Назад к списку

Коучинг – искусство «придания формы судьбе». (Д. Ермаков)

Автор: Дмитрий Ермаков

Коучинг как процесс является, по сути, осознанной трансформацией личности и как следствие этого - ее окружения, событий, в которых она существует. Это одновременно и само по себе творчество и поддержка в нем. У А.Камю есть очень интересное определение творчества: «Творить – значит придавать форму своей судьбе» (3). Это допустимо выделить в качестве одной из первостепенных задач коуча – чтобы обратившийся к нему человек вышел на подобную позицию в отношении себя и своих действий. Непростая задача.

Для ее решения коуч располагает набором техник суть которых, по выражению Джона Уитмора, «заключается в повышении осознания и сохранении его на должном уровне и в необходимых областях» (1).

В процессе «осознания» человеком («клиентом») стоящей перед ним задачи, коучу очень важно создать условия четкого видения человеком желаемого для него результата – «seeing is believing» - что является одним из образующих условий успешной сессии, не реализовав которого у коуча крайне велик риск заплутать самому (и утащить за собой клиента) в дебрях игры вопросами или излишнего распыления в мелочах и второстепенных деталях. А это несколько иная сфера интеллектуальной активности, впрочем, отнюдь не ущербная для получения результата при умелой игре в вопросы и удаче в развитии диалога.

В книге «Коучинг высокой эффективности» Джон Уитмор обращает внимание на то, что «любая деятельность человека может быть представлена как входящая информация - процесс – отдача» (1). Позволим себе несколько переформулировать эту «волшебную триаду» в следующую: «осознание (положения дел, состояния) – метаморфоза – реализация, воплощение (нового)». Не это ли происходит с человеком в ходе и в результате успешной коуч-сессии?

Обратимся к метафоре. Примером радуги смыслов, а равно являющимся и удачным, на наш взгляд, безмолвным описанием процесса изменения, трансформации, (читай – цели коучинга) может послужить картина Боттичелли «Весна»:

В трактовке Эдгара Винда (2) это интересное полотно может быть схематически прочитано следующим образом: нисхождение, «порыв» (метаморфоза Зефир-Флора) – процесс (танец трех Граций) – восхождение (Меркурий).

Динамика картины разворачивается по часовой стрелке с правого верхнего угла, где Зефир в порыве страсти обрушивается с небес, преследуя нимфу Хлорис, которая под воздействием этой страсти превращается во Флору:

Флорой зовусь, а была я Хлоридой; в устах же латинских

Имени моего греческий звук искажен.

Да, я была на блаженных полях Хлоридою-нимфой…

Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,

И на свой брачный союз я никогда не ропщу.

Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время… (4).

Метаморфоза «Хлорис-Флора» представлена Боттичелли как изменение природы. Триада «Зефир-Хлорис-Флора» - это trinitas productoria – «производящая триада», зарождение изменений. По правую руку от занимающей центральное место картины Венеры мы видим еще одну динамичную триаду - trinitas conversoria - «преобразующую триаду», представленную как танец трех Граций. Справа Пульчритудо, или Красота, Великолепие, слева - Волюпта, или Наслаждение, Блаженство, а в центре - Каститас, или Чистота, Целомудрие. Именно в нее нацелил свою зажженную стрелу Амур (Эрос), глаза которого завязаны. Венера, как мы уже отметили, занимает центр полотна, которое в этом контексте можно представить как описание метаморфозы, трансформации души в духе неоплатонизма. Интересно, что Плотин в трактате «О любви» пишет: «И если Душа – мать Любви, Венера и есть Душа, а Любовь - действие Души, ищущей Благо…» (5). То, что пробуждает, врывается в нашу жизнь как плодотворный порыв страсти, - страсти в самом широком смысле этого слова, как динамическое начало и желание изменений, - может быть творчески трансформировано в соответствие с вектором динамики, прочувствовать и задать направление которому – вот вызов! В картине это «возвращение» представлено фигурой Меркурия.

Не вдаваясь во все мыслимые и возможные вариации и прочтения (желающих ознакомиться с этим отправляем к упомянутой здесь работе Эдгара Винда) этой потрясающей картины, подчеркнем еще раз суть интересующей нас здесь в контексте коучинга динамики: осознанное, творческое осмысление, трансформация возникающих часто из ниоткуда различных «порывов» в то, что собственно движет нас «вперед и вверх», - в придание формы и направления судьбе.

На этом пути важна «еще одна ключевая концепция и цель коучинга» (1) –ответственность. По словам Джона Уитмора, «Когда мы искренне и сознательно принимаем ответственность за свои помыслы и поступки, наша преданность им повышается, а вместе с ней и эффективность исполнения» (1). Усилия будут тщетными, пока человек не осознает себя ответственным, а чтобы по-настоящему почувствовать себя ответственным, нужно иметь выбор.

Коучинг помогает спланировать и реализовать новый проект, расширить привычные границы мира и выбора, отчетливо осознать некую «зашоренность», наводимую рутинным порядком более-менее удачных, но уже устоявшихся и чем-то таких парализующих событий и дел. Позволяет взглянуть на все как бы со стороны и по-новому.

Вот изысканный образец натюрморта 17в:

Давайте посмотрим на картину как на некое описание «микрокосмоса» именно таких устоявшихся, а часто и таких желанных, удачных дел. Центральное место – богатый стол уже с признаками порчи. Где-то в окружении, на переферии – атрибуты науки и искусства. А на заднем плане за ширмой, собственно, - открытый мир. Слева на краю стола лежат карманные часы. С заводным ключом на синей ленточке.

Помочь осознать человеку выбор, помочь ему увидеть все богатство простирающихся вариантов и возможностей и осуществить прорыв к желаемой цели - еще одна задача коуча и коучинга.

В качестве заключения хочется сказать, что цель этой небольшой работы состоит в попытке иллюстрации того ключевого момента, который в коучинге, вслед за Джоном Уитмором, можно назвать «формирование ОСОЗНАНИЯ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ» человека в динамике его развития.

Список литературы

1.Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. М, МАК, 2005

2.Edgar Wind. Pagan Mysteries in the Renaissance. New York, The Norton library, 1968

3.Альбер Камю. Миф о Сизифе. С-Пб, «Азбука-Классика», 2001

4.Овидий. Фасты. Книга пятая, 195 и 205.

5.Плотин. Эннеады. Трактат III.5 «О Любви».

В работе использованы иллюстрации:

«Весна», Сандро Боттичелли, ок.1480, Уффици, Флоренция.

см. http://www.wga.hu/art/b/botticel/5allegor/10primav.jpg

«Десерт», Ян Давидс де Хеем (Jan Davidsz de Heem), 1640, Лувр, Париж.

см. http://www.wga.hu/art/h/heem/jan/2/table_de.jpg

Ермаков Дмитрий

Дипломированный инженер-механик по оборудованию для переработки пластмасс (1995), сертифицированный бизнес-тренер (2006), сертифицированный коуч (Международный Эриксоновский Университет) - 2009.


Назад к списку


Ближайшие
тренинги