Тайны специализации в коучинге (Вера Данилочкина)

Назад к списку

road.jpg
Важна ли специализация в коучинге?
Вопрос сложный. Одна часть коучей склоняется к тому, что нужна. Другая - к тому, что не так уж это и важно, ведь профессиональный коуч должен уметь работать с любым запросом. 

Где же истина? Истина, как это часто бывает, посередине. 

Коучинг сравнительно новое направление развития личности/команды/компании и т.д. Наверняка многие из вас меня поддержат в том, что нашим клиентам сложно сориентироваться, что это за такой особый и уникальный метод и как простое задавание вопросов может им помочь в любой ситуации, с любым запросом. У них возникает с одной стороны любопытство, а с другой недоверие, так как профессионалом во всех областях быть сложно в любом деле. Специализация в коучинге отчасти помогает решить этот вопрос, потому что клиент, понимая предметную специализацию коуча, соотносит её со своим запросом и спокойно и смело обращается именно к нему, зная, что этот человек уже работал с такой сферой, специализируется на ней и имеет опыт решения аналогичных вопросов.

Выбор коучем своей специализации происходить разными способами. Кто-то подходит к этому вопросу с классической маркетинговой стороны, определяет целевую аудиторию, оценивает нишу, объём, востребованность услуги и т.д.  Кто-то следует за интуицией, которая подсказывает ему, в чем именно он силён. Другие идут вслед за своим интересом и, исходя из этого, выбирают нишу. Третьи основываются на своём прошлом опыте и определяют свою специализацию опираясь на него (особенно это прослеживается в бизнес-коучинге). У четвёртых специализацию выбирают клиенты. Много раз слышала рассказы коучей, которые говорили, что как-то так складывается, что их клиенты приходят к ним с похожими запросами и тем самым формируют коучу личную best-practice и, сами того не осознавая, определяют специализацию своего коуча. Путей много и у каждого он свой.

Первые коуч-сессии особенно важны как для клиента, так и для коуча. Именно от них зависит долгосрочность совместных отношений, а также формирование у клиента позитивного образа коучинга в целом, как особого нового направления развития и решения разного рода вопросов. Позиционируя себя как профессионала, который специализируется на какой-то определенной сфере, ты изначально привлекаешь клиентов, которые идут к тебе с уже существующим (заочным) уровнем доверия. Потому что клиент знает (прочитал о тебе или ему тебя порекомендовали), что это твоя тема, ты в ней профессионал и что ты уже помог другим людям в похожей ситуации. Если ты не чувствуешь себя уверенным в том, что сможешь помочь, подумай о том, чтобы передать клиента другому коучу, который специализируется на такого рода запросах. В результате клиент будет благодарен, а коуч, которому ты передал клиента (зная твою специализацию) завтра передаст тебе своего клиента. Все это приведёт к тому, что клиенты получат максимально эффективные результаты, коучи повышение своей компетенции, а коучинг как направление усиление своих позиций, что, в конечном счете, в долгосрочной перспективе приведёт к увеличению общего количества желающих пройти коучинг. В выигрыше будут все. 

Не будем далеко ходить, поделюсь своим опытом. У меня много знакомых, много друзей, которые знают, что я занимаюсь коучингом и часто слышат интересные кейсы из моей практики о том, как этот метод работает и какие потрясающие результаты даёт. Время от времени они обращаются ко мне с просьбой поработать с ними. Но все мы знаем, что одними из самых важных составляющих работы профессионального коуча является коуч-позиция и рапорт, а также отсутствие экспертной точки зрения. С друзьями и приятелями крайне сложно удержать эти позиции и поэтому я стараюсь не заниматься коучингом с ними и с удовольствием рекомендую им других коучей. И вот тут стоит вопрос - кого рекомендовать? Список знакомых коучей огромен и сделать выбор крайне сложно. На помощь приходит специализация.  

Для себя я даже завела небольшой список коучей-коллег, в котором отмечаю, кто на чем специализируется. Если запрос связан с отношениями в семье с детьми подростками, это одни коучи. Если знакомая хочет выйти замуж, это другие. Если вопрос касается самопринятия, третьи. По развитию проектов - четвёртые и т.д. 

Итак подведем предварительные итоги сказанного. Специализация в коучинге важна в первую очередь для наших клиентов, для того, чтобы им было удобнее сориентироваться в огромном количестве коучей, которые работают на этом рынке. Для коучей специализация важна для выстраивания долгосрочных и доверительных отношений с клиентом. В целом для коучинга профессиональная специализация коучей важна, как элемент повышения имиджа данного направления. 

Но тайна специализации в коучинге в другом! Особый сакральный смысл состоит в том, что какую бы специализацию не выбрал коуч, он должен уметь работать с любым запросом, потому что сформировав доверие на первых сессиях и перейдя на долгосрочный коучинг, каждый из нас скорее всего столкнется с ситуацией, когда один запрос перетекает в другой, а другой в третий и т.д. Из моего опыта могу сказать, что практически всегда, начиная с темы сложностей в ведении переговоров, клиент постепенно переходит на другие волнующие его темы, например, отношения в семье, личностное развитие, жизненный баланс и т.д.  


Глубокий рапорт и доверие, созданные коучем на первых сессиях, позволяют клиенту почувствовать себя в безопасности, полностью раскрыться и тогда клиент готов идти со своим коучем дальше и глубже. И в эти моменты специализация не меет никакого значения, ни для клиента, ни для коуча. В эти моменты коуч становится просто коучем, профессионалом, который может работать с любой из тем, волнующих клиента. 

Таким образом, специализация в коучинге важна как клиенту, так и коучу, особенно на первых этапах, но при этом коуч должен постоянно поддерживать свою компетентность и быть способным поисследовать со своим клиентом абсолютно разные вопросы, которые он озвучит.  



vdanilochkina.jpg

Вера Данилочкина

Профессиональный коуч по переговорам, приглашенный преподаватель Бизнес-школы МГИМО по курсу Executive MBA, андрагог по развитию, Master of Business Administration по курсу стратегический менеджмент и управление компанией, основатель Института Переговоров.

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...