясняется, почти всегда работают с менеджером, который относится к ним с уважением и вниманием. С менеджером, который заинтересован в их личностном развитии. И тогда их мотивация растет.

Очень интересная публикация была в «Гарвард бизнес ревью». Прошлой зимой они проводили исследование мотивации и опросили около 50 компаний. Ключевыми индикаторами высокой мотивации стали не размер заработной платы и не наличие премий, не благодарность – людей даже похвала не интересовала. Важнее всего для них оказалась возможность двигаться к тем целям, которые они сами себе поставили. Великий день для большинства людей – это когда они чувствуют, что это они продвинули свой проект, это ОНИ сделали. И они делали это не просто как подчиненные. Они чувствуют свою ответственность за этот проект. И добиваясь его успеха, они тем самым способствуют своему развитию и успеху.
 


Самообучающиеся компании.


Все больше компаний сегодня делают коучинг системной основой, системным форматом своей работы. Когда люди учатся управлению в стиле коучинг.  Это влияет на то, как они выстраивают работу со своими коллегами, своими руководителями и подчиненными. И конечно, со своими клиентами. И постепенно такой подход становится общим для корпоративной культуры.


Коучинг в России.

Эриксоновский Университет имеет представительства в 30 странах. И путешествуя по этим 30 странам нетрудно заметить, что коучинг получил где-то большее, а где-то меньшее распространение. В России он еще только начинает развиваться. Он больше развит в центральных городах – таких как Москва и Санкт-Петербург. Он больше развит в крупных корпорациях. Но он быстро распространяется. Он становится новым инструментом для предпринимателей. Он помогает корпорациям преодолеть кризис, снова набрать скорость.


(Благодарим за предоставленный материал партнеров Международного Эриксоновского Университета коучинга в Новосибирске).
 

 

 


Назад к списку


Ближайшие
тренинги