Этический кодекс, профессиональная уверенность и спонтанность коуча (Татьяна Андриевская)

Назад к списку

competence.jpg
Работа с коучем часто привлекает потенциальных клиентов тем, что она похожа на естественный доверительный разговор двух людей, в котором один из двух участников сам находит ответы на свои вопросы. Концепция пространства без советов и естественного искреннего общения также привлекает многих людей выбирать коучинг как профессию и становиться профессиональным коучем.

Научные исследования этапов развития любого мастерства подтверждают, что такая естественность разговора возможна, когда соблюдены некоторые условия. Оба собеседника или один из них уверены в своих спонтанных проявлениях и естественно предоставляют другому то самое пространство для принятия и отражения («функции зеркала», К. Рождерс), в котором из интуиции рождаются вопросы, направленные на развитие потенциала клиента (компетенции коуча ICF). 

Профессиональную уверенность и спонтанность реакций коуча формируют знания и личная уверенность в себе. Их успешная комбинация становится основой для коуч-сессий, похожих на искреннее глубокое общение, за которым не угадываются технологии. Во время обучения коучингу мы говорим об этапах освоения любого мастерства: от стадии бессознательной некомпетентности, через сознательную некомпетентность, далее к сознательной компетентности и к желанному этапу бессознательной компетентности, на котором уже не нужно вспоминать специально какие-то концепции и навыки, - они естественно вспоминаются в нужный момент. Как говорится, эрудиция – мать интуиции.

Самой трудной и долгой по времени стадией освоения любого мастерства считается стадия сознательной компетентности. Она может занимать несколько лет приложения регулярных усилий на пути в 10 000 шагов. Результаты в этот период растут медленнее, чем в начале пути, и этапы освоения следующих ступеней удлиняются за счет необходимости получения более сложных знаний, часто связанных с изменением мировоззрения коуча. 

Возможными этапами к мастерству коуча становятся навыки проведения коуч-сессий, знания о построении коучинговых отношений, знакомство с компетенциями коуча ICF и знания о принципах и закономерностях развития и изменений человека. В процессе освоения всех этих этапов пути у коуча накапливается опыт разрешения конкретных ситуаций в собственном развитии и в работе с клиентами. Чем больше знаний и практического опыта у коуча, тем уверенней такой коуч чувствует себя в работе с клиентом.

Формированию профессиональной уверенности коуча на этом самом длинном этапе помогают компетенции коуча ICF. В процессе становления мастерства на той самой стадии сознательной компетентности естественным образом происходит смещение внимания коуча с того, что он делает на сессии, на то, что он осознает о себе и своем клиенте в более широком контексте. Взгляд на коучинговую пару как бы со стороны расширяет осознанность коуча относительно происходящего между ним и клиентом и добавляет граней в работу коуча, такие как внимание к параллельным процессам и другие. Такой осознанный взгляд также добавляет широты обзора, понимания и смелости спонтанно откликаться на происходящее в отношениях с коучи.

Одним из элементов профессиональной осознанности коуча становится соблюдение этических стандартов и норм. Неслучайно Этика является компетенцией номер один в компетенциях коуча ICF. Даже если мы не всегда владеем теориями, лежащими в основе пунктов Этического кодекса ICF, принципы, правила и нормы Этики дают возможность начинающим коучам получить набор конкретных рекомендаций о поведении в той или иной ситуации с клиентом или в рамках своего обучения и развития. 

Знания в комбинации с осознанностью и накопленным, осмысленным опытом повышают уверенность  и спонтанность коуча в работе с клиентами. Если мы внутренне с чем-то согласились, осознали и приняли, это становится частью нашего мировоззрения и основой для конкретных шагов, когда можно с уверенностью сказать, «я знаю, что этот шаг, вероятно гарантирует то-то и то-то». Ведь коуч является экспертом в создании структуры для коучинговых отношений и стимуляции процессов клиента.


С усвоением Этического кодекса происходит то же самое. Переход от восприятия этики как внешнего инструмента к восприятию его как внутренней основы для принятия решений является одним из качественных переходов в формировании профессиональной уверенности коуча и его спонтанных реакций в тех или иных ситуациях в его профессии (З. Фрейд «Лекции по введению в психоанализ»,  Дж. Келли «Теория репертуарных конструктов»). 
 
Накопление опыта и осмысление занимает время. Список проверочных вопросов или набор инструментов, к которым коуч может обратиться для принятия решений и систематизации опыта в каждый момент времени поддержит рост уверенности коуча в своих навыках и компетенциях. К. Хирани, британский коуч, называет этот процесс  настройкой «внутренней этической антенны».

