Назад к списку

Инструменты коучинга в вузовском преподавании. Описание занятия. (Елена Фарба)

Кто? Фарба Елена Олеговна, тренер-партнер ICBT, кандидат психологических наук, доцент Государственного университета управления (г. Москва), коуч и тренер международной сертификации, выпускница Муждународного Эриксоновского Университета коучинга.
 
Для кого? Для преподавателей и тренеров, работающих в коучинговом подходе.
 
О чем? В этой статье содержится подробное описание занятия в коучинговом подходе со студентами. Тема занятия «Эффективная слайд-презентация». Дисциплина – «Деловое общение».
 
 
Дорогие друзья!
 
Сейчас много говорится о коучинговых инструментах в бизнес-образовании. На мой взгляд, пора уже начинать с истоков и давать возможность еще в вузе студентам проявлять и развивать свой потенциал.
 
Мне хотелось бы поделиться с вами одним своим занятием со студентами. В котором мне очень помогает умение задавать вопросы и организовывать процедуры групповой работы. А еще, вера в то, что у студентов есть все ресурсы, чтобы самостоятельно вывести секреты эффективности. В этом конкретном случае, наша тема – создание слайд-презентации, курс «Деловое общение». Нужно отметить, что это занятие находится по логике коучинговой стрелы всего курса «Деловое общение» на этапе «Создание опыта». То есть обязательно есть предваряющие его занятия для формирования раппорта и заключения контракта. Хочется подчеркнуть важность вывода команды из «Я», где превыше всего личные интересы и ценности, в «МЫ», где превыше всего становятся командные ценности через осознание ценности мнения и вклада другого. А также, через формирование культуры дачи обратной связи по особой структуре поддерживающей коучинговой обратной связи. Подробное описание этой структуры вы найдете сразу после плана занятия.
 
 
 
Итак, ниже вы найдете подробный план занятия.
 
1) Начинается разработка темы «Эффективная слайд-презентация» на занятии, предваряющем эту тему. Студенты получают домашнее задание. Задача - найти любой слайд, который кажется студенту самым лучшим. Критерий простой – тот или иной слайд больше всего нравится конкретному студенту. При этом для чистоты эксперимента на слайдах не должно быть указано, кто его автор.
 
Также студентам задается вопрос, кто из них хочет быть капитаном команды. У капитана особая роль – все остальные студенты высылают ему свои слайды до установленной даты. А капитан формирует их них единое слайд-шоу. Он может взять себе помощников. Эта команда отвечает за проверку и настройку техники: ноут-бука и проектора перед следующим занятием.
 
2) Во время перерыва, предваряющего занятие по теме «Эффективная слайд-презентация», команда под руководством капитана готовит технику и настраивают Power Point.
 
3) Когда наступает черед самого занятия по теме, оно начинается с небольшой вводной разминки на внимание. После этого дается инструкция, как будет проходить анализ получившегося слайд-шоу. Первый просмотр проходит без обсуждения, проводится голосование по шкале от 1-10. Где 10 – когда слайд максимально нравится, 1 – минимально нравится. Баллы проставляются каждым студентом индивидуально на отдельных листах, которые также не подписываются.
 
4) После этого трое желающих назначаются счетной комиссией, и ими производится подсчет среднего балла по каждому слайду. А в это время студенты отвечают на вопросы: «Каковы функции слайд-шоу? Для чего оно используется в публичном выступлении?». Резюме этих ответов станет затем основанием для выделения критериев эффективности слайд-шоу. Кроме того, идет краткое вводное обсуждение по вопросам: «Что вам особенно понравилось?», «При выполнении каких условий вы ставили десятку тому или другому слайду?». Тренер фиксирует ответы на доске под заголовком «Эффективная слайд-презентация».
 
5) После того, как слайды-победители выявлены, есть два пути. Если занятие состоит из двух сдвоенных пар, происходит просмотр всего слайд-шоу, слайд за слайдом, с обсуждением по структуре коучинговой поддерживающей обратной связи. Кстати, интересно, когда студенты сами отгадывают средний балл по обсуждаемому слайду. Так есть элемент игры, интриги, а кроме того это дополнительная тренировка того, как слайд воспринимается целевой аудиторией. Подробное описание структуры коучинговой поддерживающей обратной связи вы сможете найти сразу после описания занятия.
 
В случае одной студенческой пары, преподаватель объявляет пять слайдов, набравших максимальный средний балл. После бурных аплодисментов группа просматривает пять лидерских слайдов с анализом по той же формуле коучинговой обратной связи. В этом случае необходимо особенно поддерживающее проведение обратной связи от ведущего. Потому что мы анализируем именно победителей. А их, как известно, не судят, а чествуют.
 
6) Затем, когда актуализировано знание, что же делает слайд-презентации эффективными, наступает черед работы в подгруппах для структурирования и фиксации полученных критериев эффективности. Группа студентов объединяется в пять подгрупп любым креативным способом. Например, разрезаются пять картинок на соответствующее количество частей (количество студентов, разделенное на пять). Получившиеся паззлики перемешиваются, и каждый студент берет себе один фрагмент. После этого студенты находят членов своих подгрупп, собирая картинку. Это один из многих вариантов объединения в подгруппы.
 
7) Подгруппы рассаживаются кружками и получают на разработку свое задание. Каждой подгруппе выдается свой лист флипчарта. Задания следующие:
 
-требования к оформлению,
-количество и качество текста,
-требования к картинке,
-требования к анимации,
-задачи, которые решаются слайд-шоу.
 
