Назад к списку

"Радость обучения - самое прекрасное чувство на свете!" (Ян Георг Кристиансен)

Поставьте цель и двигайтесь к ней!

Ведущий коуч руководителей, а так же карьерный коуч Ян Георг Кристиансен считает, что правильные вопросы приводят к важнейшим ответам. – Это статья о том, что делать со своим собственным выбором.

Мой отец был дипломированным экономистом. Он всегда говорил об этом с такой гордостью, что чувствовал своим долгом последовать его примеру. Но почему я должен становиться экономистом, было не совсем понятно. К тому же деятельность экономистов всегда была для меня загадкой.


Радость обучения - самое прекрасное чувство на свете!

Это случилось тогда, когда 20- летний юноша Ян Георг, старательный студент Норвежской школы экономики и делового администрирования, провалил экзамен по математике в третий раз. Ян Георн начал искать новые подходы к обучению. Он углубился в теорию Тони Бьюзена и увлекся составлением карт ума. Результаты не заставили себя долго ждать! Он начал вести тренинги вместе со своими однокурсниками. Начинал он сам по себе, но вскоре слава о его курсах и эффективности его тренингов распространилась по всему университету, и это стало его основной задачей. Часовой курс превратился в двухчасовой, однодневный стал двухдневным, а вскоре, закончив изучение математики и финансов, Ян Георг вел курсы уже каждый семестр.

- В течение 15 лет я работал со своими студентами из Высшей школы экономики Норвегии. Для меня - радость обучения, это ключевое понятие, составляющее всю разницу. Оно превратило меня из двоечника на первом курсе в выпускника с высшими оценками. Дать другим почувствовать эту радость - потрясающее чувство, говорит Ян Георг и глаза его сверкают, - наверное, действительно самое прекрасное чувство на свете.

Наконец, Ян Георг решил полностью посвятить себя этой профессии, отказавшись от должностей  начальника отдела кадров и руководитель отдела информационных технологий.

Сейчас Ян Георг Кристиансен- дипломированный мастер коуч в независимой международной эриксоновской федерации коучинга. За его спиной двадцатилетний стаж работы в области коучинга, стратегий обучения, лидерского и группового развития. Ян Георг представляет одну из самых старых школ коучинга в Норвегии - Норвежское представительство международного эриксоновского университета коучинга.

Мы осмелились взять интервью у человека, который тренирует руководителей и бизнесменов Норвегии.

- Однажды мне посчастливилось получить 1 минуту и 40 секунд лучшего эфирного времени по телевизору, сразу после программы с Майклом Джексоном, это было здорово! - скромно улыбается Ян Георг.


С какими самыми главными проблемами сталкиваются люди, которым нужна помощь в развитии карьеры?

- По опыту я знаю, что эти люди делятся на две категории. Первые хотят лучшей жизни, а вторые хотят лучше работать. Как правило, и те и другие, в итоге приходят к общим задачам, так как невозможно выкладываться на работе на все сто, если вы сами не ощущаете свою жизнь лучше.

- Весь смысл в том, что человек должен обрести покой, как в профессиональном, так и в личном плане. Только тогда он может полностью использовать весь свой потенциал, - говорит Ян Георг.

 

Вы хотите сказать, что можно и не разграничивать личную и профессиональную жизнь?

- Позвольте мне ответить словами Харальда Хейде- Стин в роли капитана русской подводной лодки: «Довольно трудно увидеть границы под водой». Пока человек находится над водой, он знает, чего он хочет, когда же он начинает погружаться в воду, многое становится неясно. Именно поэтому очень важно задавать правильные вопросы, как глобального масштаба, так и не очень. – Что самое важное в карьере для меня? - Чем я хочу заниматься в свободное время?- Сколько времени я хочу уделять своей семье? И, наверное, самый важный вопрос: Зачем мне все это нужно?- подчеркивает Ян Георг.

Он берет чистый лист и рисует треугольники и ромбы. Визуализирует структуры различных уровней с видимыми и невидимыми действиями и ресурсами.  Он пишет, рисует и объясняет. Синяя ручка сменяется красной, линии накладываются одна на другую.  Он рисует психологическую картину о том, как все взаимосвязано друг с другом: окружение, поведение, способности, ценности, идентификация и видение. Наконец, лист наполнен линиями, рамочками и словами. Но психологическая картина все равно остается незаконченной.