Как пишет K. Хирани, Лондон, в статье «Разрешение этических дилемм в коучинге и супервизии», опубликованной в международном журнале «Философия коучинга», выпуск 2, номер 1, май 2017 года: «Стимулирование чувствительности и наблюдательности к этическим вопросам настраивает внутреннюю этическую антенну, которая привлекает наше внимание, когда встают вопросы этики или сложности, с ней связанные. Благодаря этой антенне мы можем принимать этичные решения, опираясь на этические принципы – наши собственные, принципы наших клиентов, организации, общества и профессии». 

Как следствие, увеличивается внутренняя готовность коуча откликаться актуальным для клиента образом в нужный момент, чтобы поддержать его в реализации его целей и развитие (условия для коррективно-эмоционального опыта (Д. Вайс). 

Настройка внутренней этической антенны как основы для профессиональной уверенности и спонтанности может стимулировать внимание коуча к сознательному формулированию внутренних этических и моральных коучинговых принципов в период профессионального становления, чтобы принимать необходимые решения по этическим вопросам в ситуациях работы с клиентами, менторинга, супервизии, обучения. Тем самым, обретая уверенность в себе как в профессионале.


К. Хирани подчеркивает следующие возможности, появляющиеся в результате таких тренировок.

1. Способность оценивать и уверенно сообщать вашим заказчикам причины, по которым вы приняли те или иные этически обоснованные решения. Например, просьба о трехсторонней встрече с представителями корпорации в случае неясности целей участников и заказчиков коучинга, вопросы об оплате коуч-сессий и др.).
2. Возможности завершать те или иные встречи или отношения и чувствовать спокойствие и внутреннее согласие по этому поводу, даже если существует вероятность других лучших решений.
3. Использовать каждую ситуацию, в которой возникает этический вопрос, как обучающую и способствующую накоплению опыта, расширению осознанности и экспертизы для дальнейшего принятия решений.

А также привожу из данной статьи несколько пунктов стратегии, которыми вы можете воспользоваться для настройки своей внутренней «этической антенны» в различных коучинговых ситуациях:

Как я воспринимаю данную ситуацию, как пугающую или вызывающую любопытство?
Что мне нужно, чтобы поддержать себя в ресурсном состоянии, чтобы я мог/ла оставаться заинтересованной и открытой к обучению и поддерживать интересы клиента в ситуации, в которой мы оказались?
Что нового может появиться в моем понимании этой ситуации для ее разрешения?
Какие предположения я строю – о себе как коуче, о ситуации или организации? Какие из них подходят, а какие драматизируют или подчеркивают неcогласованность в ней?

Ответы на эти вопросу дадут пространство для осмысления происходящего и расширения осознанности коуча относительно ситуации и своего отношения к ней перед принятием решения о дальнейших шагах». 

Для формирование ясного понимания аспектов ситуации.

На этом этапе мы собираем информацию из максимального количества источников, чтобы представить всю картину и учесть возможные конфликтующие точки зрения, насколько это возможно, для принятия конструктивных решений. Ответ на этот вопрос включает точки зрения, которые основываются на законодательных, контрактных и профессиональных размышлениях.

Вопросы для исследования:
Каковы конфликтующие или множественные этические позиции в данной ситуации, внутри меня и во внешнем мире? 
Что заставляет меня чувствовать, что что-то не так?
Что я знаю/не знаю о ситуации?
У кого еще я могу узнать о информацию о возможных вариантах развития данной ситуации?» (К. Хирани).

Когда собрана необходимая информация, и коуч учел множественные точки зрения и параллельные процессы, приходит время формировать свою позицию и озвучивать ее клиенту. 

Вот ряд вопросов, которые я обычно задаю себе в этически чувствительных ситуациях.
Как собранная и осмысленная информация может максимально поддерживать интересы клиента и партнерство в наших отношениях?
Как то или иное решение может повлиять на процесс клиента и его будущее?
Что я чувствую, когда представляю последствия принятого решения?
Какое решение поддержит мое самоуважение и самоуважение клиента?

Рассмотрение данных вопросов и время для их обработки дает коучу возможность отступить, проанализировать ситуацию, свериться со своими убеждениями и правилами, этическими и законодательными ориентирами профессии и общества. 

Когда у нас появляется внутренняя ясность о ситуации и перспективах, приходит уверенность для принятия решений о дальнейших шагах в работе с клиентами и организациями, накапливается профессионализм в ответах, спонтанность и естественность, а также уважение клиентов и партнеров.



tandrievskaya2015.jpg

Татьяна Андриевская


Коуч АСС ICF, ментор
Методист, Куратор программы Coach mastery
Международного Эриксоновского Университета

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...