Назад к списку

Профориентационный коучинг: как выбрать ВУЗ, специальность и профессию (Вера Данилочкина)

vera_kvadrant2.jpg
Если посмотреть на всю жизнь человека, то можно выделить несколько важных событий, с которыми сталкивается практически каждый человек. Рождение, детский сад, школа, университет, работа и т.д. Один из первых важных шагов молодых людей - это выбор профессии, который начинается с выбора учебного заведения. Есть юные люди, которые точно знают какую профессию хотят получить, про таких говорят у них предрасположенность, талант к определенному делу: кто-то с детства обожает исследовать все живое, у кого-то любовь к языкам, кто-то сразу говорит, что будет врачом/учителем/военным, а есть тот, у кого этого понимания нет, и на вопрос родителей, кем ты хочешь быть и куда поступать, ответ один - не знаю. Но к концу 10 класса, к началу 11 отечественная система образования требует от подростков и их родителей определённости и ясности в выборе. Что тогда делать в такой ситуации и как в этом случае может помочь коучинг?

В первую очередь надо сказать, что работа коуча начинается с заключения трехстороннего соглашения между коучем, родителем и ребёнком. Где родитель выступает заказчиком, а подросток клиентом. Советую первую коучинговую контрактную сессию проводить в трехстороннем формате, чтобы все участники понимали к какому результату должен прийти коучи во время коучинговой работы.

Например:

• Определиться с направлением обучения
• Составить short-list подходящих ВУЗов 
• Разработать личный план подготовки к ЕГЭ для выбранных ВУЗов
• Создать стратегию поступления на бюджет в интересующие учебные заведения
• Подготовить сводную таблицу возможных вариантов поступления
• Повысить ясность в понимании выбора профессии и ВУЗа
• и т.д.

После заключения коучингового контракта начинается собственно этап создания опыта. Классическая профориентационная модель состоит из 3-х блоков. 

ХОЧЕТ + МОЖЕТ + НАДО = ВЫБОР 

О ней много написано, поэтому скажу буквально несколько слов.
1. «Хочет» - задаём вопросы об интересах ребёнка и исследуем его зону внутреннего комфорта.

2. «Может» - это соответствие навыкам и знаниям ребёнка, его сильные и слабые стороны, его предрасположенности, умения.

3. «Надо» - общаемся в коучинговом формате по поводу видения будущего спроса на рынке труда, что будет востребовано и принесёт ему финансовый доход в будущем как специалисту. Его мысли, понимания, идеи.

4. «Выбор» - подводим итоги, резюмируем, спрашиваем о результатах, о том, что получилось, что было нового и важного, что уносит коучи с собой и какой первый шаг готов сделать.

vera_kvadrant.jpg
Вторая модель - профориентационный квандрант, который включает в себя 4 ключевых области работы коуча с коучи при профориентационный работе.

1. Я-ШКОЛЬНИКА. Исследуем качества, способности, видение себя, самооценку, умения, хобби, интересы, ценности, ожидания и т.д. Интересуемся тем, что приносит подростку удовольствие, и чем он хотел бы заниматься по жизни. Исследуем то, что уже есть у ребёнка, и что он о себе знает. Какие предметы даётся ему легко, какие не очень. Итогом этого этапа может быть описание сильных сторон личности коучи, на которые он будет опираться при выборе профессии, а также предметы, по которым он сможет набрать наивысший бал по ЕГЭ.

2. ПРОФЕССИЯ. Задаём вопросы о том, какие профессии знает, какие профессии нравятся, почему они, чем они интересны, какой вклад в жизнь других людей (в технологи, в медицину и т.д ) хочет внести коучи. Как те, профессии, которые ему нравятся, смогут реализовать его личностный потенциал. Если было бы все возможно, кем бы он стал и т.д. Результатом этого этапа может стать список потенциальных профессии.

3. ВУЗы. Первый вопрос в этом блоке связан с направлением. Какое направление ближе подростку: экономическое, техническое, гуманитарное, медицинское, военное и т.д. Следующие вопросы посвящены общению на предмет знаний в области существующих ВУЗов. Какие ВУЗы знает коучи, в каких хотел бы учиться, почему, какие мифы знает про эти ВУЗы, как эти мифы ему смогут помочь в дальнейшем. В каких из этих ВУЗов есть обучение по выбранным направлениям. При работе с этим квадрантом могут помочь обсуждения свежих рейтингов высших учебных заведений. 

Например:
https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2018
https://russiaedu.ru/rating
https://www.google.ru/amp/www.forbes.ru/amp/363583

Финалом работы над этим блоком может быть списков выбранных ВУЗов и понимание условий поступления в них. Напомню, что Российское законодательство позволяет подать одновременно документы только в 5 ВУЗов, не более. 


4. ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ СРЕДА. Важный квадрант, я бы сказала специфически коучинговый. На этом этапе коуч помогает подростку сформировать свою собственную, уникальную систему поддержки на уровнях ЧТО, КТО и КАК. Другими словами, определить, что именно будет входить в эту систему поддержки, (дополнительные занятия, ритуалы, аффирмации, обещания, девизы, обратная связь друзьям и т.д.) какие люди будут входить в эту систему (персоны, кумиры, родственники, учителя, родители, репетиторы, друзья), какую помощь можно получить от них, и как именно будет работать система поддержки.

И заключительная работа коуча, который использует профориентационный квандрант. Будет заключаться в подведении итогов, фиксировании полученного результата, выделении главного и определении стратегии подготовки к поступлению в выбранные ВУЗы на выбранные специальности.

Таким образом, в процессе использования данного инструмента коуч может помочь подростку посмотреть на себя и свои личностные особенности через призму будущих профессиональных качеств, пообщаться на предмет профессий и их востребованности в будущем, поисследовать существующие ВУЗы и предлагаемые ими специальности, а самое главное определиться с направлением обучения и составить стратегический план подготовки к сдаче ЕГЭ и поступлению в интересующий ВУЗ. 

Ниже прилагаю ресурсы, которые могут быть полезны при коучинговой работе с запросами по профориентации. 

https://www.navigatum.ru/
https://smartia.me/
https://moeobrazovanie.ru/search.php?section=dir_specs_vuz 
http://vuzopedia.ru/vuz/185/programs/bakispec/1155


vdanilochkina_f.jpg
Данилочкина Вера 

Директор по персоналу в "КПК", преподаватель в бизнес-школе МГИМО, карьерный консультант, коуч АСС ICF




Назад к списку


Ближайшие
тренинги