Как я изобрела велосипед или за что коуч берет деньги (Елена Фарба)

Назад к списку

Спасибо Алене Гиндиной за сотворчество в написании этой статьи и Елене Мечетиной за идею  транзактного анализа.
Спасибо МЭУК – за все остальное, потому что с него все и началось… 

 

Кто? Елена Фарба,  практикующий коуч и заинтересованный чемпион

Кому? Студенту Эриксоновского   Университета   Коучинга и начинающему эриксоновскому коучу
 
 
Time  По собственному опыту, как регулярный чемпион (здесь и далее, чемпион – клиент коуча), работающий со своим коучем, могу сказать, что коучинг бывает двух видов. Первый вид коучинга - это тот, который приносит реальную пользу и  результат. Открывает новые, уникальные по своей простоте и экологичности решения. Придает сил действовать, начинать и завершать начатое. Помогает ставить цели, называть вещи своими именами и осознать, наконец, - «да, вот именно это моя цель». Для того, чтобы затем привержено, планомерно к ней идти и прийти.
 
   Но я для себя открыла и второй вид коучинга. Он не описан в литературе, про него не говорят на встречах коуч-сообществ. Зато бурно обсуждают по телефону с друзьями и коллегами. Второй вид коучинга не подразумевает продвижения к результату. И если в коучинге первого типа идет не всегда простая, но системная и ответственная работа коуча и чемпиона по продвижению к цели. То в коучинге второго типа, работа чемпиона сводится к  зависанию в приятных эмоциях и греющих душу фантазиях. Которые один мой знакомый психолог метко окрестил  «цели из разряда не хреново было бы». Удивительно, что работа коуча при этом очень похожа на его же работу в первом случае… Если бы не одно «но»… К этому «но» мы еще обязательно вернемся.
 
   Второй тип коучинга отличается масштабностью и смелостью мечтаний. В разработку берутся по-настоящему глобальные запросы. И все получается очень складно… на словах. Подробно и тщательно. В позитиве, экологично, в зоне контроля и вообще по SMART. То есть человек проявляется не как «посетитель» и не как «жалобщик». Человек приверженно делится своими фантазиями... при этом ничего не меняя в жизни. И когда раз за разом оказывается, что  полет мысли и эмоциональный подъем не только начинается, но и заканчивается коуч-сессией, чемпион вздыхает, снимает лавровый венок и отказывается от коучинга. 
 
   Всякий раз, когда мы откладываем что-то на потом, делая это снова и снова… Всякий раз, когда мы  откладываем решение… Когда не можем взять на себя ответственность… Когда говорим, что не справляемся с ситуацией…  Во всех этих случаях, согласно теории транзактного анализа, в нас говорит внутренний Ребенок. Чего хочет Ребенок (здесь и далее с большой буквы будут писаться роли внутреннего Ребенка, Взрослого и Родителя в соответствии с транзактным анализом)? Приятных эмоций, драйва и веселья. У нашего внутреннего Ребенка нет прошлого и будущего. У него есть только настоящее. Благодаря этой роли внутри нас, мы чувствуем жизнь как она есть изнутри каждого момента.  Именно благодаря внутреннему Ребенку человек получает удовольствие от жизни, переживает эмоции, спонтанно реагирует. Позиция Ребенка очень важна для нас внутри. При этом у нашего внутреннего Ребенка нет причинно-следственных связей. Наш внутренний Ребенок не может  посмотреть на ситуацию со стороны.   Для всего вышеназванного есть другая роль – роль внутреннего Взрослого. Взрослый  всегда ищет способ. Все, что связано с решением и ответственностью – это область нашей Взрослой составляющей. 
 
   И вот теперь вернемся  к «но» в различиях работы коуча в коучинге первого и второго типа. Получается, чтобы чемпиону от мечтаний перейти к решениям, а от них к действиям, ему нужно «передать микрофон» от внутреннего ребенка внутреннему взрослому. А коучу привержено сопровождать чемпиона в этом.  Итак, качественный коучинг – это не только пространство  для вдохновляющего «замечтывания», но и активизация позиции взрослого для реализации задуманного. 
 
