Назад к списку

«На волне человеческого усилия…» (Татьяна Белых)

«…в действительности все гораздо проще, 
чем кажется в теориях – 
достаточно просто больше
 верить своей интуиции и тому, 
что заложено в наши души»
М. Мамардашвили
 
 
В качестве эпиграфа и названия мною процитированы слова выдающегося философа – М. К. Мамардашвили не случайно. Коучинг как технология возник не так давно, но идеи, на которых основывается эта технология, имеют большую историю. Я думаю, что мой интерес к коучингу появился тогда, когда я поняла, что это не что иное как прикладное использование тех философских идей, которые подчеркивают онтологический аспект существования человека. Для меня мысли, высказанные М. Мамардашвили, в свое время стали отправной точкой (теперь я это осознаю отчетливо) для самокоучинга. В своих работах Мераб Константинович задает вопросы, которые раскрывают человеку его глубинные основания, ценностную основу. И, если ты позволяешь себе мыслить вместе с ним, задавать эти вопросы себе, ты делаешь невероятные открытия в себе все более глубоких пластов своего «Я». Это большая радость, но это и большая работа, требующая больших усилий. Я хочу познакомить вас лишь с некоторыми мыслями этого удивительного человека, который примером собственных размышлений и вопросов, задаваемых себе, расширяет сознание других людей. Позволяет им прийти к самим себе. Разве это не есть цель коучинга?
 
Мы знаем, что у каждого человека свой Путь, свои вехи этого пути, никто не может за кого-то прожить его Жизнь. В этом глубочайший парадокс человеческого существования: человек не может жить в одиночестве, но его жизнь настолько уникальна и неповторима, что на своем Пути он один – Автор своей жизни. В самые значимые ее моменты человек ощущает это и берет на себя ответственность за то, что он создал или создает «здесь и сейчас». 
 
Но осознание своего Авторства – это движение со всеми ему присущими свойствами. Движение длится во времени, оно имеет скорость, оно имеет начало, для него необходима энергия. Осознание себя Автором своей жизни имеет пусковой момент, как правило, это кризисное состояние, ну или, по крайней мере, состояние противоречия, неудовлетворенности тем, что есть; для осознания нужно время и мотивация, дающая силы и энергию двигаться. Кто или что помогает человеку двигаться по пути осознавания себя? Человечество создало уникальные для этого возможности. «Человек – искусственное существо, которое само себя рождает процессом называемым историей и культурой, причем рождает так, что не может ответить на вопрос о собственном происхождении» (М. Мамардашвили, с.19).
 
Философия и психология объясняют процесс рождения «Я», используя интерпретацию как метод, опираясь на уже имеющуюся, известную, созданную кем-то картину мира. При таком методе мы можем описать «Я» человека, но не можем сделать его Автором своего «Я». В коучинге эта возможность появляется. 
 
В чем своеобразие коучинга как технологии? На мой взгляд, в следующих позициях, которые я хотела бы обсудить в этом эссе:
Коучинг как узнавание себя.
Коучинг как среда «человеческого усилия».
Коучинг как способ достижения «свободной причинности».
Коучинг как способ актуализации бытийного мышления и конструирования бытия.
 
Философы и психологи, создали ментальное пространство для появления Человекознания и его прикладных областей, ориентированных на осмысление бытийной стороны человеческого существования, моделей осознания природы человека, его поведения и мотивации. К одной из таких моделей, несомненно, относятся взгляды М. Эриксона, ставшие основой коучинга как альтернативной технологии, основанной на признании бытийной основы человеческого «Я». Поэтому коучинг, в отличие от традиционных психологических способов консультирования – это один из способов создания человеком уникальной собственной картины мира; узнавание собственного «Я» за счет «человеческого усилия».
 
