Эриксоновский коучинг и лингвокоучинг: перспективы взаимопроникновения (Арсений Рыбаков)

Назад к списку

О принципах и преимуществах эриксоновского коучинга как методологии развития личности.
 
На сегодняшний день коучинг, и эриксоновский коучинг в частности, является одним из самых эффективных инструментов развития личности. Современные реалии предполагают, что личность, зрелая личность, то есть та, которая берет на себя ответственность за свои состояния, действия и их последствия, обладает также и навыком привития себе новых навыков, необходимых для решения ставящихся ею самой задач, уровень значимости, т.е. ответственности, которых растет по мере развития личности. 
 
 
Принципы эриксоновского коучинга:
 
со всеми все ок;
люди постоянно меняются;
человек уже обладает всеми ресурсами для решения своих задач; 
в основе любых действий изначально стоит позитивное намерение; 
в каждый момент времени люди делают  наилучший выбор из доступных
 
Выполнение его задачи – привить клиенту навык самостоятельного решения своих собственных задач - наиболее эффективным: позитивные формулировки позволяют максимально полно, т.е. максимально эффективно, присваивать положительный опыт взаимодействия личности с любой системой на любом логическом уровне. Тем самым при качественной коучинговой работе кривая результата во времени резко идет вверх за счет того, что, исходя из самой идеологии эриксоновского коучинга не предполагается вложение ресурса в обработку отрицательного опыта.
 
В том же что касается постановки интересов (задач) личности на первый план заключается дополнительный инструмент еще большей структуризации процесса достижения целей. Этот процесс как бы ассимилирован с процессом обучения и постижения себя и мира (глубину чего так же обеспечивает вдумчивая работа с логическими уровнями – предполагается максимальный охват задачей всех сфер деятельности личности, как бы «жизнь задачей»), таким образом, обучение не требует ни дополнительных усилий ни дополнительного времени. Оно ПОДЗАДАЧНО, и, поскольку задачи гибкие (принцип неизбежности изменений), обучение, с одной стороны, является естественным, т.е. экологичным, процессом, что немаловажно с точки зрения обучения взрослых людей, а с другой стороны, является всесторонним, так как затрагивает насущные задачи личности и максимально мобилизует ее ресурс (принцип доступности ресурса и наилучшего выбора). Принцип же «со всеми все ок», умело коммуницируемый профессиональным коучем, позволяет максимально эффективно и экологично преодолеть естественное сопротивление личности изменениям, снижая в частности влияние негативного прошлого опыта на взрослого человека при необходимости обучения новому. 
 
 
Лингвокоучинг как актуальная инновационная технология обучения коммуникации на иностранных языках для взрослых: история, принципы, преимущества.
 
ЛингвокоучингВ сфере интересов автора лежит развитие технологии «лингвокоучинг»: авторская технология с более чем 20-летней историей, позволяющая в максимально сжатые сроки овладеть навыком разговора на иностранном языке под имеющуюся задачу. Лингвокоучинг является результатом крополивой работы автора в сфере прикладной психолингвистики, педагогики, психологии, андрогогики в ответ на многолетний насущный запрос как отдельных клиентов так и корпораций на необходимость овладения взрослыми иностранным языком, а именно основным ПРИКЛАДНЫМ навыком вербальной коммуникации, т.е. говорения. 
 
В результате многолетней работы были выведены принципы лингвокоучинга, которые, по мнению автора, коррелируют с принципами эриксоновского коучинга: 
 
1. Базовой задачей языка является говорение.
2. Для того чтобы говорить, надо…говорить.
3. Имеющегося ресурса человека, говорящего на родном языке, уже достаточно для того, чтобы говорить. Есть потенциал для введения второго языка.
4. У говорения есть задача, и ее решение – есть цель говорения.
5. Любой опыт говорения успешен, важно присвоить его.
 
За годы использования технология лингвокоучинга показала свою эффективность в обучении взрослых, т.е. сформированных, личностей иностранному языку, попутно проявив себя как технология, способствующая саморазвитию, межличностной и межкультурной коммуникации, мобилизующая естественным образом личностный ресурс для решения амбициозных личностных задач разного уровня. 
 
В связи с тем что современная действительность ставит перед целостной личностью задачи донесения результатов своего развития вовне с целью внедрения, при этом рамки межличностного взаимодействия существенно расширены многократно возросшим информационным полем (которое в последние 20 лет не ограничено привычной культурой, национальным языком, рамками поколений и т.п.), владение иностранным языком является одним из самых эффективных инструментов взаимодействия как межличностного так и с вышеупомянутым информационным полем мира, являясь вместе с тем инструментом расширения рамок личностного самопознания. Так, согласно исследованию автора, говоря на иностранном языке, личность позволяет себе выходить за рамки привычных взаимодействий, свойственных родному языку, попутно опосредуя реалии, метафоры и способы коммуникации, свойственные культуре иностранного языка. Присвоение же этого бессознательного (так как говорение является естественным процессом) опыта является, по Эриксону, инструментом осознания, появления дополнительной «степени свободы» во взаимодействии как с миром, людьми, так и с самим собой.
 
Таким образом лингвокоучинг является, с одной стороны, эффективной технологией обучения взрослых иностранным языкам, так как: 
 
а) в отличие от академических методик, целеориентирована и использует доступный ресурс личности (см. принципы),
б) прикладная, так как, в отличие от знания, т.е. усвоения теории и парадигмы языка, ориентирована на умение пользоваться им, его моделями, т.е. ГОВОРЕНИЕ,
в) экологична, так как, присваивая положительный опыт, не является оценочной, т.е. травмирующей психику взрослых,
 
представляя собой, с другой стороны, инструменты личностного развития, максимально эффективно интегрирующие за счет естественной потребности личности в коммуникации как результаты обучения так и результаты общения.
 
 
Иностранный язык – инструмент внедрения достижения личности в культурной среде.
 
Использование методов эриксоновского коучинга в лингвокоучинге может значительно увеличить эффективность последнего.
Так, введение модуля постановки задач с использованием логических уровней может значительно увеличить уровень мотивации обучаемого, таким образом, присвоение положительного опыта от сессии лингвокоучинга могло бы быть значительно более глубоким, позволяя двигаться быстрее на пути к достижению поставленных задач. Язык, как это ни странно, и об этом упоминалось выше, является основным инструментом личности в донесении и внедрении результатов ее развития в свойственной ей культурной среде. Владение языком, являясь инструментом обогащения культурного пространства личности, является в то же время зоной ее ответственности: «сказал – сделал», ведь эриксоновский коучинг тоже ведется при помощи языка. Иностранный же язык является своего рода метафорой нового пространства личности, которым ей необходимо овладеть, поэтому ко взаимодействию с ним применимы большинство технологий эриксоновского коучинга. 
 
Результатом слияния двух технологий могло бы явиться значительно более полное освоение культурного пространства личности как поля достижения желаемых результатов. Человек реализует свои достижения среди людей, овладение же иностранным языком позволяет увеличить как глубину проникновения личности в собственный ресурс так и расширение сферы влияния личности на мир. 
 
 
Рыбаков Арсений, бизнес-тренер
 
 
 
 
 
 
 
 
Рыбаков Арсений, бизнес-тренер, сертифицированный коуч МЭУк, Москва
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...