Обучение в стиле КАНИКУЛЫ (Наталья Суслова)

Назад к списку

kanikuly2.jpg
Если вы спросите детей о том, почему они любят каникулы, то услышите ответы:
Каникулы – это свобода, это когда можно делать то, что я хочу!
Каникулы – это радость!
Каникулы – это весело! 
Каникулы – это классно, потому что, можно поиграть с друзьями!

А что если все это привнести в новый учебный год вашего ребенка и устроить обучение в стиле КАНИКУЛЫ?
Как если бы мы, родители и учителя, могли добавить в учебный процесс больше свободы, радости и позитива, веселья, юмора и игры! 
Итак,

1. Дети любят учиться тому, что им нравится, тому, что они выбирают
Добавьте больше интереса и выбора в жизнь  ребенка! Как часто мы спрашиваем детей о том, что они хотят по – настоящему? Какие предметы или темы у них любимые? Что им нравиться делать больше всего?
Как если бы всего, что детям нравиться делать, стало больше в этом учебном году для них… Заметьте, что больше нравится детям, а не маме, папе, учителям или кому-то еще. Получив ответ на этот вопрос от детей, мы сможем вернуть их мотивацию учиться, мы сможем развивать те способности и таланты, которые детям по-настоящему важны и интересны. Кто-то скажет, что мой ребенок не знает, что он хочет. И это повод задать еще больше вопросов, потому что зачастую за фразой «Я не знаю» всегда скрывает ответ. Просто он глубже спрятался. В таком диалоге нам помогают правильные вопросы, которые родители могут задавать детям. Вопросы к детям учат их ответственности и готовности делать выбор. Собственный выбор ребенка вдохновляет его действовать, даже, если порой бывает непросто этому следовать.

2. Дети любят учиться в игре, радостно и весело 
Добавьте больше игры, радости и юмора! Было проведено множество исследований головного мозга, особенно зеркальных нейронов. Эти исследования говорят о том, что страх, напряжение и стресс очень сильно сокращают количество сигналов зеркальных нейронов, и как следствие, способность понимать, чувствовать, воспринимать и способность учиться! Даже, если ребенок хочет, но он не может учиться в стрессе, его мозг выключается! И напротив, если мы создаем атмосферу игры, радости и позитивного диалога – это приводит к активизации зеркальных нейронов головного мозга и способности легко воспринимать информацию и легко учиться! Как вы можете привнести больше радости в ежедневную школьную жизнь, в занятия спортом и творчеством? Улыбка, позитивные вдохновляющие истории и примеры, позитивные темы сочинений, позитивные задачи, юмор, игра – все это позволит детям учиться радостно и успешно! 


3. Дети любят получать позитивную обратную связь, особенно когда они ошибаются и им нужна наша поддержка
Учиться – это значит получать свой опыт, допускать свои ошибки, двигаться дальше, когда не получается. Что такое работа над ошибками по-настоящему? Это – позитивная обратная связь! Чаще ребенок слышит, что не так он сделал,  полезнее  же было  бы для его развития обращать внимание на то, что уже так, на то, что уже получается! Позитивная обратная связь позволяет сохранить любовь учиться у ребенка, сохранить смелость делать свои ошибки и их исправлять.
Позитивная обратная связь от взрослых важна еще и потому, что на ее основе формируется самооценка ребенка, его уверенность в собственных силах. До определенного возраста ребенок верит в то, что взрослые говорят о нем. Постепенно  таким он и становится. Интересно, а что вы говорите ребенку, когда он делает ошибки, когда он делает очень большие ошибки?
Насколько эти слова пробуждают желание действовать снова, ошибаться и достигать результата? Как часто вы задаете ребенку примерно такие вопросы: 
Чему тебя эта ситуация научила? Что ты теперь будешь делать по – другому? Чем я могу помочь тебе в этом? В чем поддержать?
Ожидания родителей и учителей от ребенка влияют на процесс его обучения. Что вы думаете о своем ребенке? Что ожидаете от него? Насколько верите в его способности и возможности? В качества примера того, как коучинг помогает в общении с детьми и в учебе  – вдохновляющая история «Как телефон помог Саше в учебе» от мамы, профессионального коуча Татьяны Плотниковой.


