«Коучинг и …» (Александр Логинов)

Назад к списку

Между словами СТРАХ
и СТРАЖ разница в одной палке.
из личных наблюдений


coaching_and.jpgВведение
Всю свою школьную жизнь я провел в не государственном образовательном учреждении. Обучение частично финансировалось из кармана родителей, частично из аффилированных Фонду Сороса организаций. Сейчас эту школу невозможно было бы создать по определению, но в 90-ых «запад» старался оказывать всевозможное влияние на все сферы жизни постсоветского пространства.
В этой школе можно было открыто спорить с учителями, не соглашаться с ними, свободно высказывая свои мысли. Таким образом Система развивающего обучения Эльконина и Давыдова моделировала ситуации, когда гражданин (ученик) будет иметь полное право быть несогласным с властью и сложившимися порядками (учителя).

С младших классов в детей «вшивали» понимание, что нет понятий о правильности и неправильности, что не обязательно кому-то и чему-то соответствовать, и что правила придуманы, чтобы у кого-то хватило энтузиазма сказать: «А давайте попробуем по-другому!»
В системе учащимся задавалось больше вопросов, чем давалось ответов. Учащимся предлагалось самим додуматься до всего. Как будто бы авторы системы были посвящены в основы коучинга.
Также в школьные годы я ненавидел (слово не случайно подобрано) писать сочинения, которые представляли из себя монолитный текст объемом в несколько страниц. Поэтому я позволил себе написать это эссе как набор своих мыслей в различных эпизодах, затрагивающих отношение Коучинга с различными аспектами нашей жизни.


Эпизод 1 - Коучинг и сказки
У меня растет маленькая дочь, и я с ужасом представляю тот период, когда её придется знакомить с популярными сказками, которые, как я считаю, закладывают основы формирования личности и зачастую неправильные основы.
Представьте себе, как было бы здорово, если бы все сказки выпускались в коучинговой редакции. В таких сказках золотые рыбки и джинны не выполняли бы желания после вопроса «Чего ты хочешь?» Ведь множество людей выросших на таких сказках про волшебных щук и коньков-горбунков всю жизнь или в отдельных сложных ситуациях ждут волшебников на голубых вертолетах, которые бесплатно покажут кино. Всю жизнь в ожидании чуда, которое вот-вот упадет с неба и поменяет всю твою жизнь.

Есть еще категория людей, которые прекрасно осознают это и делают инфобизнес на разоблачении всего вышеописанного. Тренинги и книги на тему «Сделай все сам!», «Поменяй свою жизнь!», «Берись и делай!» приносят своим авторам баснословные доходы, при этом вылечивая симптомы, но не причину. Знаете какой самый коучинговый сказочный персонаж? Серый волк. Он помогает Ивану-царевичу, когда тот ввязывается в определенную историю, и молвит «дальше мне идти нельзя», как только понимает, что контракт завершен.
Представьте если бы Джинн сказал Алладину: «У тебя есть три запроса на коучсессию». После чего история описывала бы более менее реальное движение главного героя по социальному лифту. Такую же аналогию можно привести и с Золушкой.

В современном мире меняется всё: мир, методики ведения бизнеса, системы управления, да всё. Может быть пришла пора и сказкам измениться?

Эпизод 2 - Коучинг и школьные сочинения
Знаете, что я заметил? Как много люди тратят своего драгоценного времени на обсуждение других людей. Сплетни и кухонные разговоры, обсуждение постов в инстаграм и прочий фокус на других людей, но, увы, не на себя. Дело не в том, чтобы искать бревно у себя в глазу, а чтобы просто заниматься собой. Хочешь обсудить как кто-то набрал в весе - сходи лишний раз в бассейн сам. Кто-то обновил машину или телефон - обнови и ты себе что-нибудь, или подумай, как это можно сделать.
По моему мнению, обсуждать других нас, от части, учат школьные сочинения.
Вспомните, чтобы раскрыть некоторые школьные темы сочинений, нужно грамотно, аргументированно объяснить, что не так с одним из персонажей, и как это подтверждается цитатами из текста. Объяснять надо тщательно и соблюдая объёмы, указанные учителем.
А теперь представьте, как если бы учителя литературы использовали в своей работе коучинговый подход, и школьная программа соответствовала коучконцепциям. Тогда, вся процедура написания сочинения могла бы выглядеть следующим образом:
1. Ученик прочитывает произведение.
2. Разбирает на уроках с учителем все премудрости символизма и зашифрованных посланий автора.
3. Пишет сочинение на тему, к примеру «Влияние образа Чичикова на мою жизнь». Где имеет возможность описать, как изменилось его отношение к чему-то, кому-то после знакомства в персонажем, и какие уроки он из этого вынес, как изменится порядок его действий в будущем.

