Как начать практику коучинга индивидуально, а также внедрить в организацию (Сауле Рубинчик)

Назад к списку

Как начинающий коуч, и имея очень свежий опыт «старт-апа» своей коучинговой практики, спешу поделиться им со всеми, кто только задумывается или уже начинает делать первый шаги в коучинге. 

StartUpПосле Модуля 1, получив колоссальное вдохновение, я написала свое первое сообщение своим знакомым в компании, в которой работаю. Писала не всем, а тем, кто, по моему мнению, был готов к подобного рода работе. Я достаточно подробно описала, что такое коучинг, кто такой коуч, как именно проходит работа и обещала, что с помощью коучинга клиенты научатся правильно ставить цели, достигать новых высот и сделают свою жизнь более сбалансированной…. И стала ждать!
 
Подождав недельку и не получив ни одного ответа, я решила расширить круг и переслала сообщение другим знакомым. Меня радовали любые вопросы о коучинге, я с большим удовольствием рассказывала людям о том, как здорово открывать свой потенциал и видеть новые перспективы.
 
Когда появились первые клиенты, я стала тщательно готовиться к каждой сессии. Завела папку в которой всегда имела несколько листов чистой бумаги, ручку, которая мне нравилась, фломастеры и пустые формы обратной связи. Испытывая приятное волнение перед каждой сессией, я просматривала «шпаргалки», перелистывала раздаточный материал и…и ждала чуда.
 
Мне казалось, что любой, кто попробует коучинг, обязательно получит инсайт, даже если вопросы задает коуч-новичок, ведь не многие задают себе вопросы. Мне очень нравились такие инструменты как «Колесо баланса» и «Пирамида логических уровней», и я делала на них большую ставку. Но реальность была такова, что самые первые мои клиенты оказались «посетителями», и их целью было узнать, что такое коучинг, без обязательного исполнения намеченных шагов.
 
Итак, прежде чем начать практику стоит подумать о том, каких целей хочет достичь сам коуч. Практика важна, но может быть неудачной. Поэтому подумайте, пожалуйста, ЧТО именно вы хотите достичь и как вы узнаете, что достигли результата. Если конечный результат предполагает некоторое удовлетворение от проводимых сессий, то стоит подумать о том, какие факторы могут влиять на этот результат.
 
Каким именно должен быть ваш идеальный клиент? Что отличает его от других? Что именно он ждет от совместной работы с коучем?
 
Понимание того, что именно получат в результате вашей совместной работы клиенты, также поможет понять, кто бы подошел вам для работы больше.
 
Определившись с типом клиентов, которые будут наиболее интересны вам, переходите к планированию вашего расписания. Проведение коуч-сессий требует от коуча определенного состояния – спокойствия, уверенности, чтобы легко войти в коуч-позицию.  И если коучинг не является вашей основной деятельностью, вписать его в рабочее расписание без потерь  может быть довольно сложно.
 
Стоит подумать и о том, где именно будут проходить коуч-сессии. Для лучшей визуализации и для большего погружения в процесс желательно выбрать место, располагающее к этому, например светлый конферец-зал с комфортными креслами. Возможно, для вас таким местом будет безлюдное кафе недалеко от офиса. В любом случае для коучинга прямых подчиненных старайтесь избегать проведения коуч-сессий в собственном офисе, и уже тем более не за своим рабочим столом.
 
Пожалуй, каждый коуч, независимо от стажа работы сталкивается с тем, что в первое время новые клиенты с трудом формулируют свои запросы. Первые сессии могут длиться дольше чем планировалось, клиенты, наконец, находят отличный способ высказаться о наболевшем. Как коуч вы можете задавать им открытые продвигающие вопросы, чтобы отвлечь их от негативного опыта и предположений. Даже если клиент склонен описывать свои ситуации в деталях, стоит предоставить ему возможность высказаться, но без возможности уйти в негатив или в долгий рассказ о том, что не имеет отношения к оригинальному запросу – можно спросить, насколько описываемое причастно к запросу и помогает решить вопрос. Вы также можете спрашивать клиента о том, что же все-таки было положительного в описанном опыте и как это можно было бы использовать в будущем.
 
Наилучший путь настроиться на работу - это попросить клиента подумать над следующими вопросами (их можно задать на первой ознакомительной встрече или по электронной почте).
 
Как бы вы хотели использовать коучинг для себя?
 
Какие результаты от коучинговых отношений вы хотите получить? И в каких сферах своей жизни?
 
Какое одно изменение на протяжении последующих 3 месяцев создало бы наибольшую разницу с нынешним положением?
 
Какой вклад вам хотелось бы оставить в организации, в которой вы работаете?
 
