Стандарты обучения профессиональных коучей и подготовки к сертификации в ICF. Кто? Почему? Как? (Татьяна Андриевская)

Назад к списку

professional_cert.jpg
Данную статью я пишу по материалу, написанному коллективом авторов: Tatiana Bachkirova, Peter Jackson, Judie Gannon, Ioanna Iordanou and Adrian Myers из Университета Oxford Brooks, UK. Большая исследовательская и аналитическая статья «Re-Conceptualising Coach Education from the Perspectives of Pragmatism and Constructivism», посвященная изучению и сравнению концепций обучения коучингу, размещена в журнале «Philosophy of coaching: An International Journal. Vol.2, No.2, November 2017, 29-50».  
Эта статья привлекла мое внимание, так как созвучна моим размышлениям о коучинговом образовании и подготовке коучей к сертификации в Международной Федерации Коучинга (ICF). 

На протяжении 5 лет курирования программы Coach mastery >>> мы с коллегами исследуем на практике прогрессивные модели подготовки профессиональных коучей по международным стандартам. Мы исследуем, что работает на цели программы и участников, а что не приближает их к желаемым горизонтам. Поскольку программа совмещает для студентов возможности обучения навыкам работы коуча по компетенциям и возможности проходить собственный трансформационный путь на пути к профессиональному коучингу, данная статья стала для меня возможностью  комплексно посмотреть на аспекты подготовки профессиональных коучей.  

Приходя в коучинг, люди обнаруживают многочисленные выгоды, часто превосходящие их первоначальные ожидания.  

Однако, как показывает практика, решение стать профессиональным коучем, ставит перед коучем принципиально новые задачи и вызовы, к которым не все оказываются готовы.

Чтобы определить горизонты и этапы собственного развития в профессиональном коучинге, стоит определить, из чего складывается профессионализм коуча.

Здесь я несколько перефразирую приведенную в статье классификацию, снимая выделенные авторами противоречия,  и дополняю ее собственными аргументами на основе изучения теории и практики психологии как науки о развитии человека и коучинга как метода поддержки развития и практики расширения осознанности и достижения целей. 

Следуя данной идее, можно выделить, так называемый, базовый уровень обучения навыкам в сертификационных программах, и, так называемый, академический уровень обучения.

На базовых программах студентов часто обучают проводить коуч-сессии по компетенциям коуча и применять набор навыков и инструментов в работе с клиентами, а также приглашают активно нарабатывать часы коучинга для сертификации. Это, так называемый, навыковый уровень.

Согласно мнению авторов материала, которое созвучно моему, профессиональный коучинг можно вписать в комплексный контекст понятия «коучинговое образование», которое имеет более широкий контекст по отношению к первому базовому уровню. 

Коучинговое образование, по созвучию с академическим подходом, предполагает такие способности коуча, которые важны именно для профессионала.



Давайте перечислим некоторые важные аспекты, создающие партнерство в отношениях и возможности для личной трансформации клиента и коуча:


- Качество отношений.

В профессиональном коучинге фокус внимания смещается именно на коучинговые отношения как основную рамку для желаемых изменений клиента. 

Профессиональные коучи могут предложить своим клиентам не только поддержку в достижении целей. Они могут предложить поддержку на пути личностных изменений, поддержку в переходных периодах и сложных жизненных ситуациях. Личное развитие и развитие осознанности происходят именно в отношениях – поддерживающих, понимающих, этичных и ясных, другими словами, безопасных. Это обусловлено самим принципом человеческого развития. 

В сложных ситуациях мы неизменно ищем поддержку и понимающее партнерство, в котором кто-то был бы в нас искренне заинтересован, понимал и был сонастроен, видел и поддерживал наш потенциал, предлагал возможность посмотреть на происходящее со стороны. В этом смысле на пороге любых изменений все мы немного родом из детства.

И именно этот принцип развития, который подчеркивает базовую важность партнерства для выхода на новые уровни открывает для коучей широкие возможности в области профессионального и личного развития.


- Понимание, кем является коуч, и какой человек перед ним.

Путь развития любого человека лежит от внешнего к внутреннему, - от внешних целей через встречу с собственными убеждениями, чувствами и различным опытом, который будет неизбежно резонировать с будущими планами как поддержка или негативная основа.  Также опыт, чувства и убеждения клиента будут вызывать отклик куча, как сознательный, так и бессознательный. Знание коучем себя и своих  компетенций, сознательных и бессознательных аспектов личности позволит  сонастраиваться с картиной мира клиента и использовать свой внутренний диалог как ресурс для дальнейшего исследования личности клиента и отношений как структуры рождения опыта. Коучинг, психотерапия, менторинг и супервизия поддерживают это направление изучения проявления коучем своей уникальности и уникальности клиента в отношениях.


- Критическое осмысление различных моделей и инструментов.

Каждый человек шире и комплекснее любой модели, его описывающей. Мы иногда с удивлением обнаруживаем, как интерес к человеку приглашает нас посмотреть именно на него самого, выходя за рамки привязанности к определенным инструментам или мировоззрению. И профессиональный коуч держит фокус, как на контексте ситуации и потребностях/желаниях конкретного человека, так и на исследование его личности в целом, которая более сложна, чем работа в рамках достижения целей, и может потребовать чуткого присутствия в ситуациях неясности, множественности и противоречий.  


