Сколько стоят привычки лидера (Алина Светлова).

Назад к списку

skills_edu.jpg
Уже ни для кого не секрет, что бывают полезные привычки, которые способствуют тому, чтобы быть успешным, эффективным, счастливым. А бывают привычки совсем наоборот – вредные, те, что незаметно, день за днем ухудшают ситуацию. В личной жизни мы все способны легко их различить: курение, переедание – это вредно, полноценный сон и утренняя зарядка – это полезно. 

В бизнесе, как ни удивительно, это не всегда бывает очевидно. 
Например, необходимость задержаться на работе, чтобы завершить важный проект – это вообще привычка? Да, если это происходит регулярно с большинством ваших проектов. А она вредная или полезная? Ведь человек большую пользу компании принес. Правда, от семьи это время оторвал, ну и не выспавшись всю неделю ходил, но это же мелочи на фоне глобального проекта… 

Или точное следование правилам трудового распорядка: я лично знаю компании, в которых торговый представитель обязан появиться в офисе в 9 часов утра (начало рабочего дня), а в 9.15 поехать на встречу с клиентом через весь город в тот район, из которого он только что приехал. Руководитель объясняет это требование очень просто: порядок должен быть. Это ничего, что дорога к офису, а потом к клиенту заняла в общей сложности почти три часа по гололеду и пробкам… Зато дисциплина! Такой формальный подход вреден или полезен? 

Вдруг мы обнаруживаем, что не все так однозначно. 
Привычки – это то, что создает стабильность в нашей жизни. Они позволяют экономить энергию, прежде всего психическую, так как мозг отдыхает во время исполнения автоматических рутинных задач. Закрепление привычки базируется на успешной реализации задачи в прошлом, в личном опыте или в опыте других (при обучении нам, по сути, предлагается использовать те модели, которые уже где-то кого-то привели к успеху). 

Этот принцип прекрасно срабатывает, если речь идет о базовых привычках: чистить зубы, есть здоровую пищу. Но когда мы заходим на бизнес-территорию, все усложняется. Почему? 

Во-первых, современный бизнес во многом определяется качеством коммуникации. А это значит, что уже на данном пункте стоит задержаться и взглянуть более пристально на происходящее. Потому что все люди разные. Например, полуторачасовое совещание для одного будет праздником общения, а для другого превратится в почти бесконечное страдание. Иначе говоря, наши коммуникационные привычки во многом определяют то, как себя чувствуем мы и те, кто с нами вступает в диалог. С учетом того, что у сотрудника не очень-то есть выбор – общаться с руководителем или нет, и в какой манере это делать, есть хороший повод управленцу понаблюдать за своими обычными паттернами ведения разговора. Так, привычка повышать голос, чтобы выразить неудовольствие – уже давно дурной тон. «А мужики-то (некоторые) не знают»… 

Во-вторых, речь идет о лидерах. Существует более пятисот определений лидерства, но почти любое из них начинается со слов «тот, кто ведет». Хочется верить, что лидер при этом знает, куда он ведет, то есть он смотрит вперед и у него есть видение направления движения.

Если сопоставить это определение с тем фактом, что привычки всегда приходят из прошлого, то лидерство и делание чего-либо по привычке входят в непримиримое противоречие. Именно лидеру свойственно замечать, когда пора отказаться от старых привычек, которые тормозят эффективность, и развить новые на пользу делу и обществу. Без осознанности тут никак. 

Ну и наконец, в бизнесе есть еще один существенный фактор, который также следует из определения лидерства: способность влиять. Это означает, что привычки лидера, как полезные, так и вредные, самым радикальным образом влияют на окружающих, на команду, на всю компанию. Еще раз хочется подчеркнуть, что речь идет не только о привычках, связанных с образом жизни. Важно, какие ценности через повседневные бизнес-привычки транслирует руководитель. Примеры? Вы легко сможете сами перечислить десяток-другой. 

Например, отправка писем через корпоративную почту в выходные. Казалось бы, это личное дело руководителя: ну любит он свою работу так, что большую часть выходных пишет деловые письма своим сотрудникам (хотя насчет любви не все однозначно ☺). Они же не обязаны отвечать. Однако своим поведением руководитель как бы говорит, какие проявления приветствуются. И… значительная часть сотрудников, чтобы «соответствовать», зачастую совершенно неосознанно, включаются в игру «Кто больше работал в выходные». Знакомо? 

Или другая ситуация. Совещание продолжительностью час. Руководитель, как Гай Юлий Цезарь, если не говорит сам, слушая, делает еще пару дел: отвечает на почту, подписывает бумаги… Удивительно ли, что через какое-то время также начинают себя вести все участники совещаний. 
Перефразируя известный тезис, можно сказать: «Посеешь привычку руководителя – пожнешь корпоративную культуру». 
Есть ли выход? 
Он всегда есть, если начать его искать. 

Для начала лидеру полезно замечать обыденное поведение, свое и команды, которое уже перестало быть полезным. Совместные усилия по выработке новых полезных привычек ведут к новому уровню эффективности, а значит, и к новым, более мощным результатам. А какой же бизнес этого не хочет? 

Четыре небольших совета (хоть коучи советов и не дают, но из роли автора заметки – делюсь ☺):
• Наращивать внимательность и осознанность; например, во время совещания найти момент, чтобы задаться вопросом: «Что сейчас на самом деле происходит? Насколько я вовлечен? Насколько то, как я сейчас проявляюсь, продвигает меня и команду к необходимым результатам?»
• Запрашивать обратную связь от сотрудников о своем поведении – иногда это бывает неожиданно ☺;
• Развивать подлинное лидерство – а именно готовность к постоянным вызовам изменений, прежде всего самого себя; руководитель, который говорит «Я уже достаточно хорош, чтобы развиваться» сильно рискует потерять лидерство;
• Находить в себе смелость обращаться к специалистам и экспертам: к тренерам - за новыми знаниями и навыками, к психотерапевтам - за усилением гармоничности собственной личности, к коучам – в ситуациях, когда требуется совершить квантовый скачок – лично или с командой. 


Продолжить тему предлагаю в  на он-лайн тренинге "Основы коучинга в управлении продажами >>>", который пройдет c 16 - 17 марта 2019.


asvetlova2018.jpg

Алина Светлова
сертифицированный коуч PCC ICF, тренер МЭУк.

Назад к списку


Ближайшие
программы
  • Международная неделя коучинга 2024
  • 15.05.2024 - 17.05.2024
  • Елена Дёмушкина
  • Наталья Суслова
  • Анна Лебедева
  • Алина Светлова
  • Максим Ошурков
  • Ирина Стояновская
  • Денис Сыч
  • Мэрилин Аткинсон
  • Онлайн
  • Без регистрации
Подождите, идет загрузка...