  Каждый из нас содержит в себе все три составляющие: внутренний Ребенок, внутренний Родитель, внутренний Взрослый.  При этом способность осознанно активизировать позицию Взрослого определяется уровнем зрелости человека. Внутренний Взрослый – это тот, кто отвечает за свои слова. Внутренний Ребенок  - это, как было сказано выше, наши эмоции. Родитель – усвоенные нормы и правила, часто бессознательные. Из всех трех ролей  только Взрослая наша часть умеет делать осознанный выбор. Взрослый внутри нас мыслит ответственно и способен  воплощать в будущем то, о чем говорит сейчас. 
 
     В связи со всем этим возникает вопрос: что необходимо предпринять коучу для активизации этой самой Взрослой составляющей в чемпионе?  В ряде техник непосредственно заложена процедура перехода от одной нашей внутренней роли к другой – как, например, в «Уолте Диснее». «Мечтатель» как прототип Ребенка, «Реалист» как Взрослый, «Критик»  - Родитель, вписывающий весь план в «настоящую жизнь». Также хочется отметить технику под названием  «Перепросмотр колеса баланса». Эта техника дает возможность системно, а значит по-Взрослому, взглянуть на процесс реализации задуманного. Перепросмотр колеса баланса  очень поддержал одну мою чемпионку, которая более полугода в сопровождении коуча двигается в рамках единого проекта.
 
    Она человек очень эмоциональный и при этом очень приверженный своему проекту. Процедура  перепросмотра колеса на десятой сессии была очень для нее ценна. С помощью этой техники удалось собрать разрозненные запросы, интегрировать весь процесс трансформации. Кроме того, удалось почувствовать значимость и  глубину произошедших перемен в движении к ранее обозначенной цели.  Мне кажется, что это особенно актуально с  чемпионами поколения Х (год рождения с середины семидесятых до середины восьмидесятых).  Поколение Х бежит  вперед с установкой, что все возможно. Периодически из этой установки возникает парадоксальный вопрос: «Раз все возможно, то почему я достиг / достигла не всего возможного?..». И оказывается, что поддержка коуча происходит даже за счет самого формата коучинга, за счет сияния "эриксоновской звезды".  А содержательно усиливается техниками, наподобие перепросмотра колеса баланса. Все это поддерживает осознание Чемпионом собственной "окейности", столь важное для целенаправленного движения вперед. Это значит, что независимо от сиюминутных эмоций и настроения, Чемпион готов двигаться к поставленной цели и просто ищет наилучший способ для этого, исходя из актуальной ситуации. 
 
   Вообще, сама стрела коуч-сессии на каждом этапе соединяет фантазии с реальностью. И здесь как раз мне стоит пояснить первую часть названия этой статьи, а именно «Как я изобрела велосипед…». Дело в том, что новизна изложенных далее идей по усилению Взрослой роли в чемпионе во время коучинговой сессии, состоит в самом подходе. В точке зрения на коучинговый процесс. В фокусировке на определенных реперных точках эффективного коучинга. Но не в предложении каких-то новых техник.  Когда на меня свалилось описанное выше осознание, я проанализировала наши эриксоновские техники. И они предстали передо мной в новом свете.
 
  Начать с контракта на сессию. Ведь уже с заключения контракта может начаться либо движение к результату, либо сны наяву. Как усилиться на этапе заключения контракта? Как выйти на планомерное движение к цели после сессии? Как коучу быть уверенным, что он поддерживает человека в контракте из Взрослого состояния Чемпиона, как из того созидающего состояния, когда человек действительно готов двигаться и что-то предпринимать, даже если у него поменяется настроение. И даже если его муж или жена, или коллеги, или друзья скажут, что это не так замечательно, как ему это прямо сейчас кажется. Потому что Взрослая наша составляющая дает нам устойчивость. Только Взрослая наша составляющая умеет ставить цели и к ним идти. Потому что Ребенок  спонтанный. У него сейчас одно состояние, а через минуту он уже чувствует себя по-другому.
 
    Вопросов много, вот мои идеи относительно ответов.
 