Больше никаких обсуждений персонажа, фокус на себя и собственные действия, через собственную осознанность. Кому-то может показаться это слишком сложным, но для детей почти нет ничего не возможного.
Мечтая-размышляя о таком порядке вещей где-то в параллельной вселенной, я уверен, сплетен и разговоров за спиной стало бы в наших жизнях гораздо меньше, а вот чего бы прибавилось, так это личных стремлений и действий.

Эпизод 3 - Коучинг и мои сокровенные изменения
Хочешь изменить мир - начни с себя. В заключительном эпизоде я возвращаюсь к фокусу внимания на себя. Только в этом эпизоде я сделаю фокус внимания именно на себя. В частности на те изменения, которые произошли со мной под воздействием коучинга и всех тех принципов, которыми он так щедро одаривает своих адептов.
Я попробую построить этот эпизод по принципу «было-стало», или что стало вместо чего.

1. Авторитарность мнения. Какое-то время назад я был человеком живущим по принципу «красьте стены в любой цвет, если это зеленый». То есть единственным правильным мнением в 99% ситуаций было мое собственное мнение, и так как аргументирование является одной из моих сильных сторон, мне было легко вдавить свою точку зрения в голову собеседника. Теперь все иначе. Во многих случаях я даже не пытаюсь оппонировать, и стало так легко. Оказалось, что нет никакой разницы, в какой цвет покрашены стены, и прежде всего для меня.
Одновременно ценным стало бережное отношение к мнению и экологии другого человека, которому больше не придется вздыматься на дыбе моей правды.

2. Ярлыки. Очень я любил развешивать их на людей, много, словно на праздничную ёлку. Так же гораздо проще, повесил ярлык, заклеймил человека определенным понятием и теперь все его действия трактуешь с позиции этого клейма. Теперь все иначе. Терпимости определенно прибавилось. Я хожу и срываю ярлыки со старых знакомых, и оказывается, что под ними скрывались совсем другие люди, несоответствующие надписям на бирках. Теперь человек каждый раз рассматривается мной, как будто, сызнова, без отсылок к предыдущим поступкам. По крайней мере, я к этому стремлюсь.

3. Переживание неудач. При всей такой подлости и гадости в первых двух пунктах раньше мне было свойственно чувство гипертрофированного фокуса на неудачи и себя в этих неудачах. Это выражалось в том, что любые неудачи, которые происходили со мной при участии других людей, я полностью забирал под свою ответственность, занимая роль виновника, который не додумал, не предусмотрел, не предугадал и т.п. При этом часто партнеры, видя как я забираю всю ответственность на себя, отлично себя чувствовали. Пример такого - неудавшийся проект, где заказчик бездействует, но при этом ничего не получается у исполнителя. Теперь все иначе. У меня есть четкое понимание того, что делать или не делать - дело каждого свободного взрослого человека. Если человек выбирает определенный паттерн поведения, то не надо пытаться компенсировать его выбор собой. Стало гораздо легче, меньше нервов, больше доверия, больше осознанности в выборе действий и принятия решений и самое главное - ушла необходимость подумать за кого-то, освободив место для творчество внутри черепной коробки.


Заключение
Я рад, что коучинг случился в моей жизни, как явление. Сейчас, оборачиваясь назад, я понимаю, как много у этого выбора было предпосылок. Однажды мой коуч помог мне найти свою миссию. Она очень проста - Упорядочивать. Чем я и занимался в более или менее агрессивной форме, бесконечно понимая, что у «рыбы» окружающий её хаос начинается в голове. Люди желающие воспользоваться моими услугами могут обеспечить любой уровень доступа к своему бизнесу, но головы - совсем иное. Это как гаражи, куда нельзя прийти без ведома владельца и «наприбирать» там. А ведь начинать зачастую имеет смысл именно с порядка в головах, работая с причиной, а не симптомами. Коучинг помогает это сделать: либо навести порядок, либо честно задать себе вопрос «А может быть порядок сейчас не настолько актуален, как что-то другое?»

Закончить сие эссе я хотел бы словами известного бизнесмена, участника списка Forbes, основателя KupiVip.ru и CarPrice Оскара Хартмана, «Мы живем в мире, в котором есть все ответы. Теперь наше качество жизни зависит только от качества вопросов, которые мы задаем».

aloginov.jpg
Александр Логинов,

выпускник Международного Эриксоновского Университета коучинга


Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...