Со временем ваши клиенты научатся более точно формулировать запросы и понимать, каких результатов желают достичь. Все это обязательно сделает вашу практику коучинга наиболее эффективной для вас обоих, а также поддержит и разовьет ваше личное вдохновение от вашей новой профессии.
 
Определившись с клиентами и результатами, которых вы хотели бы достичь в роли коуча, переходите к анализу возможной коучинговой практики в вашей компании. Подумайте о том, что именно как коуч вы можете дать не только отдельным сотрудникам, но и компании в целом. Каково нынешнее положение компании относительно программы развития персонала? Как коучинг может вписаться в существующую программу? Что вы можете сделать, чтобы нововведения стали частью культуры и имели устойчивый характер?
 
Чаще всего, а также по совету экспертов, внедрение коучинга в корпорации начинается с коучинга топ-руководителей. Осознавая эффективность коучинга, руководители с большим энтузиазмом внедряют коучинг в свою организацию, постепенно спуская его по лестнице иерархии.
 
Руководители работают с коучами индивидуально и в группах, определяя стратегии развития организации. Оценивают нынешнее положение и выстраивают видение будущего. Вовлекаясь постепенно, административный и исполнительный персонал начинает разделять видение руководителей, что приводит к более продуктивной работе и неизбежному достижению поставленных целей, а руководители обретают новый инструмент управления людьми – коучинговый подход.
 
Примерно так выглядит картина идеального внедрения коучинга в корпорации…
 
Но если этот вариант не является приемлемым для вашей компании по тем или иным причинам, есть и иные способы внедрения коучинга в корпоративную культуру компании, основанные на вашем проактивном продвижении.
 
Вот несколько идей:
 
- Коучинг вновь назначенных руководителей разных уровней. Если в вашей компании существует специальная программа по развитию руководителей в виде тренингов, или  возможно при назначении на роль руководителя сотрудник получает карту компетенций и начинает индивидуальное развитие со своим руководителем, вы можете предложить ввести коучинг как обязательный компонент в программе развития. Таким образом, каждый новый руководитель будет становиться вашим клиентом в индивидуальной работе.
 
- Тренинг по коучингу для руководителей. Познакомившись с коучингом через тренинг очень многие супервайзеры и менеджеры проявляют большой интерес, находя коучинг эффективным в раскрытии внутренних ресурсов своих подчиненных. Однако надо убедиться в том, что коучинг стал частью культуры, а для этого в рамках тренинга вместе с руководителями, проходящими ваш тренинг, можно определить дальнейший план шагов. Возможно, это будут открытые сессии, на которых вы будете обсуждать действие коучинга на практике или отвечать на имеющиеся вопросы. Проявляйте все свое творчество в этом вопросе – ваша приверженность может подвигнуть ваших коллег к более активным действиям и возможно в вашем окружении появятся новые коучи, ну а руководство компании очень скоро оценит результаты труда.
 
- Коучинговые вопросы при ежегодной оценке персонала. Ответы персонала на вопросы в оценочных анкетах, а также во время интервью помогут по-новому взглянуть на оцениваемого сотрудника, его взгляды, дальнейшее его развитие. Такой подход также поможет сотруднику понять ценность оценки и принять процесс оценки положительно.
 
- Групповые коуч-сессии по запросу руководителей отделов. Если вы сами являетесь руководителем, то в качестве практики вы всегда можете проводить групповые сессии со своими подчиненными. Независимо от цели – будь то сплочение коллектива или решение конкретной задачи - групповой брэйнсторминг в коучинговом формате даст отличные результаты. Члены команды научатся слышать друг друга, увидят свои ценности и ценности коллег, смогут создать единое видение. Получая реальные результаты, вы сможете делиться своим опытом с другими руководителями – выступая в роли коуча, а также обучая руководителей проводить групповые сессии.
 
Познакомившись с коучингом поближе, вы с уверенностью сможете сказать, насколько он эффективен. Возможности коучинга не ограничены и открывают новые грани, меняют взгляды и раскрывают потенциал.  Обогащаясь изнутри, вы становитесь более гармоничной личностью. И рано или поздно ваша гармония будет распространяться на ваше окружение.
 
И если вам дана возможность сделать не только вашу жизнь более сбалансированной и наполненной, но и помочь в этом другим людям – так стоит пользоваться ею и не бояться выражать это самыми различными способами. И помните, что если вы занимаетесь чем-то со здоровой приверженностью, все ваши действия и решения будут наполнены смыслом, который будет понятен окружающим – если вы делаете то, что любите, вы обязательно добьетесь успеха.
 
 
Сауле Рубинчик
 
Сауле Рубинчик


Профессиональный сертифицированный коучвыпускница Международного Эриксоновского Университета коучинга
г. Алма-Аты

 

 

 

 

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...