Назад к списку

Коучи: Тренеры для бизнеса. (Г. Хамитова)

Возросший спрос на коучинг-сопровождение отмечают и директор Института системных бизнес-технологий, сертифицированный бизнес-тренер Сагадат Сабитова, и президент клуба бизнес-тренеров Майя Цыганенко. Такое мнение поддерживает и профессиональный коуч, сертифицированный по стандартам ICF (International Coach Federation), директор тренинговой мастерской GoodWill Наталья Нигматулина. На ее взгляд, коучинг бизнес-команд, впрочем, как и личный коучинг, весьма актуален в современных реалиях.

«Ситуация в экономике заставляет людей кардинально менять профессию, образ жизни и отношение к глобальной экологии», – приводит факты «&» г-жа Нигматулина. Для того чтобы двигаться вперед, людям, по ее словам, нужна сильная репрезентация их результата. И коучи должны помогать бизнес-командам быть конкретными в отношении своих целей.

«Люди уходят оттуда, где они были объектами, которыми руководили различные события или обстоятельства, и начинают приходить туда, где они хозяева собственной жизни, – говорит г-жа Нигматулина. – Они чувствуют внутренний рост, и это делает их счастливыми. У людей, работающих с коучем, меняется мнение о своей компании, они считают, что ее руководство заботится о своих работниках».

Как отметила гендиректор агентства бизнес-решений Step&Grow Галия Хамитова, при внедрении технологий коучинга, отечественные компании быстрее и проще достигают поставленных целей, повышают лояльность персонала и общий уровень удовлетворенности клиентов. «При правильном использовании коучинга можно легко повысить прибыль компании на 30-60% в течение шести месяцев», – отмечает она.

Применение коучинга, по мнению HR-специалиста Талгата Кемешева, – это большой вклад в корпоративную культуру, в результате которого формируется позитивное отношение к человеку, вера в то, что каждый – чемпион. То есть многое, утверждает он, зависит от позиции первого руководителя. «Талантливый сотрудник может прийти в коллектив из-за харизматичного лидера, вдохновляющего видения, большого компенсационного пакета и высококачественного обучения, – добавляет Наталья Нигматулина. – Но количество времени, в течение которого сотрудник остается в компании, и эффективность его работы зависят от отношений с непосредственным руководителем». Коучинг, по ее словам, создает переход к новому сознанию в управлении предприятием.

К примеру, в переводческой компании Tandem-translations, в которой работал г-н Кемешев, применение коучинга имело много косвенных плюсов, не измеряемых точными результатами. Коучинг в основном применялся в обучении персонала – прояснение потребностей и составление плана самообучения. Как рассказал «&» г-н Кемешев, компания оплатила от 30 до 100% всей суммы на обучение коучингу. «Внедрение коучинг-методов шло в разных направлениях: планы обучения новых сотрудников, определение слабых мест в обучении и развитии, совещания, корректировки бюджетов, – поясняет он. – Ориентация на вдохновляющий результат, проект-ориентированный подход, SMART-критерии, «спираль Грейвза» и многое другое – терминология знакомая, но именно после обучения коучингу она приобретает какой-то здравый смысл и обретает силу. Почему же это не стало сказкой?» Как ответил сам г-н Кемешев, спустя полгода из обученных коучей осталось только трое директоров, остальные трое ушли, проработав некоторое время.

«Причины ухода называются разные, но их можно интерпретировать и таким образом: люди «выросли», и в рамках компании – даже такой продвинутой и по-настоящему любимой – им стало тесно, – резюмирует он. – Такая перспектива всегда будет маячить перед директором любой компании, отправляющей людей на полный курс обучения коучингу».

Лицом к лицу

Г-жа Хамитова считает, что наибольшим спросом по-прежнему пользуются специализированные направления, такие, как командный коучинг (коучинг управленческих, проектных и стратегических команд), коучинг в продажах, коучинг первых лиц и т.д.

Г-жа Нигматулина отмечает сегодня наибольшую востребованность в бизнес-коучинге и командном коучинге, которые создают быстрый и гибкий процесс изменений и переход компании на более высокий осознанный уровень деятельности. «Лидер или руководитель компании, воспользовавшись коучинговым подходом в управлении, никогда больше от него не откажется», – убеждена она.

Коучинговый подход в работе с клиентами, нацеленный на результат, заключается, по ее словам, не в зарабатывании хороших денег. «Коуч – это тренер вашего успеха или достижения целей вашей бизнес-командой, и коучинг, как профессиональное взаимодействие, заключается в создании большой ценности для клиента, большой разницы между тем, где он находится и тем, как он начинает достигать более качественной, результативной и осознанной жизни и как он может повторять эти достижения, чтобы продлить успех», – подчеркивает г-жа Нигматулина.

Коучинг не учит, а помогает учиться, добавляет профессор Международной академии бизнеса Акмарал Алталиева. «Коучинг – это работа с постановкой и достижением цели, – объясняет она. – Порой заказчики ждут от коуча готовых решений или рецептов, но волшебной палочки не существует».

Несмотря на высокий спрос на эту услугу, в стране не хватает квалифицированных коучей. Как говорит г-н Кемешев, больше внимания должно уделяться качеству обучения. По словам г-жи Хамитовой, ей на практике часто приходилось сталкиваться с непрофессионалами в этой области. «При подборе коуча в первую очередь стоит обратить внимание на его сертификацию, – советует она. – Необходимо проверить рекомендации, выяснить, где именно коуч получил сертификацию, у каких специалистов. Важно узнать об опыте работы. Также следует обратить внимание на то, как коуч работает и дает ли он рекомендации и советы. Если да – это не коучинг, а консультирование».

«Если вам необходим коучинг бизнес-команд или личный коучинг для достижения бизнес-целей, коуч окажется более компетентен в случае собственного успешного бизнес-опыта, – рассказывает г-жа Нигматулина. – Если речь идет об узких нишах, таких, как маркетинг или финансы, коуч должен иметь опыт работы в этих сферах». Для консультирования в бизнесе, по ее словам, сейчас уже по умолчанию должна присутствовать степень MBA как минимум. «Фокусируйтесь на реальном результате, который был достигнут в процессе взаимодействия с коучем», – продолжает Наталья Нигматулина и напоминает, что люди, в конечном счете, покупают не коучинг, а свои результаты.


Назад к списку


Ближайшие
тренинги