Назад к списку

Дневник корпоративного коуча (Г. Еробкина)

«Успешный коучинг должен создавать эффект брошенного в воду камня, от которого распространяются волны изменений. Эти изменения оказывают положительное воздействие не только на человека, работающего с коучем, но и на его окружение».
Дайана и Меррилл Андерсон



Предисловие.

Коучинг как стиль управления становится все более популярным во всем мире, в том числе, и в нашей стране. Он внедряется как альтернатива весьма распространенному сейчас директивному стилю руководства, который, надо признать, уже не соответствует требованиям современного бизнеса.
При управлении в стиле коучинг несколько правильных вопросов, заданных в нужный момент, прекрасно заменяют инструктажи и многочисленные указания. Очень важно, что в этом случае сотрудник не просто слепо выполняет полученные указания, а самостоятельно находит оптимальный вариант решения поставленной задачи, который полностью соответствует требованиям руководства.
Как показывает практика, такой стиль управления значительно повышает эффективность работы как отдельных сотрудников, так и команд, позволяет наиболее полно раскрыться их внутреннему потенциалу, повышает мотивацию сотрудников. И, конечно же, существенно экономит такой бесценный ресурс, как время.
Наша компания «АПИ» (г. Нижний Новгород) старается идти в ногу со временем и, конечно же, слышала об этом новом методе повышения эффективности персонала.
Как же происходит внедрение коучинга именно в нашей компании? Ответ на данный вопрос вы найдете в этих дневниковых записях, уважаемые читатели.

Сентябрь 2008 г.
Давайте знакомиться! Меня зовут Еробкина Галина, я бизнес-тренер крупной нижегородской компании «АПИ», которая является региональным информационным центром общероссийской сети «КонсультантПлюс».
Пожалуй, начну с благодарности. Благодарить буду своего непосредственного руководителя, Агееву Наталью, начальника службы управления персоналом компании «АПИ». Как-то раз, осенним днем, она мне предложила почитать книгу о коучинге. С этого-то все и началось…

Декабрь 2008 г.

Я - на тренинге «Наука и искусство трансформационного коучинга»! К нам в Нижний Новгород приехал тренер из Москвы, из Международного Эриксоновского универститета коучинга Роман Воробьев.
Главное, что я поняла на данной встрече, что коучинг – это потрясающая методика, основанная на сотрудничестве и интерактивном взаимодействии клиента с коучем, которая может быть применима в различных сферах жизни, как в профессиональной, так и в личной. Смысл коучинга – это движение к цели. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее!

Декабрь 2008 г. – декабрь 2009 г.
Первые коуч-сессии со знакомыми и коллегами, первые ошибки и первые успехи… Встраивание коучинга в свои тренинговые программы и в общение с близкими…
И вновь открытие: коучинг трансформирует не только личность клиента, но и самого коуча! После проведенных сессий с клиентами я по-новому посмотрела на себя, на свою деятельность, стала по-другому, более глубоко осмысливать происходящее, что приводило к положительным эффектам в самых различных ситуациях. И коучинг постепенно занял свое прочное место не только в моей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Январь 2010 г.
Москва. Продолжение учебы в МЭУ. Ведущие программы - тренеры Анна Лебедева, Светлана Попова, профессиональные коучи… Получена масса знаний, пережито множество эмоций… Рассказать можно многое. А обобщить все положительное хочется, перефразировав название известной книги Милтона Эриксона, «ваши голоса останутся с нами»… На самом деле так оно и было. Многие участники программы после прохождения данного модуля отмечали, что их жесты, речь, интонация часто воспроизводили стиль ведущих.
А кроме голоса, со мной останутся и слова Анны Лебедевой, запавшие в душу: «Любая тренировка ведет к результату». Эти слова вдохновляют, вызывают стремление расти и развиваться как коучу, дают уверенность в своих силах…

