Назад к списку

"Эффект Кулешова" в жизни или о том, что со всеми все в порядке" (Юлия Ершова)

Когда кино только зарождалось, режиссер Лев Кулешов проделал эксперимент. Он смонтировал лицо звезды немого кино Ивана Мозжухина с тремя разными кадрами – с тарелкой супа, телом умершего ребенка и женщиной, мечтательно развалившейся на диване. Одни и те же зрители, глядя на три разных кадра, по-разному трактовали состояние главного героя Мозжухина: герой голоден, герой обезумел от горя и герой влюблен и с нежностью думает о красивой женщине. Но ведь лицо актера и его выражение не менялось. Вы уже догадались к чему я клоню? Совершенно верно. Дело не в том, что изображает актер, а в том, что воспринимает зритель. И трактовка зависит от того, с какими кадрами режиссер смонтирует изображение. Это получило название в истории кино «эффект Кулешова».
 
Теперь возвратимся из волшебного мира кино в не менее волшебный мир людей. Один из принципов великого психолога и гипнотерапевта Милтона Эриксона говорит о том, что со всеми людьми все в порядке. Со всеми все ОК. Я уже вижу, как у некоторых из вас внутри поднимается волна сопротивления. «Как это ОК? Вы действительно в это верите, что когда человек врет мне прямо в лицо, то с ним все в порядке? Или, когда я искренне хотел помочь человеку, и в итоге оказался крайним, с ним тоже все ОК? Ну знаете…»
 
Я вас понимаю. Это действительно революционно принять то, что со всеми все ОК. Я довольно долго пыталась поверить в это. Но на уровне чувств и ощущений никак не получалось. Только начинаю уже свыкаться с мыслью «А может и правду и с ней все ОК, и с ним?», как кто-то опять преподносит сюрприз и переворачивает всю мою хрупкую веру с ног на голову. И так продолжалось до тех пор, пока я не вспомнила про «эффект Кулешова». Именно он доказал и наглядно показал мне, что в мире со всеми людьми действительно все в порядке. Подходит нам их порядок или нет – это уже другой вопрос. «И как же какое-то там изобретение в мире кино может доказать нам, что все люди в порядке? – спросите вы.
 
Помните, что открыл Лев Кулешов? Он понял, что восприятие зависит от того, с каким следующим кадром склеиваешь первый. Он понял, что восприятие зависит не от лица и выражения лица актера, а от самого зрителя. Если перенести это открытие в наш волшебный мир людей, то получается, что важно то значение, которое мы сами придаем поступку другого человека. Если хотим, то можем легко обругать ни за что, а если хотим, то можем и простить очень много. Что, если мы увидим, что в этом подходе кроется безграничная свобода? Что, если мы поймем, что мы свободны и никакие люди не сковывают нас своими поступками и словами? Потому что…с ними все в порядке. Что, если мы верим, что любое поведение и слова человека бывают полезными в определенной ситуации?
 
«Хорошо» - скажете вы –«допустим, я попробую поверить в то, что я могу сам придавать значение всему происходящему. А как помочь себе, когда эмоции зашкаливают?» Вспомните Кулешова. Вспомните, что вы выбираете кадр, с которым склеивать событие. Вы замечали, что, когда мы злимся на человека, то в этот момент мы скорее всего или прокручиваем в голове то, что он нам сказал, или вспоминаем его лицо? И раздражение и гнев подпитываются дальше…А вы склейте это с каким-то другим кадром. Например, вспомните «хорошие кадры», которые вы пережили с этим человеком. Я уверена, что хоть один кадр вы найдете. Заключите с собой «контракт на правильный монтаж». Как только чувствуете, что «склеиваете не то», скажите себе «Стоп!» и ищите другие кадры. Награда будет безграничной.
 
 

 

 

 
Юля Ершова
 
Профессиональный Лайф Коуч, Тренер по саморазвитию, выпускница Международного Эриксоновского Университета коучинга
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Назад к списку


Ближайшие
тренинги