«Способ существования человеческих предметов (предметов со свободной волей) отличается от способа существования естественных предметов, которые могут пребывать во времени, тогда как ничто человеческое не может само собой пребывать, оно постоянно должно возобновляться и только так может продолжать жить, а возобновляться оно может только на волне человеческого усилия» (1, с.24). Процесс коучинга создает среду усилия. Вопросы, которые задает коуч, направлены на создание условий для того, чтобы с их помощью произошло узнавание себя или встреча с самим собой, которая требует искренности по отношению к себе. Увидеть себя как в зеркале, отвечая на вопросы коуча, осознать свои цели и препятствия к их достижению через расширение ценностно-смысловых установок – для этого требуется большая внутренняя работа.
 
Почему становится возможна встреча с самим собой? Потому что коучинг, на мой взгляд, это способ достижения «свободной причинности». Когда случилось «помыслить себя», совершить акт «cogito» (по Мамардашвили), то «я знаю о себе все» - в коучинге это происходит в момент осознания «корневой ценности». Для человека открывается при этом не только новое знание о себе, но и желание, а значит, энергия для изменений и самосозидания. Э. Кант говорил, что истина, красота, добро, совесть, справедливость, сообщность – «сверхестественное внутреннее воздействие». Сверхестественное не в смысле мистики, а в том смысле, что для этого не было никаких видимых причин – «свободная причинность». 
 
В процессе коучинга происходит внезапное, как правило, осознание ценности, важности, приоритетности чувств, мыслей или действий для достижения цели, казалось бы, нет никаких причин для того, чтобы эта перемена произошла, но она происходит! «Для того, чтобы в мире была истина, чтобы в мире был человек, чтобы была красота, нет никаких оснований, и философ тот, кто удивляется тому, что это все-таки есть. Поэтому и говорили древние, что началом философии являлось удивление» (с. 43).
 
Но ценность будет жить только в той мере, в какой она будет возобновляться усилием человека, направленным на то, чтобы эта ценность жила. Для этого должно существовать бытийное мышление, а не только и не столько мышление как логическая способность или психическая функция. Процесс коучинга позволяет создать условия для актуализации бытийного мышления. Каким образом? Во время сессии человек каждый раз (особенно ярко это проявляется при долгосрочных контрактах) заново за счет усилия и сосредоточения всего своего сознания, борьбой, именно борьбой с ним и «собиранием, рассеянной и пространственно и временно раздробленной жизни, то есть актуально» проживает неотделимо от мысли об этом проживании определенный отрезок времени – это и есть бытийное мышление. В повседневной жизни такая удача представляется крайне редко, но именно эти моменты и продвигают человека по пути осознания себя, своего внутреннего, скрытого, порой от самого себя «Я». 
 
То есть в ходе коучинга бытие не отражается, оно конструируется. «Регулятора, для того чтобы существовали, пребывали и воспроизводились человеческие качества, нет» (с.45). Это результат усилий, которые предпринимает человек или в одиночестве или с человеком, который может ему в этом помочь. В ходе коучинга расширяющего осознание человеком самого себя происходит конструирование бытия, а значит и собственных качеств за счет рефлексии своих глубинных ценностей, актуализации человеческого бытия. «Добро ведь существует только потому, что существуют добрые люди. Оно действует только в живых существах. И свет в нас самих, а не вовне» (с.39).
 
Я чувствую, что человек когда-то знал эту истину, возможно и жил согласно ей. Ведь истину нельзя только знать, в ней надо быть.
Поэтому дать человеку возможность увидеть или почувствовать свой собственный свет, а затем суметь его проявить – главная миссия коучинга как уникальной гуманистической идеи.
 
 
Использованная литература:
1. Мамардашвили М.К. Вильнюсские лекции по социальной философии: (Опыт физической метафизики).- СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012,-320с.
 
 
 
Белых Татьяна Викторовна
г. Саратов
профессор кафедры общей и социальной психологии Национального исследовательского Саратовского государственного университета
консультативный психолог
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Назад к списку


Ближайшие
тренинги