Назад к списку

Продвижение коучинга #31: Как выбрать свой путь продвижения.

promo31.jpg
Когда базовое обучение коучингу завершено и выпускники вооружились инструментами и философией коучинга, следует логичное продолжение: начало работы в качестве профессионального коуча. Именно в этот момент многие коучи обнаруживают, что полученного недостаточно для того, чтобы развивать успешную коучинговую практику. Для этого необходимы… клиенты. Некоторые юные коучи даже испытывают что-то вроде обиды: как же так, почему меня не научили, как получать клиентов. А некоторые еще до того, как прийти на курс, уточняют, будут ли они обеспечены клиентами по окончании обучения. Поскольку я много лет проработала в области продаж, мне это очень напоминает вопрос новичка, впервые рассматривающего вакансию продажника: а компания предоставит мне клиентскую базу – то есть клиентов, которым я и буду продавать? Удивительный вопрос, потому что испокон веков задачей продавца и было умение самостоятельно привлекать клиентов, налаживать с ними общение с целью продаж и поддерживать отношения для долгосрочного взаимодействия.

Объяснение этому может быть только одно: человек пока не знаком с сутью профессии, которой он собирается заняться.

А что же с коучингом? Действительно ли коучинговая школа обязана позаботиться о клиентах для юных коучей? На этот вопрос легко ответить, проведя аналогию с такими уважаемыми профессиями, как врач или юрист. В медицинском институте или на юридическом факультете университета можно обучиться профессии. Но только сам человек сможет решить, где ему будет комфортнее работать: в государственном учреждении с гарантированным потоком клиентов и с фиксированной зарплатой или открыть частную практику.

Частная практика – это пусть небольшой, но уже бизнес, со всеми атрибутами: полная ответственность за деятельность и ее результаты, в том числе финансовые, принятие рисков, а также возможность воспользоваться практически неограниченным потенциалом роста своего предприятия. Помимо финансов неотъемлемые составляющие любого бизнеса – это маркетинг и продажи. Об этом придется серьезно подумать на старте коучингового бизнеса.

И тому, кто еще только планирует вступить на этот путь, очень полезно начать с исследования, что называется, традиции, или обычаев делового оборота в КТК.

КТК – это Коучинг, Тренинг, Консалтинг. Три способа поддержки и развития людей, способа, которые зачастую идут «руку об руку» по многим причинам. Одна из них – это подходы в продвижении специалистов в этих областях. На Западе этот рынок существует давно, в России уже около 25 лет. Наработано множество приемов, «хороших и разных», предназначенных для того, чтобы потенциальный клиент стал реальным. Для начала стоит осмотреться и понаблюдать: а как выстроен маркетинг у уже известных коучей.

В самом первом приближении можно обнаружить следующие варианты.

1.    Присоединение (особенно сразу после курса) к уже существующей крупной тренинговой или консалтинговой компании. У таких компаний есть целый круг постоянных клиентов, так что коучинг становится еще одним ценным продуктом в линейке провайдера.

2.    Самостоятельное открытие школы или тренинговой компании, обучающей каким-то конкретным навыкам – например, переговорам или улучшению супружеских отношений. Это дает возможность сочетать обучение тому, в чем вы являетесь экспертом, с последующим индивидуальным коучинговым сопровождением.

3.    Открытие школы обучения коучингу. Этот путь требует большой приверженности, так как по стандартам ICF (Международная Федерация Коучинга) руководитель школы – это коуч с квалификацией не ниже MCC.

4.    Открытие консалтингового агентства – в этом случае есть экспертная область (например, проджект менеджмент) сочетается с коучинговым сопровождением проектов и проектных команд.

5.    Объединение коучей в пулы – вместе легче и веселее, к тому же маркетинговая нагрузка распределяется на несколько человек. Это может быть партнерство из 2-3 человек, а может быть целое сообщество в 50 или даже 100 участников, что удобно, если каждый из них имеет различную специализацию.

6.    Создание своей компании под собственным брендом; в этом случае коуч становится еще и руководителем и работодателем – для маркетологов, контент-менеджеров, технических специалистов по поддержке сайта, рассылки…

7.    Предыдущий пункт при желании может плавно перерасти в продюсерский центр, когда коуч готов продвигать не только себя, но и своих коллег по цеху.

Какой путь какому коучу подходит – всегда очень индивидуальное решение, которое зависит от многих факторов. Но очевидно, что в любом случае вначале предстоит большая творческая работа. Если на старте сложно оценить объемы затрат (время, деньги, силы), то можно двигаться маленькими шагами, постепенно. К тому же у коучей есть «секретный ингредиент» успеха – у каждого из них есть собственный коуч :) !

Наконец, есть срединный путь: внедрять коучинг в корпоративном формате в качестве внутреннего коуча. К счастью, сейчас все больше и больше копаний осознают пользу и силу коучингового подхода, так что работы тоже становится больше!


Автор рецензии: 
Алина Светлова, сертифицированный коуч PCC ICF, тренер МЭУк.


Назад к списку


Ближайшие
тренинги