Мои коучинговые открытия. (Л. Малышева)

Назад к списку

Все под луной открыто, да многое спрятано.

 

На своем трехмесячном пути коуча я сделала несколько удивительных для меня открытий, с некоторыми из которых хочу поделиться. Удивительных потому, что в процессе обучения на модулях все казалось понятным и ясным, а проблемы, которые поднимали другие участники, казались не относящимися ко мне. Пока я лично, на своих сессиях и со своими клиентами не столкнулась с ними.

 

Первое открытие

После первого модуля «Науки и искусства коучинга» я вернулась в свою компанию, где работаю тренинг-менеджером, и написала своим коллегам письмо с заголовком «Я-коуч». Вот краткое содержание этого письма-призыва: «Каждый человек время от времени спрашивает себя – насколько я доволен своей жизнью? Есть люди, которых все устраивает в жизни. Они просто плывут по течению, как будто спят наяву. Есть те, у которых возникло смутное ощущение, что все идет как-то не так, как хотелось бы. Они хотят что-то изменить, но у них не хватает решимости, сил, мотивации, энергии. А есть такие, которые уже знают, чего хотят. Они готовы к изменениям и прикладывают усилия для достижения своих целей. Они меняют себя и мир вокруг по своему желанию... Всем, кто хочет что-то изменить в своей жизни, я предлагаю себя как инструмент этих изменений :)) Я не буду давать вам советы, но со мной вы сможете ответить на вопросы, которые мучают вас уже давно, и на которые вы пока не смогли найти ответ. Вы сможете изменить мир вокруг себя так, как вы хотите, изменив себя». 

После такого письма мои коллеги действительно начали записываться ко мне на сессии, и приходить с глобальными запросами: «Кем быть?», «Куда идти дальше?», «Все надоело, как изменить жизнь?»... Мы с каждым рисовали Колесо Жизненного Баланса, раскладывая по полочкам все важные области. На вторую сессию большинство моих коллег не пришли. Кто-то решил, что все уже ясно и он будет выполнять намеченное сам. Кто-то оказался «посетителем» - полюбопытствовал, поболтал, удивился, что нужно что-то делать между встречами, и вернулся в свою жизнь. Некоторые все же пришли на вторую, и на третью сессии, но их было меньшинство – всего двое. Проводить сессии было почти не с кем.

Тогда я стала осторожнее и начала позиционировать коучинг как «инструмент для решения проблем». Ко мне стали приходить (даже прибегать иногда) коллеги с «горящими» проблемами, требующими срочного решения. Не было проблем – не приходили. Появлялись проблемы – прибегали. «Колеса» были не нужны, планомерного развития людей не происходило. Опять что-то не то… 

Так, мое первое открытие: «Как будешь позиционировать, что такое коучинг, такие запросы и получишь от клиентов». 

Мне нужно было в моем объяснении, что такое коучинг, совместить мечту о желаемой жизни с постепенным изменением самого клиента и мира вокруг. Чтобы клиенты понимали, что это их развитие, их работа на пути к исполнению мечты. И объяснить это повседневным, а не пафосным языком. «Я приведу вас к исполнению вашей мечты» - звучит слишком волшебно, даже по-шарлатански. Я работаю в банковской организации, где все общаются на сухом бизнес-языке, где такие волшебные обещания никто не воспримет. Скорее воспримут следующее: «Коучинг поможет поднять вашу личную эффективность в работе и жизни для достижения поставленных целей». В последующем оказалось, что для разных клиентов эту суть нужно доносить разными словами, в зависимости от пола, возраста, занимаемой должности и взаимоотношений со мной, коучем.

 

Второе открытие

Вторым моим открытием было то, что «мне вдруг оказалось сложно сохранять коуч-позицию при работе с клиентами, которые в моей профессиональной области знают меньше меня». Они пытаются «изобретать велосипед», бредут в темноте, на ощупь находят отдельные крохи со шведского стола… Они находятся на уровне бессознательной некомпетентности. А мне-то что делать? Я веду их по стреле коучинга, задаю открытые вопросы, не советую, и при этом испытываю нетерпение и жуткое желание проконсультировать, «дать материал», или хотя бы снабдить списком литературы, где есть материал.

Я никогда не думала, что у меня будет такая проблема, потому что всегда воспринимала людей такими, какие они есть, уважала их индивидуальность и непохожесть. 

Помогла обратная связь от моих клиентов. Их горячая благодарность, и гордость за себя, за свои результаты. Через время я увидела, как они меняются в профессиональном плане за короткий период. Как меняется их мышление. И поверила еще раз, что с ними все ОК. Это их достижения, их развитие, их лучший выбор! Они все – ЧЕМПИОНЫ!

А литературу я действительно могу им порекомендовать, если они спросят.