КАК ТЕЛЕФОН ПОМОГ САШЕ В УЧЕБЕ

Мой восьмилетний сын задался целью приобрести на свои деньги сотовый телефон. Это будет уже третья его покупка гаджета. До этого его приобретения успешно канули в лету, т. к. любопытства в нем было больше, чем разума. Первый он утопил, хотел проверить – что будет, если телефон опустить в стакан с водой. Второй планшет Саша нечаянно уронил. После того, как в планшете что-то замкнуло, я его забрала и отнесла в починку. Теперь у семьи есть планшет. А Саша хотел только свой. Третий - разбил. Планшет «выскакивал» из рук все время, а если он просто лежал на диване, то все время попадал либо под локоть, либо под колено хозяину. В итоге – Саша наступил на экран локтем так, что экран треснул. 


Понятно, что я была категорически против новой покупки. Он систематически возвращался к этой теме с завидной периодичностью. А первый разговор в стиле коучинг состоялся с Сашей в конце октября 2015 года по дороге на ярмарку. Он так сильно захотел телефон-планшет, что готов был решиться на все, вплоть до выполнения моих требований. Саша спросил:
- Мама, а почему ты мне не разрешаешь покупать телефон?
- Давай вспомним, что произошло с предыдущими гаджетами, которые ты купил на свои деньги? Зачем он тебе нужен?
- Звонить. Чтобы играть. Для учебы.
- Хорошо. Для звонков у тебя есть старенький телефон. Для школы он вполне подойдет. Для игр у тебя есть компьютер. А для учебы - можешь пользоваться моим телефоном.
- А я хочу свой!!!
- Почему тебе важно иметь именно свой телефон?
- Чтобы я мог сам, когда захочу, им пользоваться. Не зависеть от вас. 
- Ты понимаешь, что все равно мы будем договариваться о том, сколько времени и когда ты будешь играть. Просто играть сколько ты захочешь – не получится. 
- Я знаю, я согласен. Но ты ж не разрешишь мне купить…. Почему?
- Я против того, чтобы дорогие вещи, купленные на ТВОИ деньги, таким образом, были сломаны из-за небрежного к ним отношения. Где гарантия того, что следующая вещь проживет дольше? 
- Я буду стараться, относится к ней бережно.
- А что значит для тебя «бережно»?


Дальше Саша проговорил несколько пунктов, потом еще вместе придумали. А когда пришли домой, Саша сам прописал эти пункты на листе бумаги. Потом составил от руки календарь на 3 недели. Ведь хорошие привычки прививаются за 21 день. В конце каждого дня мы отмечали день красным или зеленым цветом, в зависимости от того, удалось ли Саше бережно и аккуратно относится к себе, к вещам, к учебе. Если день отмечался красным, то это добавляло еще 3 дня к календарю.  Перед тем, как отметить день, выбрать цвет маркера, я его спрашивала, что ему особенно хорошо удалось сегодня, а над чем надо работать еще. Первые 2 дня прошли с воодушевлением, он сверялся с пунктами, стремился к выполнению. На третий день он понял, что это труд, что нужно прикладывать усилия. Начал юлить, уходить от обязательств. Результатом был красный цвет маркера. Он вспылил, сказал, что это все ерунда, ему ничего не надо. Пусть все будет так, как раньше. Папа с ним поговорил, объяснил, что так бывает. Что после первого успеха может наступить спад, что, если тебе это реально нужно, ты будешь продолжать. А если нет – тогда нет! Саша подумал и решил продолжить этот путь. Нарисовал новый календарь. Начали сначала. Продержался еще дня 4. Старые привычки брали верх над ним, трудиться в этом направлении ему было неохота, и он плавно забросил. 

С этого момента прошло месяца два с половиной. В начале февраля этого года сын снова вернулся к теме телефона. Что послужило для него толчком – не знаю. Возможно, у  кого-то из школьных друзей появился новый телефон или еще что-то в этом роде. Саша опять начал говорить о том, что он купит телефон себе. Ситуация с учебой, которая сложилась на тот момент, совсем была не в пользу Саши. В тетрадках  - тройки и четверки, уроки – из-под палки, что не попросишь – не находит отклика. Честно, мы с мужем были в растерянности, как достучаться до сына, чтобы что-то сдвинуть в положительное русло. 

