Назад к списку

Корпоративная осознанность — сленг хиппи или реальная деловая практика?

corporate_mindfulness_banner_0.jpg

Если вы держите руку на пульсе, вероятно, вы слышали о движении за корпоративное самосознание. Нет?  А о корпоративной осознанности и светской медитации? Тоже нет?

Тогда вы непременно слышали о корпоративной социальной ответственности (КСО). Если КСО — это программа, то корпоративное самосознание — идеология. Оно выходит за рамки сбора перерабатываемых отходов, благотворительных пожертвований и посадки деревьев. Корпоративное самосознание — это культура, где люди знают «высшее предназначение» вашей компании. Другими словами, это развитие такой естественной культуры, где всегда, в каждый момент и на каждом уровне, сознают эту миссию и ориентируются на нее.

Сегодня все больше людей говорят о ценностях, которые важны для них в жизни, поддерживают социальные инициативы и стараются изменить мир вокруг себя к лучшему. Мы приветствуем таких людей. Они знают, кто они.

До появления интернета мобилизовать людей вокруг какой-либо социальной проблемы было чрезвычайно трудным и долгим делом. Сегодня молниеносная коммуникация и социальные сети с их массовым охватом дают возможность мгновенно распространять информацию, на основе которой реальные люди могут принимать реальные, информированные решения. Неудивительно, что это привело к серьезным изменениям в методах ведения бизнеса. Компании больше не могут прятаться — они не могут себе этого позволить. Так называемая «негативная реклама», которая теперь может в мгновение ока разлетаться по Всемирной паутине, способна подорвать любые маркетинговые усилия и усилия по связям с общественностью. Это стало тем самым «волшебным ключиком», который открыл для КСО двери в залы заседаний советов директоров.

«Заинтересованные стороны требуют все более социально ответственного корпоративного управления, и потребители начинают настаивать на этом, закрывая свои кошельки для компаний, которые не соответствуют этому требованию». (Sisodia, S.R., et al., 2007).

Многие известные и уважаемые компании постепенно отказываются от традиционного менталитета «прибыль прежде всего» в пользу более ответственной, этичной, самобытной и «человечной» культуры, которая сплачивает всех заинтересованных сторон вокруг высшей цели организации. Яркий пример такого изменения — компания Coca-Cola, которая за последние десять лет значительно расширила свои программы устойчивого развития. В 2010 году Coca-Cola пожертвовала канадскому отделению Всемирного фонда дикой природы (WWF) 500 тыс. долларов на такие цели, как сохранение ресурсов пресной воды, защита белых медведей и спонсирование инициативы «Час Земли». Президент WWF Канады Джеральд Баттс (цит. Houpt, 2011) говорит: «В плане практических шагов в области устойчивого развития Coca-Cola делает даже больше, чем ООН». Высшая цель компании Coca-Cola — «делиться счастьем и создавать лучшее будущее». Она делает это множеством разных способов: помогает развитию местных сообществ через собственный благотворительный фонд, заботится об ответственном управлении водными ресурсами, продвигает здоровый и активный образ жизни, реализует программы переработки отходов, образовательные программы и многое другое.  Прибыль, которую получает компания, все больше становится побочным продуктом ее социально ответственной деятельности.

Только в 2011 году Благотворительный фонд Coca-Cola инвестировал более 76 млн долларов в 257 местных организаций по всему миру. В 2012 году Билл Клинтон в интервью газете Financial Times сказал: «Наиболее эффективными глобальными гражданами станут те, кто преуспеет в объединении своих деловых и благотворительных миссий с тем, чтобы встать на путь строительства будущего на основе совместного процветания и совместной ответственности».

Все больше молодых прогрессивных компаний делают выбор в пользу корпоративного самосознания. Они не просто ведут себя социально или экологически ответственным образом, а ставят перед собой некую важную и благородную цель. Они понимают, что это — путь к позитивному, заботливому и ответственному поведению во всех аспектах их деятельности, от чего зависит долгосрочная судьба компании в целом. Они развивают тесные, продуктивные отношения с местными сообществами и всеми заинтересованными сторонами — отношения, которые ведут к благополучию и счастью для всех. Их цель состоит в том, чтобы привнести положительные перемены в удовлетворение материальных и нематериальных нужд всех заинтересованных сторон — и их корпоративная бизнес-модель напрямую связана с этой целью.

Хороший пример такой компании — Whole Foods Market, которая не довольствуется простыми благотворительными пожертвованиями местным сообществам, а выступает их активным членом. Миссия Whole Foods — «содействовать здоровью людей через продвижение здоровых, гуманных и устойчивых практик питания». Это видение управляет всей операционной моделью Whole Foods.  Компания не просто говорит о своих корпоративных ценностях.  Высочайшие стандарты качества продуктов питания, органическое земледелие, устойчивый промысел морепродуктов и соблюдение стандартов благополучия животных — все это неотъемлемые элементы ее бизнес-модели. Whole Foods любит то, что она делает. Только представьте: что если бы все компании руководствовались девизом «Делайте то, что вы любите, а деньги придут».

«Легче сказать, чем сделать!» — думаете вы. Что ж, в этом есть доля истины.