Время анализа и подготовки презентации, раскрывающие полученную тему, составляет 15 минут.
 
8) Далее наступает время презентаций. Время для презентации каждой команды – 5 минут. Перед презентациями команд преподаватель объявляет, что в дальнейшем при проведении презентаций, опора будет осуществляться на полученные в обсуждении подгруппами и в итоге вынесенные в презентации критерии эффективности слайдов. Поэтому важно слушать очень внимательно и делать записи. Поскольку преподаватель также фиксирует результаты обсуждения и в дальнейшем будет ссылаться на него, вплоть до этапов контроля в конце курса.
 
9) После каждой презентации преподаватель объявляет о квоте в три вопроса, которые может задать презентирующая команда остальной группе. После того, как команда-презентатор задала свои вопросы и получила ответы от членов других подгрупп, есть квота в три вопроса наоборот, от слушателей выступающим. Практика показывает, что именно этот этап презентации вовлекает студентов мощнее всего, помогает по-настоящему осмыслить обсуждаемый материал как выступающим, так и слушающим. Преподаватель в случае возникновения споров задает коучинговые вопросы. Например, четыре вопроса планирования или вопросы по логическим уровням. За счет этого происходит расширение, выход на новый уровень обобщения, где нет столкновения мнений, а есть палитра вариантов.
 
10) По итогам всех презентаций преподаватель еще раз подчеркивает, что озвученная информация станет основой для дальнейшего анализа слайд-презентаций. Студентам дается домашнее задание разработать на любую тему слайд-шоу, состоящее минимум из трех слайдов. Основная задача - чтобы эти слайды соответствовали обсужденным требованиям. Также студенты получают список литературы для прочтения в помощь выполнения домашнего задания.
 
11) На следующем занятии в новых подгруппах проводится актуализация выделенных критериев эффективности по тем же пяти заданиям (см п.7). Это может быть просто фасилитация с пятью открытыми вопросами, соответствующими пяти заданиям. Студенты поэтапно отвечают на вопросы, а преподаватель фиксирует на доске. Либо это возможно в новых подгруппах. Конечно, делать дважды одно и же излишне. Поэтому подгруппы могут получить задание вспомнить критерии эффективности по своему заданию, а затем изобразить весь спектр ответов пантомимой. Остальная группа при этом занимается веселым угадыванием по форме, а по содержанию – активно включается в обсуждаемый материал. Следующим этапом проводится отсмотр получившихся слайд-шоу в этих же подгруппах. Обсуждение строится на вопросе: «Какие бы вы выделили секреты эффективности именно этого слайд-шоу?». В данном случае, цель - закрепить первый опыт создания слайдов по критериям эффективности как опыт успеха. Тем более, что у студентов уже есть целостная картина «идеального слайда», так что с пониманием вопросы решены.
 
12) Далее следует выход на шаги: «С чего вы начнете дальнейшее совершенствование своего умения создавать эффективные слайды? Что сделаете в ближайшие 48 часов?» Преподаватель предлагает студентам записать свои первые шаги. Обращается с просьбой озвучить в качестве примера свои первые шаги нескольких студентов.
 
13) Финал темы «Эффективная слайд-презентация» строится на ответе на вопрос: «Что было самым ценным для вас в разработке этой темы? Что выносите для себя?».
 
14) После этого преподаватель благодарит аудиторию, отталкиваясь от конкретных открытий и побед, конкретных примеров слайдов и подчеркивает, что эта работа была проделана непосредственно самими студентами.
 
 
В завершении этой статьи хочу описать структуру поддерживающей обратной связи, проводимой от лица ведущего:
 
1) Первый круг обсуждения идет вокруг того, что получилось/понравилось. Ведущему важно понимать, что это особый и непривычный ход размышления для студентов. Кроме тренировки взвешенного анализа вместо критичного оценивания, создается дополнительная ценность – уважительное отношение к результатам деятельности и мнениям других. На этом этапе очень важно конкретизировать обратную связь, говорить ФАКТИЧЕСКИ, что именно понравилось, что удалось. Желательно совсем исключить оценки, даже эмоционально положительные, типа «Прекрасно» и «Здорово», потому что такого рода фразы не информативны и подспудно сеют семена оценивания.
 
2) После того, как группа высказалась с помощью открытых вопросов ведущего на тему, что было получилось, наступает этап ответа на вопрос: «Что можно сделать по-другому в следующий раз?». Здесь идет обсуждение как ответ именно на этот вопрос. Ведущий может доспрашивать, например, таким образом: «Какие еще вы видите варианты? Возможности?». Здесь ключевое значение имеет состояние самого ведущего, которое он несет в группу. Он – любопытный исследователь, и всех остальных приглашает к исследованию. И, конечно, не к судейству. В случае, если это отношение сохраняется на протяжении всего обсуждения, раппорт студентов с преподавателем-ведущим, а также между собой, становится глубоким и устойчивым. Вместе с отношением также нужно помнить о поддерживающем тоне голоса, искренней благодарности тому, что уже получилось, и обсуждению вопросов, не содержащих оценки, а только возможность развития.
 
3) Финал обратной связи – подытог ведущим ответов, что удалось, также подытог, какие еще возможны варианты, и благодарность за проведенное обсуждение.
 
На этом хотелось бы завершить эту статью с пожеланием открытий и радости в процессе. Как у преподавателя, который решит использовать описанные инструменты, так, конечно, и у его подопечных.
 
 
Первоисточник статьи >>> www.coachingineducation.ru
 
 
 
 

Назад к списку


Ближайшие
тренинги