Получилось, что эта его идея была как нельзя вовремя. Вновь сели «обсуждать» втроем, что Саша собирается делать для того, чтобы иметь возможность купить то, что он так сильно хочет. Я задавала ему вопросы:
Почему это для него важно именно сейчас? 
Что это изменит в его жизни?
Кем он тогда себя почувствует?
Что тогда изменится в его жизни, и какие возможности появятся тогда? 


Он хотел было ответить то, что, знал, что нам с папой понравится, но это было бы не его. Поэтому он пообещал подумать. Через 2 дня он нас собрал и сказал, что он будет делать уроки аккуратно, думать только об уроках, когда их делает; сам садиться за них. На вопрос «А еще?» Саша ответил, что он будет стараться их делать. Сын сам выбрал, что 21 день он придерживается того, что обещал. 
- А что потом, когда ты получишь то, что так сильно хочешь? Ты вернешься к тому, как было раньше?
- Нет, я буду продолжать. Ведь я не хочу, чтобы новый телефон просто где-то лежал, я хочу его использовать. А то вы заберете его у меня, если будет так же. 
- А кто тебе может помочь в достижении цели? Кто может поддержать?
- Ты, папа, Алишка (сестра), дедуля с бабулей.
- А как мы тебе сможем помочь?
- Напомнить, что у меня есть цель!!!
- Как напомнить? 
- Сказать « Ты ведь хочешь телефон!?»          

День за днем сын старался, ответственно подходил к выполнению уроков. Что-то мы делали вместе – и это была моя поддержка его. Я видела, что для него это важно. Изменилось его отношение к учебе, результаты учебы. Пятерки в тетрадях – его гордость. Появились солнышки на его тетрадях по русскому языку – оценка его стараний. Почерк выровнялся, стал плавным. Ему понравилось писать, он почувствовал, что можно получать удовольствие от этого. И еще,  стал внимательнее относиться к моим просьбам, выполнять их с первого раза. Мне предстоит еще перестроиться, чтобы не повторять их по несколько раз. Выполняет поручения по дому. 

Вот наступил 18-й день его успеха, радости. Он подошел ко мне, посмотрел мне в глаза, тихо сказал: « Я не верил, что смогу, что у меня получится. А теперь осталось только 3 дня! Папа вначале мне говорил, что у меня все получится, потому, что я сильный, даже сам не знаю, какой! А я не верил… Теперь я вижу, что все реально!!! И я это сделал!!!»

Результаты удивительные, радостные, вдохновляющие. Ребенок верит в себя, а мы – в него! Он стал организованнее, взрослее, и, главное, ему это очень нравится. Мы почувствовали себя одной командой!  И, что важно – мы стали больше улыбаться друг другу!
Что происходит в нашей жизни, когда мы безгранично верим в наших детей, верим в то, что у них уже сейчас есть все ресурсы, чтобы достигать поставленной цели? Чем они откликаются на это доверие?  Каких ЕЩЕ, более важных и значимых целей они могут достигнуть при нашей поддержке? И тогда, кем МЫ становимся, когда наши дети достигают того, что для них важно? 

P.s. на фото Саша уже с телефоном, который он выбрал вместе с папой)))


Эту историю Саша прочитал и внес свои уточнения, важные для него.

kanikuly.png
     

Новый учебный год – прекрасный повод, сохранив все лучшее, что есть, по-новому взглянуть на вашего ребенка и обучение в стиле КАНИКУЛЫ! Успехов и радости вам!


nsuslova.jpg
Наталья Суслова
ведущий тренер МЭУК, профессиональный коуч, кандидат педагогических наук, ведущая тренингов «Общаемся с детьми просто и радостно», автор книги «Дети – таланты просто и радостно».


P.S. Разыскиваются ИСТОРИИ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ И КОУЧЕЙ!!!
"Дорогие друзья, приглашаю вас поделиться своими историями, маленькими диалогами о том, как коучинг помогает вам общаться с детьми! Сейчас работаю над второй книгой и буду рада, если и ваши истории вдохновят других мам, пап, педагогов на позитивное родительство и радость общения через вопросы и коучинговый подход! Пожалуйста, пишите на почту: suslovana@gmail.com


Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...