Мы в Эриксоновском университете понимаем: чтобы помочь нашим клиентам встать на путь реализации их высшей цели, мы должны начинать с себя. Мы знаем, что коучинг привносит положительные изменения в жизнь людей, как в личном, так и профессиональном плане. Опираясь на наши передовые знания и опыт, мы инициировали внедрение практики осознанности в коучинговый процесс с компаниями и людьми по всему миру.

«Осознанность — это качество человеческого сознания, характеризующееся активным вниманием к непрерывному потоку переживаемого опыта и принятием этого опыта. Осознанность создает присутствие в настоящем моменте и способствует   более четкому пониманию того, как ваши мысли и эмоции влияют на ваше здоровье и качество жизни». (Black, D.S. 2010).

Другими словами, осознанность позволяет вам воспринять и осмыслить настоящий момент таким, какой он есть, не глядя через призму прошлого или будущего; рационально поразмышлять, упорядочить ваши мысли и чувства и расслабиться, после чего вернуться к тому, чем вы занимались, — спокойно, с ясным умом и четким пониманием. Это помогает вам согласовать ваши действия с вашей высшей целью. 

Хотя концепция осознанности пришла в мир бизнеса совсем недавно, она уходит корнями в глубь веков. Эта практика берет начало в буддизме, но не является исключительно буддийской или религиозной. Она не требует ни определенных верований, ни молитвы; по сути, она просто предлагает набор инструментов для достижения осознанного состояния. Билл Джордж, профессор из Гарвардской школы бизнеса и эксперт в области лидерства, считает, что сегодня Запад приходит к совершенно новому пониманию феноменов медитации и осознанности. В статье, опубликованной в 2013 году на ресурсе Huffington Post, Джордж отмечает заслуги исследователя из Висконсинского университета в Мэдисоне д-ра Ричарда Дэвидсона, который подвел под практику осознанности и светской медитации прочное научное основание. Дэвидсон наглядно продемонстрировал взаимосвязь между медитацией и позитивными изменениями в участках головного мозга, связанных с обучением, памятью и эмоциями. Другие исследования показали, что практика медитации и осознанности так же эффективна в лечении депрессий, как и антидепрессанты.

Один из мультинациональных гигантов, активно внедряющих практику осознанности и светской медитации на рабочем месте, — Google.  Компания ставит перед собой цель «упорядочить всю информацию в мире и обеспечить к ней быстрый и удобный доступ». Инновационность — один из столпов, на которых зиждется ее успех. Прекрасно понимая высокий уровень стрессовости современной рабочей среды, Google запустила тренинговую программу под многоговорящим названием «Ищи внутри себя». Эта программа была разработана инженером Google Чед-Менг Таном и усовершенствована девятью экспертами, специализирующимися на применении практик светской медитации в профессиональных целях. Курс состоит из трех шагов: тренировка внимания, самопознание и самообладание, и формирование полезных привычек мышления.

Как пишет Кейтлин Келли в статье, опубликованной в New York Times в 2012 году: «Если вы скептически относитесь к подобной ‘чепухе’, подумайте: почему  больше тысячи сотрудников Google уже прошли эту программу, и списки желающих ее пройти — она проводится четыре раза в год — постоянно растут?». Как говорится, трудно понять, пока не попробуешь. Вот что говорит о результатах программы Ричард Фернандес, директор по развитию руководящих кадров в Google, психолог по образованию: «Моя психологическая устойчивость как руководителя заметно выросла. Я стал гораздо внимательнее слушать, с меньшей реактивностью. Мне приходится много работать с руководителями высшего звена, которые подчас бывают очень требовательными, но меня это больше не смущает. Мой запас прочности стал на порядок выше». (Fernandez 2012, цит. Kelly 2012).

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что — при правильном овладении и применении — практики светской медитации и осознанности могут быть эффективным инструментом для руководителей и лидеров, помогающим им в полной мере реализовать свой собственный потенциал и потенциал своих организаций. 

Ванкувер давно известен как место, где процветает разнообразие и толерантность. Для многих жителей Ванкувера (и, разумеется, для эриксоновцев) в концепциях светской медитации и осознанности нет ничего нового. Но применение этих практик в корпоративной среде стало настоящий прорывом, открывающим совершенно новые горизонты. Эриксоновский университет, являясь пионером в области изменений и развития человеческого потенциала, находится на переднем крае этой тенденции. 

И в конце нашей статьи мы предлагаем вам поразмышлять над словами Марка Скаусена, сказанными им в 2007 году:

«Наше общество не уделяет должного внимания заслугам тех бизнес-лидеров, которые создают рабочие места, придерживаются высочайших стандартов этичного поведения и обеспечивают нас продуктами и услугами, которые улучшают нашу жизнь».


Перевод статьи - Ирина Евстигней, научный редактор - Татьяна Андриевская.


Первоисточник >>>



mindfulness_www.jpg

НОВЫЙ ТРЕНИНГ «Наука & Искусство Mindfulness» c Мэрилин Аткинсон в Москве 29 ноября - 1 декабря 2018 >>>
РЕГИСТРАЦИЯ УЖЕ ОТКРЫТА!!! 

Назад к списку


Ближайшие
тренинги