Итак, речь идет о том, как поставить себе цель?

- Да, мы должны поставить себе цель и задачи. И когда достигнем целей, должны прислушаться к себе и поставить новые. Очень важно представлять себе картину будущего, чтобы было к чему двигаться. Потому что если цель остается позади и впереди лежит туман, то, я должен сказать, так мы далеко не уйдем.

Ян Георг рассказывает нам об исследовании, проведенном в Гарвардской школе бизнеса в 1979 году, где студентов магистратуры спросили, есть ли у них какие- нибудь планы на будущее, какие- нибудь цели для достижения. И только у трех процентов всех студентов, участвующих в опросе, были конкретные планы, которые они могли письменно сформулировать. 13 процентов студентов, участвующих в том исследовании ответили, что у них есть цель, но не могли четко ее сформулировать, и целых 84 процента ответили, что никаких конкретных целей у них нет. Когда эту же группу опросили снова десять лет спустя, результаты были прогнозируемы, но тем не менее ошеломляющими.Те 13 процентов студентов, определивших себе цель зарабатывали вдвое больше тех, кто не определился со своими целями десять лет назад! Вы спросите о тех трех процентах, которые письменно сформулировали себе цели? Они зарабатывали в ДЕСЯТЬ раз больше тех 97 процентов опрошенных всех вместе!

В Норвегии те же самые цифры, примерно 3-5 процентов. Это означает, что примерно 5 из 100 читателей этой газеты зарабатывают в десять раз больше всех остальных вместе, частично потому, что они умеют ставить цели. Возможно, это звучит невероятно, но такова статистика!

 

«Я не знаю, чего хочу»

Но, несмотря на то, что решение довольно простое, дорога на вершину не бывает короткой. Он рассказывает о нескольких категориях препятствий, которые могут встретиться на пути и помещать нам достигнуть поставленных целей. Многие просто приходят и говорят «я не знаю, чего хочу», другие говорят «я знаю, чего хочу, но мне не хватает веры в то, что могу этого достичь», третья категория говорит «я знаю, чего хочу, и верю в свои силы, но система меня сдерживает». Четвертая категория, это люди, которые бояться неудач, или наоборот, удач. – Самое важное, это понять, перед какой дверью вы стоите и дрожите, объясняет Ян Георг. Поэтому сначала нужно задать правильные вопросы, которые приведут вас к важнейшим ответам.

 

В Рим ведет множество дорог.

Ян Георг Кристиансен уточняет, что в Рим ведет множество дорог. Профессиональный коуч, будь он руководитель, советник, ментор, карьерный коуч или терапевт, должен направлять вас, а не контролировать ваши цели! Сфокусировавшись на вас, я, как профессиональный коуч, приведу вас к направлению, правильному для вас. Я задаю открытые вопросы, а вы, и только  вы сами на них отвечаете. Ответы между прочим уже находятся внутри вас. Все, что вам нужно, это прислушаться к профессионалу, который отложит в сторону свои собственные истории и мнения, и выдвинет на первый план ваши. Когнитивный тренинг и профессиональное обучение лидерству помогут вам в достижении целей! Со своей профессиональной позиции могу сказать, что коуч должен занимать свою позицию. Он должен вести себя так, чтобы клиент всегда был абсолютным хозяином ситуации.

 

 


ОБ АВТОРЕ

Ян Георг Кристианссен, сертифицированный коуч и тренер Международного Эриксоновского университета коучинга, живет и работает в Норвегии.  Мастер Коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского Университета Нордик с 1998 года.

С начала 90-х работает консультантом и коучем в различных частных и государственных школах, возглавляет представительство МЭУ в Норвегии.

Соавтор двух книг о коучинге: "Коучинг в школах – личный гид ", "Профессиональные диалоги - Коучинг и родственное мышление в школах".
 

 

 

КНИГИ

"Коучинг в школах – личный гид ". (2005, Pedlex, Klyve, Kristiansen, Riis (Книга на норвежском, 60 страниц, 1 глава переведена на английский).

 

"Профессиональные диалоги - Коучинг и  построение отношений  в школах".(2008, Universitetsforlaget, Riis, kristiansen) (Книга на норвежском, 280 страниц).

  

Интервью брала: Мария Эгелан

Перевод с норвежского: Ирина Гуркина

 


Назад к списку


Ближайшие
тренинги