Назад к списку

Конфликты между собственниками и коучинговый подход к их решению (Вера Данилочкина)

conflict.jpg
Известная русская пословица гласит «одна голова хорошо, а две лучше», именно поэтому чаше всего бизнесы создаются с лучшими друзьями или близкими родственниками. На этапе зарождения бизнеса общение между собственниками максимально близкое, в работе много энергии, драйва и энтузиазма.  Однако выживают и имеют дальнейшее развитие те компании, в которых собственники идут «нога в ногу», доверяя и дополняя друг друга. На этой стадии даже конфликты и споры между ними носят инсайтный характер и позитивную модальность, другими словами приводят к рождению новых идей, акцентируясь на аргументации своей позиции, не переходя на личности и взаимные обвинения. 

Со временем бизнес растет, ответственность увеличивается. Современная экономическая ситуация подбрасывает головоломку то с одним кризисом, то с другим и все это постепенно приводит к обострению в отношениях между партнерами. Не редко бывает, что они начинают по-разному видеть дальнейший путь развития своей компании, который не совпадает с видением другого компаньона. Нарастающее недопонимание между собственниками сказывается на эффективности компании и оперативности в решении ключевых задач. Прибыль начинает снижаться, коллектив постепенно распадаться, конкуренты «потирать ладони» и радоваться.  

Можно ли в данном случае что-то предпринять, чтобы исправить ситуации пока не стало совсем поздно? По законам конфликтологии (науки, занимающейся изучением конфликтов) – можно, если разногласия еще не достигли стадии открытого конфликта, когда вероятность положительного решения равна всего лишь 5%. 

Может ли коучинг быть тем самым способом, который сможет помочь улучшить взаимодействие между собственниками? Может. В коучинге достаточно инструментов, для работы с конфликтами и не только на внутриличностном, но и на межличностном, и корпоративном уровнях. В качестве примера приведу использование пирамиды логических уровней Р. Дилтса. 


Начнем с уровня «Окружения» и зададим следующие вопросы: Сколько лет вы уже вместе создаете этот бизнес? Что вы вместе уже имеете/что у вас уже есть?  

Далее перейдем на уровень «Поведения», спросим у каждого из участников сессии -  Как вы создавали этот бизнес? Что именно делали совместно? 

На уровне «Способностей» -  Как именно вы выбрали в партнеры друг друга? Что было особенного в каждом из вас, что вы остановили свой выбор на друг друге? 

На уровне «Ценностей» - Какие ценности для вас являются общими? Что самого важного в ваших отношениях? 

На уровне «Идентичности» - Как каждый из вас понял, что другой это именно тот человек, с кем хочется иметь общий бизнес? За что вы благодарны друг другу? Какой метафорой вы могли бы описать себя/свое партнерство? 

На уровне «Миссии» - Какие возможности у вас появляются, когда вы работаете в сотрудничестве? Для кого еще важно, чтобы вы были настоящими партнерам?  


Далее в соответствии со стандартами коучинга, подводим итоги, намечаем план действий/шаги и фиксируем, что нового и нужного дала совместная работа для улучшения отношений.

Обращу ваше внимание на то, что такого рода коуч-сессии имеют свои особенности:
- сессии необходимо проводить одновременно со всеми собственниками,  
- задавать вопросы и получать ответы необходимо от каждого участника, 
- важно избегать конфликтных тем, обсуждения причин разногласий и взаимных обвинений, 
- необходимо умело переводить акцент на ответы только по заданным вопросам.  


Надо также сказать, что успех коучинга в таких запросах возможен только при соблюдении определенных условий:
1. У каждого из собственников (коучи) есть желание наладить отношения и найти «общий язык»
2. Каждый из участников коуч-сессии знает, что такое коучинг и готов работать в коучинговом формате
3. Участники готовы принять на себя ответственность за выполнение намеченного плана улучшения отношений
4. И как уже говорилось выше – разногласия не носят характер открытого конфликта.

Если говорить про результаты коучинга, то результатами будет - повышение ясности во взаимном общении, улучшение рабочих отношений, формирование общих ценностей и миссии, создание единой метафоры, поддерживающей дальнейшие отношения партнеров, энергия и желание сотрудничать и развивать будущее общего дела.
Позитивные изменения во время коучинга, приведут к укреплению отношений собственников, которые обязательно отразятся на эффективности бизнес-процессов и команде сотрудников, что приведет, в конечном итоге, к заметным совместным выгодам.       


vdanilochkina_f.jpg
Вера Данилочкина

Профессиональный коуч по переговорам и сложным коммуникациям, приглашенный преподаватель Бизнес-школы МГИМО по курсу Executive MBA, Master of Business Administration по курсу стратегический менеджмент и управление компанией, основатель Института Переговоров.


Понравилась статья, поделитесь ею с коллегами и друзьями!


Назад к списку


Ближайшие
тренинги