  Итак, контракт. Не будем останавливаться на четырех контрактных вопросах и критериях формулировки работающего контракта. Однако это, естественно, крайне важно. Хотелось бы подчеркнуть важность «заземления» контракта. Это когда десятка включает реальность, когда она встроена в жизнь.  Я осознала, что когда десятка вся про состояние, это контракт внутреннего Ребенка. Или когда ответ на вопрос «Как ты поймешь, что достиг результата?»   весь про состояние - микрофон также у нашего внутреннего Ребенка. Это Ребенок, который хочет получить приятные эмоции, чувствовать удовлетворение. Само по себе это замечательно и психотерапевично. Но возникает вопрос: продвигает ли это состояние к поставленной Чемпионом цели. И если продвигает, то как именно.  И что внутри этой связки «состояние – движение к цели» дает устойчивость. Другими словами, на мой взгляд, любое состояние является пуском для результата. Из того или иного ресурсного состояния Чемпион может эффективнее достичь своих целей. Например, с легкостью провести переговоры или составить бизнес-план. И тогда, для работающего контракта, важно, чтобы состояние было увязано с тем результатом, который оно открывает. Состояние – это инструмент. Кстати, в нашем эриксоновском инструментарии это именно так и есть. Например, «шкала состояний», «корневая ценность», «ценностный образ себя» - все эти техники, в которых, кроме прочего, идет работа с состоянием,  включают увязывание состояния с желаемым результатом. Задача коуча – реально это делать, проверять на "заземление", включать в актуальные ситуации и   проверять влияние на  конкретный результат.  
 
   Что еще, на мой взгляд, может повысить "Взрослость" контракта? Долгосрочный коучинг. Разовый коучинг всегда несет в себе элемент демо, шоу. Ярко, динамично… чуть понарошку.  Скажу по своему опыту в обеих ипостасях (как чемпион и как коуч):  качественный разовый коучинг приносит великолепные результаты в ближайшей перспективе. Однако если проект длительный, а цель масштабная, разовым коучингом не обойтись. Тогда возникает следующий вопрос : становится ли коучинг долгосрочным автоматически, когда количество коуч-сессий переваливает за 2,3,10…? Мой ответ: «Нет». Это может быть десять раз повторенный разовый коучинг. Так, как это происходило,  когда мы проходили четырехмодульную программу и тренировались проводить коуч-сессии друг на  друге.  И хотя инструктаж от Тренеров методично направлял нас на чемпиона,  фокус внимания все равно сдвигался на технику. Это был естественный и закономерный, ПЕРВЫЙ этап на пути движения к Мастерству коучинга. Рамка процедур и техник -  необходимая составляющая овладения любой профессией.  Это, кстати, отражение  нашего внутреннего Родителя, которому нужно разобраться «как правильно», чтобы вообще начать что-то делать.
 
   Однако это, повторюсь, был только первый этап. Когда с «делай раз, делай два» разобрались, самой главной задачей коуча становится концентрация на чемпионе. А именно, на поддержке его в движении и достижении желаемого результата. И вот тут возникает долгосрочный коучинг как принцип и как дополнительный усилитель. Можно раз за разом усиливать чемпиона в запросах «с чистого листа», а можно подойти к процессу системно и в каждой новой сессии, каждом новом шаге помочь почувствовать, увидеть и услышать большую цель. Для этого Чемпиону недостаточно посмотреть на процесс целиком на первой, а потом при перепросмотре, на десятой встрече. Важно, чтобы была такая возможность  каждую сессию. Для этого, например, могу предложить прояснять после озвучивания чемпионом актуального запроса  на данную сессию: «А как этот запрос соотносится с реализацией твоего проекта?». Важно, на мой взгляд, соотносить каждый новый контракт с реперными точками движения к реализации проекта целиком. Как принцип, должна быть интеграция. Чтобы сиюминутное состояние чемпиона не сместило Взрослую составляющую, которая дает движение вперед. 
 
   Кроме того, для  глубокой интегративной поддержки, коуч может собирать особую папку своего чемпиона и свою папку-дубликат. И тогда у чемпиона всегда есть связь с конечным результатом, он и его коуч видит весь процесс системно и комплексно. В эти папки войдут:
 