 

Третье открытие

Я веду в банке проект по подготовке наставников. В начале проекта я провела для них тренинг по навыкам наставника и обещала индивидуальную поддержку в виде коуч-сессий. Объясняя, что такое коучинг, я видела, что не могу донести до них всю суть. Они должны были попробовать коучинг на себе, чтобы понять. Поэтому я сначала решила предложить им по две коуч-сессии, а остальные – по их желанию. Первые встречи подтвердили мои опасения относительно понимания наставников, зачем им может быть полезен коучинг. Но после первых двух встреч народ стал записываться на следующие. Причем, не всегда потому, что почувствовали, как им помогает коучинг. Одни приходили, потому что понравилось. Другие – потому что первые ходят и говорят, что это круто, или потому что руководство поддерживает идею коучинга.

В первый раз столкнувшись с коучингом, человек не сразу понимает, как это действует, и что он может получить. Клиента нужно приучать к коучингу, постепенно менять его мышление. После нескольких встреч человек уже понимает, какой вопрос он возьмет для обсуждения на встречу, что он хочет получить на выходе. Уже есть готовность и ответственность человека прилагать усилия. Вырабатывается привычка, определенный навык расширенного мышления.

«Коучинговые встречи должны быть регулярными для клиента и коучу нужно сразу предлагать клиенту определенное минимальное количество встреч для получения результата». 

Сколько это – минимальное количество? Мне нравится цифра 5!

 

Четвертое и пятое открытия

К моменту, когда я провела по две сессии с каждым наставником, возник вопрос: «Что я могу им предложить дальше?» На первых сессиях мы прорабатывали отдельные вопросы, связанные с текущей ситуацией. Это был бег на месте. Во-первых, нужна была глобальность, некая конечная цель, которая бы светила и манила, а во-вторых, шкалирование того, что есть сейчас, чтобы потом возвращаться и видеть изменения.

Если бы я пришла к коучу, что было бы для меня самым важным подтверждением того, что результат есть, что деньги заплачены не зря? Нужны были бы точки опоры, показатели, измерители – чтобы подтверждать, что изменения есть. Когда человек видит изменения, он рвется работать дальше! 

«Клиентам нужны измерители изменений».

На третьей сессии я с каждым нарисовала «Колесо профессионального баланса». Они были все очень разные, с красивыми названиями «Мечта солдата», «Колесо Сансары», «Профессиональное счастье». «Колеса» помогли наставникам определиться с целями, стремлениями, сориентироваться в ситуации, конкретизировать понятия, определить ценность каждой области и прошкалировать настоящее состояние ресурсов. Кроме того, использование различных шкал в каждой сессии помогало им найти ответы на вопросы, понять, где они находятся и сколько идти, приобрести уверенность. А мне «Колеса» помогли в дальнейшей работе с этими сотрудниками.

 

Дело в том, что эти наставники не всегда приходили на сессии с конкретными запросами. И ждали, что я предложу им что-нибудь интересное и полезное. «Если у клиента нет конкретного запроса на сессию, коуч должен быть готов помочь клиенту найти важную для него тему». К встречам я готовилась: просматривала «Колесо» и материалы предыдущих встреч. В начале встречи спрашивала, с каким запросом пришел человек. Если конкретного запроса не было, просила рассказать об успехах и изменениях в работе. Обычно из этого рассказа быстро всплывала тема, о которой клиент начинал говорить как о волнующей, требующей проработки или решения. Ее мы и брали на сессию. Иногда эта тема всплывала из «Колеса» - область, требующая продвижения. С некоторыми из наставников мы уже успели вернуться к «Колесу» и оценить продвижения в различных областях. Такое удовольствие смотреть, как меняются ЧЕМПИОНЫ, как растет их уверенность в себе, сила, как появляется потребность в достижениях!!! Они начинают распространять эту потребность в изменениях и на личную жизнь тоже! 

Эти открытия относятся к долговременному коучингу при работе с кадровым резервом компании.

 

Теперь я позиционирую коучинг как инструмент, который позволяет клиенту определить его собственный желаемый путь, и воплотить его в реальность. Один секрет: для этого клиенту нужно постоянно прикладывать усилия. Я настраиваю клиента на долгосрочную регулярную работу, предлагая начать с пяти сессий, один раз в неделю. На первой сессии мы создаем «Колесо баланса» для достижения цели, в котором раскладываем глобальную цель на области, которые требуют развития, шкалируем текущее состояние дел. И начинаем прорабатывать ключевую область, расширяя охват. В конце каждой сессии я стараюсь оговорить тему на следующую сессию. Эта тема логично вытекает из текущей сессии или связана с предыдущими. Благодаря такому «заделу на будущее» клиент видит. как коуч системно ведет его к цели.

 Я знаю, что меня ждут новые удивительные открытия на моем пути коуча, и я жду их с нетерпением. 



Малышева Лариса, г. МоскваМалышева Лариса, г. Москва
бизнес-тренер, cертифицированный коуч - Международный Эриксоновский Университет, 2011 г. 

 

 

 

 

 

 

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...