Март – апрель 2010 г.
А как внедрить коучинг в повседневную деятельность компании? Для этого решили приобщить к нему руководство. И первым шагом стали тренинги под названием «Коучинг в работе руководителя», проведенные в рамках корпоративного университета. Они проводились для руководителей высшего и среднего звена. Целью тренингов было знакомство с коучингом и возможностями его применения в работе.
«Что такое коучинг, по-вашему?» - был мой первый вопрос, как тренера. Ответы были разными: это и «наставничество», и «личный тренер», и «диалог», и «поиск решений», и просто - «крылья»! Что, что, спросите вы? Да, ответ удивительный, соглашусь, но, в то же время, возможно, самый точный, ведь клиент после коуч-сессии летит к своей цели, как на крыльях!
Также мы говорили об истоках коучинга, о его отличиях от консультирования, наставничества и психотерапии. Обсуждались ключевые компетенции коуча, такие как установление раппорта, активное слушание, задавание эффективных открытых вопросов. Выявили и разобрали этапы коуч-сессии и их особенности.
Проведенные тренинги, а их было четыре, получили отличные отзывы и высокие оценки руководства.

Апрель – май 2010 г.

После тренингов с руководителями началось активное проведение коуч-сессий с желающими сотрудниками нашей компании. Каким же образом происходит взаимодействие? Об этом по порядку.
Сначала были проведены коуч-сессии с заинтересованными руководителями подразделений. А уже потом были предложены коуч-сессии для всех сотрудников компании.
С ними взаимодействие проходит по следующей схеме.
Во-первых, руководитель подразделения присылает заявку на проведение коуч-сессий с отдельными сотрудниками.
Во-вторых, идет моя встреча с руководителем, в разговоре с которым я выясняю причины предложения данному сотруднику такого формата работы, цели руководителя.
После этого, в-третьих, следует предварительная работа с сотрудником, в ходе которой обсуждается формат коуч-сессии, проясняются ожидания сотрудника, коуч рассказывает об условиях проведения коучинга. И сотрудник принимает решение, будет ли он участвовать в такой работе. В итоге проводится уже непосредственно коуч-сессия.
Таким образом, в компании наступила эпоха коучинга.

Май 2010 г.
Следующий шаг – введение проекта для руководителей «Школа коучинга». Данный формат предполагает дальнейшее ознакомление с инструментами коучинга, их первоначальную отработку и обсуждение вопросов, с которыми сталкиваются руководители в ходе применения новых навыков.
Перед первым занятием руководителям была разослана электронная презентация данного проекта с условиями участия в нем. А условия были достаточно серьезными: это обязательное посещение всех модулей программы (а их предполагается шесть, так как срок реализации проекта – шесть месяцев); в межмодульное пространство происходит шлифовка технологий, поэтому все участники получают домашнее задание, включающее как теоретическую, так и практическую части; выполнение домашних заданий подтверждается на последующих модулях листами обратной связи.
 Желающих было много, но взяли самых достойных, 13 человек.
Первое занятие было посвящено «Колесу жизненного баланса». Каждый участник выстроил свое личное «колесо» и побывал в роли коуча и клиента. Получено первое домашнее задание.
Таким образом, в «Школе коучинга» прозвенел первый звонок. Старт дан!

Эпилог.
Итак, за истекший период с начала внедрения коучинга в нашей компании было проведено:
-4 тренинга «Коучинг в работе руководителя» для руководителей высшего и среднего звена и руководителей направлений,
-1 занятие «Школы коучинга»,
-58 коуч-сессий с сотрудниками компании,
-подготовлена электронная презентация «Школы коучинга»,
-проведен командный коучинг с одним из отделов нашей компании.
По итогам проведенной работы можно с уверенностью сказать, что коучинг в нашей организации занял свое достойное место. И одним из важнейших результатов внедрения коучинга, безусловно, является освоение сотрудниками компании эффективнейшего способа совершенствования своих способностей. А по словам Арии де Гиус (компания Shell), «способность обучаться быстрее конкурентов, вероятно, является единственным устойчивым конкурентным преимуществом».
А что там впереди? А впереди – новые занятия, новые открытия, новые клиенты, новые сессии, новые достижения компании…


Галина Еробкина
бизнес-тренер, сертифицированный коуч МЭУ, июнь 2010, г. Нижний Новгород

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку


Ближайшие
тренинги