Немного из истории, теории и практики коучингового присутствия (Татьяна Андриевская)

Назад к списку

eastvest1.jpg
Интересно, задумывались ли вы о том, какие ожидания по отношению к своему коучинговому присутствию/коуч-позиции посещают вас перед встречей с клиентом на коуч-сессию? Эта статья будет интересна тем, кто исследует и развивает свое коучинговое присутствие или коуч-позицию в работе с клиентами да и просто в жизни. Я буду использовать термины коучинговое присутствие и коуч-позиция как взаимозаменяемые.


Стоит еще раз отметить тот факт, что теоретические и личные убеждения влияют на то, как коуч представляет себе коуч-позицию и чего ожидает от себя перед коуч-сессиями, как готовится и тренирует коучинговое присутствие. 

Я часто встречаю в статьях представителей разных направлений и школ коучинга описания чистого коучингового присутствия или чистой незамутненной коуч-позиции, которые открывают широкие возможности для клиентов коучинга.
Коучи развивают эту способность быть зеркалом для клиента и расширять свое восприятие до такого уровня мастерства, чтобы вместить картину мира клиента. Картина мира клиента применительно к коучинговому присутствию и клиентам коучинга довольно многогранна и многослойна. Она включает то, что находится на поверхности разговора в сессии, то, что еще не высказано, а также видение настоящего и будущего потенциала, и ресурсов человека, который пришел к вам со своими жизненными или профессиональными желаниями и целями. Ограничения, страхи и какие-то аспекты прошлого и настоящего также входят в концепцию картину мира клиента с точки зрения компетенций коуча.

На пути постижения этой важной компетенции на уровне осмысления и овладения навыком мы часто руководствуемся теми или иными теоретическими, философскими и личными убеждениями. Часть из них осознается, а часть реализуется бессознательно. 

Среди распространенных теоретических убеждений о том, что является основой коучингового присутствия, можно в широком контексте назвать две основные традиции – восточную и западную. 

Восточная философия представлена концепцией «дзен» в китайской или «сатори» в японской традиции на основе концепции буддизма махаяны, возникшей в Китае в V-VI веках н.э.. В XII веке она распространилась на Японию и другие страны, где исповедуют восточно-азиатский буддизм. 

Одним из важных положений концепции дзен считается представление о том, что состояния созерцания и просветления нельзя достичь с помощью понимания или с помощью интеллектуальных усилий, поскольку это интуитивное состояние, в которое можно прийти только путем просветления, а оно возможно только в переживании. В этой традиции существуют специальные трудные вопросы - коаны, на которые нужно давать спонтанные интуитивные ответы, чтобы тренировать данное состояние. В истоках понимания коучингового присутствия или коуч-позиции многих коучинговых школ можно найти связи с дзен-буддизмом. 

В этом случае техники и рекомендации по развитию состояния спокойствия, равновесия и отвлеченного небытия, которые часто встречаются в описании коучингового присутствия/коуч-позиции, являются продолжением данного подхода и предполагают множественные тренировки состояния,  практики для достижения этого дзен для беспристрастного восприятия другого. 


Западная традиция представлена различными школами психологии. Она имеет системные корни в эпохе античности рубежа нашей эры, когда центром человека считалась бессмертная частица космоса – душа, описанная в трудах Сократа и Платона.
Своеобразный интеллектуальный ренессанс античных ценностей можно наблюдать в Европе эпохи просвещения и научной революции XVII века, когда человек, его способности и свобода мысли стали центром изучения и надежд современников. В XIX веке появилась психология, которая выбрала центром изучения человека сознание. Богатые изменениями конец XIX и начало XX века дали жизнь направлениям исследования сознания во многих направлениях, например, эспериментальной психологии В. Вундта - структурализма, понимающей сознание как совокупность образов, ощущений и чувств. Дорогу к изучению взаимоотношений сознания и бессознательного открыл З. Фрейд с Й. Брейером через психоанализ, в котором бессознательное выделилось как отдельная часть психики. Также З.Фрейд первым описал структуру личности как целостную концепцию. 


