Четыре несчастья начинающего коуча или рассказ о первых коучинговых гремлинах (Вера Данилочкина)

Назад к списку

gremliny.jpg
Все начинающие специалисты во всех профессиях сталкиваются со своими страхами или, как принято говорить у нас в МЭУК, - гремлинами. Коучинг - не исключение. И сегодня я хотела бы поговорить с вами о том, с какими первыми гремлинами сталкивается юный коуч на заре своей карьеры. 

Квадрант первых коучинговых гремлинов.
1. Вопросы
2. Инструменты
3. Клиент
4. Результат
Давайте рассмотрим по порядку.

Гремлин, связанный с вопросом - как понять какой вопрос задать следующим?

Ещё не будучи коучем, я смотрела демо-сессии профессионалов и уже тогда меня сильно интересовало, откуда они знают, какой следующий вопрос задать. А когда я стала осваивать профессию коуч эта тема из разряда интересных перешла в разряд тех, которые меня стали серьезно волновать и тревожить. Потому что от того, как коуч задаст вопрос, и будет ли этот вопрос глубоким и продвигающим, во многом зависит прогресс клиента. Но страх длился недолго. Гремлин ушёл, когда я научилась слушать клиента на 3-м уровне и познакомилась с компетенцией «Активное слушание», которая предполагает наблюдение за клиентом, исследование его языка, эмоций и вопросы на уровне КТО и ЧТО. Звучит странно, но, когда ты внимательно слушаешь, вопросы рождаются сами по себе и даже не по одному. Сейчас в своих сессиях я часто делюсь с клиентом тем, что ко мне пришло сразу два вопроса и спрашиваю его на какой ему было бы важно и интересно ответить прямо сейчас. В ответ нередко получаю, что хочется ответить на оба и начать вот с этого.

Ещё один способ справиться с этим гремлином заключался в том, что я стала коллекционировать интересные вопросы, которые наблюдала у своих учителей или более опытных коллег. Эта коллекция необычных вопросов занимательна сама по себе и для меня она была и остается уникальной. Коллекция позволила мне расширить свой диапазон уникальных вопросов, что повысило мою уверенность и от страха «какой вопрос задать следующий» не осталось и следа.

Гремлин, связанный с инструментами - какой инструмент правильнее использовать?

Обучаясь коучингу, знакомишься и осваиваешь такое огромное количество инструментов, что в конце концов начинаешь переживать, как не ошибиться и сделать правильный выбор. На помощь приходит компетенция номер два «Создание коучингового соглашения», которая помогает ясно определить рамки контракта, понять клиенту и коучу к какому именно результату необходимо прийти в конце. А также очень хорошее понимание сути инструментов и их «конструкторский» характер. Под «конструкторским» имеется в виду возможность использования части одного инструмента и пару вопросов от другого, которые в сумме связаны с запросом клиента и помогают ему добиться прогресса. Включение творческой нотки в создании своих собственных инструментов, микст существующих, использование только некоторых ярких вопросов из известных техник -  превращают этот гремлин в пустой звук, который уже не вызывает волнение и страх.  

Гремлин, связанный с клиентом - а если мой вопрос не понравится клиенту?

В данном случае страхи уходят, если с клиентом выстроен сильный раппорт и у вас есть договоренности, что вы оба искренне работаете в коучинге, так как коучинг - это союз, мыслительное партнёрство. Партнерство, которое даёт право клиенту сказать, что ему этот вопрос не нравится и он не хочет на него отвечать. В этом случае коучу важно честно принять за клиентом это право, сохранить дальнейший раппорт и продолжить партнерство. 

Еще один момент, связанный с рассматриваемым гремлином – понимание, что коучинг - это не панацея, подходит не всем и не для всех ситуаций. Если вы постоянно сталкиваетесь с этим гремлином – обратите особое внимание на первую установочную встречу, на ожидание клиента перед вашим взаимодействием, на его понимание коучингового процесса. Возможно, ваш клиент не готов к работе в коучинговом формате и для него более полезным было бы поработать с консультантом или психологом. Будьте честны, верните это наблюдение клиенту, обсудите его с ним – тогда страх, о котором мы говорим вас больше не побеспокоит.

Гремлин, связанный с результатом - если клиент не придёт к желаемому результату?

Ох, какой сильный гремлин: веря на 100 % в клиента, так хочется, чтобы он обязательно, во что бы то ни стало, пришел к своему желаемому результату. Как справиться с этим гремлином? Ответ прост - поможет четкое понимание ролей и распределение ответственности между клиентом и коучем. В коучинге коуч отвечает за процесс, клиент за результат. И это незыблемое правило нашей профессии. Если клиент перекладывает ответственность за результат на вас или вы принимаете ответственность за его результат на себя - подумайте тогда, а коучинг ли это. 

В заключении я хотела бы сказать, что на самом деле общение с этими гремлинами и их преодоление это часть естественного становления в нашей профессии и  есть универсальные способы борьбы с первыми коучинговыми гремлинами - это опыт, практика, постоянное повышение своей компетенции, прохождение супервизии, обучения, менторинг ну и, конечно же, общение в профессиональной среде и обмен опытом. 


vdanilochkina_f.jpg
Вера Данилочкина

Профессиональный коуч по переговорам и сложным коммуникациям, приглашенный преподаватель Бизнес-школы МГИМО по курсу Executive MBA, Master of Business Administration по курсу стратегический менеджмент и управление компанией, основатель Института Переговоров.


Понравилась статья, поделитесь ею с коллегами и друзьями!

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...