О ценности и благодарности: разговор об итогах года с Анной Лебедевой

Назад к списку

itogiLebedeva.jpgКаждый год в декабре мы погружаемся в медитативное состояние подготовки к празднику. Многие уже нарядили елки, кто-то испек по семейному рецепту имбирные пряники, который ждут своего часа. В этом турбулентном году нам особенно есть за что себя похвалить. В разговоре с Анной Лебедевой мы подводим итоги 2020 года и настраиваем себя на встречу с будущим.


– Анна, 2020 год был странным, непредсказуемым, для многих очень тяжелым. Но давайте сфокусируемся на том, что хорошего он нам принес. Что бы Вы определили как ценность уходящего года?

Этот год научил нас нескольким вещам. Первое – это физический уровень: жить здесь и сейчас, присутствовать там, где находимся физически. Уметь быстро переоборудовать свое жилище для возможности в нем же работать. Здорово, что пандемия возникла в эпоху, когда в каждой квартире есть интернет, было бы гораздо хуже, будь это не так. Подводя итоги года, полезно задаться вопросом: «Какие способности, лежавшие вне зоны вашего внимания, вы обнаружили? Отсутствие каких навыков стало критическим, и оказалось важно их наращивать?». Состояние здоровья крепче у людей, которые пьют витамины, фокусируются на своей физической форме. Не менее важен и позитивный взгляд, настрой, с которым переживаются собственные неудачи, так как мысли тоже влияют на физическое состояние. Мы несем за себя персональную ответственность. Поддержание себя в ресурсном состоянии - оказалось насущной необходимостью, почти условием для выживания. Могу сказать о себе. Определенная стойкость духа и готовность собраться оказались у меня выше, чем я раньше думала. Но при этом я обнаружила, что мне трудно поддерживать себя в физической форме. Многие сформированные привычки оказались не в доступе, оказалось, что я не могу позволить себе привычных прогулок, походов в театр или в бассейн
В целом, можно сказать, даже если мы не справились со всем, что нужно было сделать, то справились лучше, чем ожидали от себя в совершенно неожиданных обстоятельствах.

Второй уровень ценности этого года – эмоциональный. Скажите, Вы тоже обнаружили, что провели определенный аудит своего круга общения? Лично у меня достаточно серьезным образом изменился круг людей, с которыми я готова откровенно беседовать о происходящем. Сильно изменилась в этом году и дистанция между мной и другими, люди стали очень важны и изменилась степень близости с каждым. Мы обнаружили, как стала более осязаемой ответственность за тех, кто физически нуждается в нашей помощи. Выбор между посещением пожилых родственников или концерта стал более острым. Добавились такие неподконтрольные нам вещи, как требования соблюдать определенные режимы в эпоху пандемии. Даже если в городе сняты ограничения в передвижениях, мы уже сами думаем, как сократить риски для тех людей, которые от нас зависят, и оцениваем заранее, кто будет справляться поддержкой близких вместо нас, если мы заболеем.

Если говорить о радости, то этот год, сильно сократив ее внешние источники, научил нас радовать себя изнутри. Многие говорят: «Оставим этот год за спиной». А что,  следующий год не будет продолжением этого, нам его загрузят с нуля? Даже если не каждый день мы прожили достойно, нам есть, чем гордиться. Мы развили свои сильные стороны, через осмысление и осознание вышли на новый уровень взрослости. 

В этом году, когда у большинства людей изменились жизненные обстоятельства, коучинговое мышление оказалось для них огромным ресурсом, поддерживающим стойкость и адекватность. Мы вновь стали испытывать благодарность за те преимущества, которыми пользовались как будто по праву, например, за наличие достойной работы или возможность выбрать местом своего отпуска страну в Европе или Азии. Казалось, что многие вещи у нас под контролем, и всё, что нужно для осуществления наших планов, это пластиковая карта. Мы не предполагали, что этот год станет для всех временем переоценки ценностей. Я бы предложила метафору матрешки: каждый из нас имеет вокруг себя несколько социальных слоев. Это ближний круг (родные, семья), часть социума, который влияет на нас (коллеги, профессиональное сообщество), и третий круг – люди, на которых мы сами хотим повлиять. В этом году у каждого произошли колоссальные изменения во всех трех кругах. Такое ощущение, что матрешку полностью разобрали, и она разлетелась по углам, а нам пришлось искать детали и опять собирать ее. Накладывая одно на другое, опять наполнять жизнь смыслом. Но этот смысл каждым был пропущен через себя.