- Понимание своего состояния и состояния клиента.
Именно работа со своими состояниями и тем, как они резонируют с состояниями клиента, позволяет коучу быть максимально в моменте понимания отношений, картины мира и ситуации клиента, ведь клиенты приходят к коучам, неся с собой всю свою историю, позволяет быть смелым и исследовать то, что находится под поверхностью слов клиента, приглашая его/ее проходить через туннели собственных ограничивающих убеждений и принимать решения в тех или иных коучинговых ситуациях. В таком контексте отношения становятся партнерскими, т.е. коуч работает своим восприятием, превращая его в инструмент исследования. И совместно коуч с клиентом создают партнерство в мыслях, совместно исследуя восприятие клиента и коуча.  Супервизионная практика поддерживает коучей в том, чтобы сделать свое восприятие инструментом собственного мастерства.


- Смелость и умение работать с парадоксами, неопределенностью и комплексностью человека - разными частями личности клиента и сложными противоречивыми чувствами. 

На этапах переходов на новые уровни люди, как и коучи, неизбежно сталкиваются со своими ограничивающими убеждениями и чувствами.  Такие умения позволяют не делить клиента на безопасные для нашего восприятия элементы, оставляя все пугающее за дверью коуч-сессии, а воспринимать его полностью и давать возможность присутствовать в сессии целостным со всеми своими аспектами личности. Именно такое восприятие дает основу для роста и обучения в коучинговых отношениях. Тогда они становятся безопасными, и появляется возможность играть , предъявлять свое творческое  и не очень Я и совместно создавать на сессиях привлекательное будущее для клиента и новый опыт в моменте на основе целостности – принятия разных сторон своей личности и жизни.


- Конгруэнтность  стиля практики и собственного личностного стиля коуча.

Доверие – это базовая ценность отношений в коучинге. Сближаясь с кем-то, кому люди хотят поведать о сокровенном, они часто ищут признаки истинности и естественности, созвучия внутренних убеждений и чувств коуча его внешним проявлениям, умения встречать разные чувства и работать с ними. Созвучие и резонанс в этих аспектах, иногда сложно вербализуемых, стимулируют доверие и готовность быть открытым рядом с другим. 
Таким образом, собственная аутентичность коуча, доверие себе, знание и трансляция своих глобальных целей и  ценностей станет для пришедшего человека явным доказательством того, что он/она обратился по адресу. Раз коуч нашел свой путь, то и клиент его непременно найдет.


- Развитие этической зрелости. 
Для профессиональных коучей Этический кодекс становится  основой для анализа любой ситуации коучинговых отношений и руководством для принятия собственных решений в очевидных и неочевидных кучинговых ситуациях. 
Эта зрелость формируется из знаний и глубокого понимания того, что необходимо для развития клиента, для удовлетворения его/ее потребностей в развитии. Такие смелые вопросы часто чувствительны для клиентов, и тут важно особое умение коуча задавать их в правильный момент и в нужном контексте в диалоге.  


Цитата: «Способность понимать других является ключевым аспектом этичного поведения (Iordanu и др., 2017). Встреча коуча с этическими дилеммами приглашает коуча осознанно размышлять о личных и профессиональных ценностях и убеждениях».  Я бы дополнила эту цитату фразой, «И становится основой профессиональной идентичности».


Таким образом, коуч растет в культурных, духовных и образовательных измерениях, предлагая клиенту Этику как инструмент размышления о том, что хорошо и служит развитию, а что нет. Это  формирует приверженность собственным ценностям, приоритету и выбору как основы личной идентичности.
Для следования какому-то пути длительное время важна ясность, вовлеченность и приверженность, способность оставаться какое-то время в неизвестности, пока идет процесс понимания и поиска определенности. 

Если Вам интересно исследовать, открывать и создавать свой уникальный и профессиональный стиль коучинга, в качестве исследования хочу предложить вам ответить на следующие супервизионные вопросы о собственной коучинговой практике и коучинговом пути, на которые отвечают студенты Университета Оксфорд Брукс, Англия.

Каковы ваши ключевые и сознательные ценности и модели в коучинге?
Чему посвящена ваша практика коучинга?
Каких целей ваша практика позволяет достичь вашим клиентам и вам самому?


tandrievskaya2015.jpg
Татьяна Андриевская

Коуч АСС ICF, ментор
Методист, Куратор программы Coach mastery
Международного Эриксоновского Университета

"Coach Mastery": программа развития профессионального мастерства коуча >>> 

Программа предназначена для: выпускников Международного Эриксоновского Университета с сертификатом Профессионального коуча. Мы приглашаем к участию в программе коучей, которые провели более 60 часов индивидуальных коучинговых сессий с клиентами.

Цель программы: Дальнейшее развитие профессиональных навыков и компетенций коучей по стандартам Международной федерации коучей.



Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...