1. Во-первых, сами сессии. Вместо копирки коучу очень удобно фотографировать лист чемпиона, распечатывать на цветном принтере и вкладывать в свою папку. Одну папку чемпион приносит с собой на сессию, она всегда у него под рукой, всегда есть возможность ее полистать-посмотреть. Коуч имеет свой вариант той же папки.  
2. Во-вторых, коуч  вкладывает пустой лист в папку чемпиона между сессиями для домашних заданий и осознаний. В своей же папке коуча на этом листе будут пометки о полученных смс, их содержание и заметки к следующей сессии. Кстати, практика высылки чемпионом  запроса на следующую сессию заранее, например, за день до коуч-сессии, также, на мой взгляд,  сильно продвигает чемпиона во Взрослую позицию. Тренирует его концентрацию на процессе коучинга, повышает ответственность и значимость коучинговой работы, а также дополнительно разводит коучинг и психотерапию. 
3. В-третьих, в эти папки войдут анкеты обратной связи. Хорошо заполнение анкет вкладывать во временную рамку сессии («Есть 30 минут на сессию и 5 минут на заполнение анкеты»). 
4. Ну а, в-четвертых, эта папка может использоваться чемпионом не просто как папка коучинга, но как папка проекта. И тогда в нее войдет шаг за шагом непосредственная реализация проекта. Эту часть папки коучу не нужно копировать. В этом случае коучинг выполняет свою роль на 100%, являясь не самоцелью, а средством для достижения цели.
 
 
  И тогда есть, наконец, то, что можно подержать в руках! Так вот за что коуч берет деньги! Ну а если серьезно, то есть четкая поддержка, структура, система, к которой человек может вернуться. Которая, созданная им однажды, придает чемпиону устойчивость. 
 
  Кроме всего вышеназванного, хотелось бы отметить пару нюансов, как еще усиливать Взрослую составляющую в коучинговой работе. Например, технику «Линия времени» использовать не просто для вдохновения, а именно для того, чтобы увидеть этапы пути, разметить их и двигаться в соответствии с ними от сессии к сессии.   Еще один незаслуженно забытый нюанс, во всяком случае, мной и моими любимыми коллегами,  – это коучинговая беседа еще до начала самого коучингового процесса.  Проводится она на первой встрече и вся целиком посвящена исследованию проекта, в рамках которого чемпион запрашивает коучинговую поддержку. Это именно беседа коучинговыми вопросами, не связанная рамкой коучинговой стрелы. И тогда, уже на первой встрече коуч и чемпион проясняют степень зрелости запроса и готовность ее наращивать до необходимой для реализации.
 
 А еще есть целая сфера, где коучинг ориентирован на Взрослые ответственные  решения в наибольшей степени. Где сама эта сфера дошлифовывает запросы. Это сфера бизнеса. Недаром она столь любима коучами. Однако мне кажется, что хотя у лайф-коуча задача более сложная и комплексная, требующая более тонкой настройки и большего уровня личностной зрелости, но задача его вполне выполнимая. В этом смысле, лайф-коучинг является плацдармом для тренировки истинного мастерства коучинга. Эффективный лайф-коуч (именно коуч, а не тренер, консультант или психотерапевт) определенно будет эффективен в бизнес-запросах, изначально более ясных, однозначных и нацеленных на конкретный результат.  
 
  Есть и еще один вопрос, который возник у меня в процессе обсуждения этой темы  с моей любимой коуч-феей Аленой Гиндиной. Возможна и нужна ли жизнь в стиле коучинг? Этот вопрос вызвал разногласия… подтверждающие правило. Что коучинг срабатывает, когда чемпион активизирует свою Взрослую позицию. И насколько в его жизни активен и востребован этот самый Взрослый, насколько ему нужно ставить цели и двигаться к ним, настолько ему важна поддержка коуча. В бизнесе человека поддерживает ежедневный коучинг в исполнении руководителя-коуча. В жизни вне бизнеса у людей разные стратегии. Вольному художнику, например, коуч поможет реализовать какие-то проекты, а потом оставить место для жизни в потоке… 
 
 Хочется завершить эту статью вопросом. А Вы что обо всем этом думаете, уважаемый коллега-читатель? Как поддерживать чемпиона в реальном движении к его истинным целям? Что поддерживает Лично Вас в движении и в достижении большой цели в течение длительного времени? 
 
 
P.S. Внимательный читатель наверняка обратил внимание на роль Родителя внутри нас, влияние которой на процесс коучинга еще предстоит раскрыть. Впрочем, и тут мне интересно Ваше Личное мнение на этот счет... 
 
 
 
 

Елена ФарбаЕлена Фарба

сертифицированный коуч, бизнес-тренер, г. Москва
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...