– Есть ощущение, что это был год, который поумерил наши амбиции. Будто похлопал сверху по макушке и вернул в более адекватное состояние.

Он нас всех уравнял. Богатых и бедных, далеких и близких, все попали в одинаковую ситуацию. 

Если в начале года мы все рассчитывали, когда все это закончится, отправиться в яркое и длительное путешествие, то сейчас планируем и мечтаем сходить на концерт или спокойно посидеть в кафе. Еще мы обнаружили буквальный, а не метафорический смысл слова «окружение» и измерили это окружение уже не в десятках километров, а в метрах. Первые три месяца года стали для меня временем перезагрузки всех планов. Та команда, с которой мы вместе это делали, – просто фантастические люди со взрослым и  адекватным подходом к реальности. Мы сумели быстро адаптироваться и нарастить отсутствовавшие компетенции, выкинули в мусор устаревшие установки. Вторая триада года стала периодом цветения. Мы говорили о том, что нас окружают яркие ландшафты, размышляли, как сделать более уютным и радостным свой дом, придумывали, куда можно сходить в эпоху ограничений. Наши дети стали дружнее, так как лучше узнали тех, кто рядом, не имея возможностями играть с друзьями, живущими далеко.

Если взять третий квартал – с июля по сентябрь – он был особенно позитивным. Нам удалось осуществить те планы, которые откладывали все первое полугодие. И обнаружили, что полученный навык извлекать радость из малого очень пригодился. А когда появились возможности чуть большие, и удалось съездить в красивый уголок своей страны или открыть красоты соседних городов с церквушками, которые много лет откладывались на потом, мы увидели, какой это большой вклад в качество нашей жизни. И что по окончании периода пандемии нас ждет интересное будущее.


– Вы упоминали коучинговое мышление, которое сослужило хорошую службу для людей, которые его практикуют. Вы не могли бы подробней раскрыть это понятие?

Если в начале пандемии люди чаще обращались к психологу, то к концу – уже к коучу. У нас, в международной федерации коучинга были опубликованы обновленные компетенции, среди которых появилась новая – коучинговый образ мышления. Это когда мы осознаем, что каждый человек отвечает за свой выбор, понимаем влияние контекста и культуры на других и на себя и открыты ему. Мы развиваем интуицию и осознанность, поддерживаем у клиентов способность управлять своими эмоциями и укрепляем уверенность в том, что изменения возможны. Фокусируем внимание на самом клиенте, а не на результате, которого он достигает. Используя коучинговый образ мышления, вырисовывается новая картина того, что нам неподконтрольно, и при этом открывается новая возможность посмотреть, что из себя представляет наша жизнь. Мы избавляемся от иллюзий по поводу того, кто и насколько готов вкладываться в жизнь друг друга. Определяемся, с кем мы можем продолжать общаться, когда нуждаемся в теплой поддержке. И наоборот, мы осознанно решаем, на кого, кроме самых близких, готовы расходовать свои собственные эмоциональные ресурсы. Для кого-то этот год стал колоссальным вызовом с точки зрения того, что их бизнес закрылся, и им надо очень быстро придумывать что-то новое, искать новые источники дохода. В результате мы начали больше ценить то, что нам дано. Возможно, мы будем осознаннее пользоваться природными ресурсами, которыми до этого пользовались так бездумно. Распаковывая коробки, приходящие на дом, каждый из нас осознал, сколько упаковки мы используем в год. Если раньше в магазинах от наших взглядов скрывалось, сколько пластика, бумаги, стекла мы производим, потребляя товары, то теперь мы осознаем, сколько на это тратится ресурсов. Осознали и то, как немного нам требуется вещей, при этом одежда должна быть приятной и уютной, а не обязательно брендовой. Этот год открыл для нас героизм врачей. И, вообще, мы оценили тех людей, которых раньше не особенно замечали, но которые составляют систему организованной для нас поддержки.


