«Заварочный чайник» (Ирина Линдунен)

Назад к списку

Заварочный чайник»Недавно я была свидетелем разговора мамы с дочкой. Они обсуждали рисунок, только что нарисованный девочкой на кружке по рисованию, на котором был изображен заварочный чайник. Рисунок сразу привлек мое внимание. Это был необычный чайник: разноцветный, яркий, с множеством мелких узоров,  носик и крышка отличались по цвету, крышка была необычной формы. Все вместе создавало ощущение удивительной гармонии. Одним словом, это был творческий и жизнерадостный чайник. У меня поднялось настроение, и я подумала «Какая талантливая девочка». Девочка, сияя,  держала рисунок в руках и гордо показывала маме свое творение. 

Каково же было мое удивление, когда в ответ мама просто отчитала девочку. «Посмотри на свой рисунок! Разве это чайник? Почему узоры на крышке отличаются от узоров на всем чайнике? Почему носик и крышка разных цветов, а узоры на чайнике несимметричны? Что ты нарисовала?» И т.д. У девочки уголки ротика поползли вниз, а в глазах появились слезы.  А мама раздраженно продолжала: «Тебе надо учиться, будешь слушать, что я тебе говорю, научишься рисовать. Все должно соответствовать друг другу по цвету и форме. Если крышка розовая, значит и носик должен быть розовым и т.п.» Девочка не выдержала и заплакала «Мама, я никогда не научусь хорошо рисовать, у меня никогда не получится!».
 
Эта сцена вызвала у меня размышления на тему, что как часто мы следуем модели поведения «быть как все», стереотипным распространенным сценариям жизни, которые не соответствуют нашим истинным желаниям. Да, это немного скучно, но зато безопасно.   И, поскольку эти желания и сценарии не являются истинными, своими, теряется вкус к жизни, драйв, появляется ощущение, что проживаешь чужую жизнь.  
 
Мы прекрасно понимаем, что большинство подобных комплексов, чувство неуверенности в себе, страхи – родом из детства. Вот из таких сцен. Мама хотела девочке только добра, я в этом не сомневаюсь. Но ее саму воспитали, что надо соответствовать стандарту, общепринятым представлениям и этот штамп она передает своему ребенку, не задумываясь над тем, что в этот момент губит в ребенке индивидуальность и передает ей чувство неуверенности в своих силах. И как, следствие, уже взрослыми, такие израненные люди нередко обращаются за помощью к психотерапевтам. 
 
В отличие от психотерапии, коучинг не исследует прошлое и не лечит раны, полученные в детстве. Но отголоски такого воспитания, формирования личности, встречаются среди запросов клиентов и в лайф коучинге и в бизнес коучинге. И сила коучинга в том, что ответы на вопросы коуча могут разорвать этот замкнутый круг.  
 
Несколько раз, в рамках бизнес тренингов, я проводила небольшие групповые коуч-сессии. Мое глубокое убеждение, что каким бы навыкам и технологиям не был посвящен тренинг, если ты не знаешь, куда и зачем идешь, ответ на вопрос «Как идти?» поможет мало.   
 
Вот некоторые примеры вопросов:

Как Ваши личные цели соотносятся с целями Вашей деятельности?
Что Вас вдохновляет, когда Вы занимаетесь этой деятельностью?
Какие у вас цели на ближайшие 6 мес, год, 3 года?
Какие области жизни для Вас являются самыми важными? 
 
Многих это ставило в тупик.  Я слышала ответы:

- Это мой долг. Надо делать, я буду делать. 
- Все так живут. 
- Я никогда не задумывалась, что это должно мне приносить удовольствие и как-то вдохновлять. 
- Области жизни? Хочу новую машину. Что еще? А что еще надо? 
 
Потом со многими начинало что-то происходить, что-то внутри откликалось  на эти вопросы. Пусть не сразу после сессии, к концу тренинга. Но что-то происходило. После тренинга подходили и говорили, что никогда не задумывались над этим, а это действительно важно. И для многих ценность навыкового тренинга была именно в ответах на эти вопросы.  
И это действительно так. Потому, что внутри сидит какой-то червяк и зудит и чего-то хочет, и что-то тихо спрашивает. Это не что иное, как внутренняя правда, задавленная стереотипами. Ведь проще заглушить этот внутренний голос, имитировать бурную деятельность, быть все время чем-то занятым, чем честно самому себе ответить «Что я хочу на самом деле?  Почему для меня это важно?» 
Потому что, ответив себе на вопрос о своих истинных желаниях, становится страшно. Как же? Это не принято. Надо быть как все. Иначе меня не поймут. Нельзя отбиваться от коллектива. Счастье, радость, удовольствие, да еще на работе? Это что-то из области фантастики. 
И, если в этот момент коуч будет рядом с клиентом, клиент найдет в себе  силы ответить на эти вопросы и выберет дорогу, которая приведет его к желанной цели. И это будет только его дорога.  Перефразируя Карла Маркса можно сказать «Не только цель, но и ведущий к ней путь должны быть истинными».
 
Еще пример на эту же тему из практики индивидуального коучинга. 
У меня было несколько клиентов с запросом «Хочу сделать карьеру в этой компании. Но у меня не получается. Именно этого я больше всего хочу сейчас». 
Почему для Вас так важно сделать карьеру? В чем для Вас ценность этого?
Как же, пора уже. А то сижу на одном месте столько времени. Надо двигаться куда-нибудь дальше. 
 
Опять стереотип: все делают карьеру и мне надо…
 
И в процессе коуч-сессии не раз оказывалось, что карьера занимает не первостепенное место в жизни человека. Что, на самом деле хочется чего-то еще или, на данном этапе, жизни, совсем другого. Осознав это, у клиента открывается внутренний краник, он по-новому начинает относиться к ситуации, уже по-другому понимая ценность профессионального и карьерного роста. Мир становится как будто шире, ярче и разнообразнее, появляется уверенность в своих силах. И происходит удивительное. Через какое-то время карьера идет в гору, в этой компании, или в другой.  Но этот рост уже осознан, он гармоничен, он не является самоцелью и светом в конце туннеля. Он – лишь часть прекрасного целого. Как крышка от того замечательного чайника. 
 
 
Ирина Линдунен
 
Ирина Линдунен, г. Москва
бизнес тренер, сертифицированный коуч Международного Эриксоновского Университета
 
 
 
 
 
 
 
 

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...