В последние годы среди коучей широко обсуждается и описывается тот факт, что коучинг является синтетической прикладной дисциплиной. Технологии с позиции «как» через навык дают возможность помогать клиентам раскрывать ресурсы, расширять осознанность и восприятие, достигать целей. И в каждой коучинговой школе есть свои представления о том, как устроен человек, его психика, душа, мысли и чувства. Чаще всего эти представления основываются на философских или психологических концепциях. Эриксоновский коучинг следует постструктуралистскому направлению психологии и философии, опираясь на открытия В. Вундта, Н. Хомского, М. Эриксона и многих других известных исследователей.

Для понимания и развития своей коуч-позиции присутствия мы часто идем несколькими путями, в зависимости от наших личных склонностей. Кто-то трактует это состояние как чистый дзен, в который входит как в состояние, а кто-то описывает критерии своей коуч-позиции/коучингового присутствия и после погружается в этот образ на уровне чувств и ощущений. 

Надежнее руководствоваться обеими традициями, чтобы не находиться в постоянных поисках непостижимого умом и какого-то магического состояния, отсутствие которого способно привести в уныние и поселить неуверенность в своих способностях. 


Существуют еще некоторые убеждения, которые несут высокую нагрузку на ожидание коуча от своей коуч-позиции. Часто пишут и говорят о том, что воспринимать клиента важно так, чтобы личный опыт, убеждения и чувства не затуманивали восприятие и намерения. Многие воспринимают это описание как рекомендацию как бы отстраняться от себя и своих процессов на время сессий. А поскольку трудно «держать себя за дверью комнаты, в которой находишься», то после таких тренировок или даже во время сессий иногда внезапно возвращается собственный процесс, а вместе с ним чувство вины и, как результат, более длительный период восстановления, если вдруг коуч думал, что должен быть чист, как белый лист, но оказался человеком и по каким-то причинам не смог. 

Если смотреть на человека как на единую взаимосвязанную систему, из которой трудно и даже невозможно что-либо удалить, то более бережным по отношению к чувствам личной и профессиональной целостности будет концепция, что наши процессы понимания и чувствования являются как раз теми инструментами, с помощью которых мы понимаем наших клиентов. Такая концепция лежит в основе понятия контрперенос, пришедшего в коучинг из психоаналитической традиции. Если внутри своего сознания или психики давать место своим процессам, которые конечно важно изучать и понимать, и место другому человеку, то для всех процессов найдется место даже в коуч-сессии. 

Для коуча важна форма взаимодействия со своим откликами на клиентов и проявления этих процессов. А со временем и практикой собственные чувства, мысли и концепции станут надежной основой для понимания и происходящего на коучинговой сессии, когда коуч будет понимать себя и знать свои реакции на те или иные проявления клиентов. И можно будет удивляться себе, как собственные переживания, возникшие как отклик на клиента, быстро сверкнут озарением и прояснением того, что может не проговариваться и оставаться на уровне поведения, а не слов между коучем и клиентом.


Чтобы давать место в своем понимании коучингового присутствия собственным процессам и картине мира клиента в то же время, важно выводить свои процессы из зоны внутренних конфликтов. Свои предположения, гипотезы, ожидания и чувства можно выписывать перед сессией, чтобы познакомиться с ними или освежить самостоятельно и присвоить их себе. В практиках медитации можно лучше узнать свой внутренний мир. Вслед за пониманием приходит принятие, и оно стимулирует осознанность, освобождает место для нового - дает то самое спокойствие и расширенное восприятие, которое и составляет основу коучингового присутствия. Неоценимо полезно для развития коучингового присутствия работать с коучем, супервизором и терапевтом. Такая работа позволяет высвободить из бессознательного скрытые ресурсы и возможности коуча, прячущиеся за страхами и ограничивающими убеждениями.  

И тогда превратить свои ограничения в ресурсы, ресурсы в способности, а способности в мастерство. Вдохновляющей и легкой практики!



tandrievskaya2015.jpg

Татьяна Андриевская


Коуч АСС ICF, ментор
Методист, Куратор программы Coach mastery
Международного Эриксоновского Университета



Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...