– Можно ли в таких обстоятельствах, в которых мы оказались, заниматься планированием? Имеет ли оно смысл?

Я считаю, что очень важно планировать и сдерживать скепсис по поводу того, что план, возможно не сбудется. Несбывшийся план намного лучше, чем его полное отсутствие. Но теперь при планировании нужно уделять внимание более долгосрочным трендам и нашему пути к ним на 2–3 года с учетом того, как будет меняться окружающая среда. Закладывать огромное количество пространства на эти возможные изменения, более свободными мазками рисовать будущее. И готовиться к тому, что все время будут происходить вещи, которые сильно повлияют на наши планы. Не думаю, что это особенно комфортно и радостно, но явно способствует тому, что мы вырастем и станем сильнее.


– То есть планирование стало стратегическим?

Да, потому что в тактике будет много корректировок, мы не сможем их предусмотреть, и будет необходимо что-то делать для того, чтобы выполнить план.


– С каким настроением, с какими планами и намерениями Эриксоновский Университет коучинга готовится войти в новый год?

Мы ощутили силу взаимной поддержки, обнаружили, что все-таки коучи и коучи-тренеры – это колоссально гибкие люди. И даже в эпоху пандемии, и даже в онлайн формате мы можем дарить радость и пользу друг другу. Мы заметили, как сильно растут оптимизм и вера в свои силы у человека, с которым работает коуч. Один из моих корпоративных клиентов сказал: «Те периоды, когда я работал с коучем, я всегда принимал лучшие решения, я был гибче, спокойнее и увереннее в себе. А когда я ставил на паузу работу с коучем, мои решения были менее качественные, у меня было больше волнений, и больше сил тратилось не на то». Мы подчеркиваем важность развития компетенций коуча, планируем продолжать в следующем году программу обучения менторов. Будем организовывать обучение осознанности как важного инструмента самоподдержки, микросамокоучинга. 

Мы видим, что в коучинг приходят немного другие люди.


 – А чем они отличаются?

Это люди, которые понимают холистическое влияние коучингового мировоззрения на нас и на наш ближний и дальний круг. Они видят в коучинге инструмент для реализации своих намерений. И меня это очень радует. Мне кажется, люди стали более открыто пользоваться коучами и психологами. А те, кому коучинг не подходит, у кого иной тип мышления, имеют право на другое мнение.


– Завершая разговор о трансформациях 2020-го года, что, по-вашему, мы возьмем в следующий?

Я хотела бы завершить краткий «обзор» года тенденциями, которые сформировались к четвертому кварталу. И они, возможно, останутся актуальными и на следующий год. Жизнь показывает, с чем нам пора расстаться. Завершение проектов – это искусство признать, что у нас есть дальнейшие цели, поднять себя на новый уровень, исследовать его и, опираясь на ориентир, осознанно идти вперед. Многие заметили, что в жизни стерлись границы между отдыхом и работой. Нужно осознанно выделять время, которое отдается работе, учитывая смысл того, чем мы занимаемся.

Мы более осознанно будем подходить к новогодним путешествиям и посещениям родственников. Будем задумываться, на каком расстоянии друг от друга можем находиться. Имеем ли право с кем-то встретиться, если только что проехались в метро. Мы научимся выражать свою любовь на расстоянии. При этом помнить, кому из близких нужна наша поддержка, и находить в своем сердце энергию для нее. Мы постараемся закрепить выработанные компетенции: быть открытыми, живыми, справляться с вызовами и понимать, что имеющиеся блага в любой момент могут исчезнуть. Мы можем выйти на новый уровень благодарности, подвести итоги и взять в будущее только то, что имеет для нас значение.


Беседовала Вероника Заец



Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...