Как компании перейти на режим работы «меньше, но лучше» (Анна Лебедева)

Назад к списку

19.08.2022

Чем плоха стратегия делать как можно больше дел, можно ли получать отличные результаты без лишней траты энергии, какие шаги предпринять, чтобы такой подход стал философией компании, — рассказывает Анна Лебедева (МЭУк).

rbc_aug2022.png


Большинство людей придерживаются парадоксального мнения: им кажется логичным, что для того, чтобы больше зарабатывать, необходимо решать больше задач. Это убеждение пришло к нам от предыдущего поколения, когда было очень важно восстановить страну быстро, а лозунг «пятилетка за три года» вдохновлял строителей коммунизма на то, чтобы работать быстрее. Это были другие времена и другие ценности.

Сегодня, в век компьютерных технологий, станков с числовым программным управлением и роботов, заменяющих человека на самых тяжелых физических задачах, совершенно нет необходимости повышать в несколько раз норму выработки или работать в две смены. Гораздо важнее вовремя остановиться, обдумывая задачи и четко расставляя приоритеты.

Многочисленные исследования и эксперименты не раз доказали, что работать надо не больше и дольше, а качественнее. Некоторые компании и даже страны, которые переходили на четырехдневную рабочую неделю, подтвердили, что эффективность как минимум не снижается, но чаще всего даже растет. Принцип эссенциализма (достигать целей и не тратить при этом лишнюю энергию) работает как в масштабе компании, так и в жизни отдельно взятого человека. Так почему же тогда мы продолжаем задерживаться на работе или брать ее домой, хвататься за все и надеяться, что успеем нам неподвластное?

Расстановка приоритетов

У каждой компании существует приоритетное направление развития уникального продукта. И логично, если именно вокруг него компания будет выстраивать все рабочие процессы. В этом случае все непрофильные бизнес-задачи уходят на второй план, их можно выполнить позже или делегировать сторонним организациям. Но во многих фирмах помимо главного флагманского направления есть еще несколько дополнительных, в связи с этим внимание руководителей и сотрудников рассредотачивается, появляются многочисленные смежные процессы.

Из-за количества задач теряется общий фокус на миссию компании. Каждого заботит только его личный список дел, который без привязки к ценностям фирмы кажется не таким уж необходимым, мотивирующим. Только когда есть один главный вектор развития, сотрудники объединяются на уровне более высокой цели и у каждого появляется понимание, чем конкретно он занят в этой компании. Люди перестают работать за деньги и стараются ради достижения важного, конкретного и понятного им результата.

Сонастройка команды

Однако и в компаниях с четко сформулированными бизнес-процессами случается так, что сотрудники злоупотребляют продвижением интересов своих групп, проявляя так называемый ингрупповой фаворитизм. Руководители отделов, собираясь на совещания, перестают быть единой командой, каждый защищает свое подразделение, и от этого приоритеты размываются. Это разделение по интересам может проявиться в любой момент, когда руководство перестает уделять внимание сплочению сотрудников. Так что одна из ключевых задач руководителя — объединение людей вокруг того, что является конечной целью совместной деятельности компании.

Мотивация и пересмотр KPI

Руководителю важно задуматься над пересмотром KPI сотрудников, проверить, являются ли эти показатели логичным следствием основного бизнес-процесса и главной цели компании. Сформулируйте задачи для каждого члена команды.

Качество взаимодействия между подразделениями и сотрудниками приводит к тому, что все начинают максимально эффективно использовать свое время и оптимизировать усилия, а в совокупности со стремлением к общему результату получать больше удовольствия от процесса.

Компаниям часто бывает достаточно сложно выбрать один ключевой приоритет и двигаться к максимальному упрощению задач и действий. Внутренний перфекционист, взращенный со школьной скамьи, хочет быть хорошим и эффективным буквально во всем, что только ни делает. Но отличник и идеальный руководитель никак не связаны с эффективностью и экономией усилий.

Сейчас сосуществуют две параллельные парадигмы — наших родителей и наша. Человеку сложно решить, что выбрать:

ту, в которой он вырос и видел, как это срабатывало (но тогда важен был человеческий фактор, ручной труд с низким уровнем автоматизации),
или современную, когда процессы автоматизированы и тяжелую работу за нас делают роботы.
Современная парадигма мышления про то, чтобы продумать действительно важные и значимые действия и выполнить именно их. И обнаружить, что сделанное важное дело (например, единственный звонок ключевому клиенту) приводит к результату. Это переход на совершенно другие рельсы мышления.

Не стоит бояться сокращать количество задач — так рождаются инновационные предложения, проявляются новаторы и более ответственные люди, которым можно поручать лидерские позиции. Система карьерного роста и мотивации внутри подразделений меняется, укрепляется управленческая команда и основы эссенциализма встраиваются в глубинную структуру мышления.

Путь эссенциализма

Когда вы как руководитель решаете внедрить принципы эссенциализма в работу компании, необходимо придерживаться следующих шагов:

1. Ежегодно выделяйте время для составления пятилетней перспективы. Пользуйтесь техникой визуализации, задавая себе вопросы.

Чего я хочу для себя и своей команды через пять лет?
Какие самые ключевые, важные, профильные продукты мы даем клиенту?
Какие уникальный подход, взгляд на жизнь, компетенции есть у компании и команды?
Как исходя из личной уникальности команды и компании разработать стратегию усиления продукта или бренда?
Какие ключевые задачи стоят перед вами (самое основное)?
Как вовлечь и вдохновить сотрудников, аргументировать движение к единой цели, почему лично им должно быть интересно участвовать в создании нового светлого будущего для компании?
2. Внесите правки в вашу стратегию, дайте возможность высказать свое мнение всем сотрудникам. Тогда план по внедрению изменений станет не только вашим, но и их личным планом, они почувствуют свою причастность к общему делу.

3. Обязательно раз в полгода проводите с командой аудит, отслеживайте, как вы приближаетесь к этим целям и что вас от них отдаляет. Еще сильнее упрощайте процессы, убирайте лишние задачи.

4. Поддерживайте команду в создании прочного командного соглашения, на что вы все готовы, по каким правилам будете взаимодействовать для достижения этих целей. Не забывайте прилюдно благодарить всех в команде за то, как целенаправленно они прокладывают путь из точки А в точку Б.

5. Будьте готовы к тому, что в начале пути очень сложно не делать много ненужных шагов. Поэтому каждый день фокусируйтесь сначала на важном — тогда у вас не будет времени и ресурсов для того, чтобы параллельно делать огромное количество лишних задач.

aleb2022.jpg

Автор: Анна Лебедева, директор международного Эриксоновского университета в России
Дата публикации: 19.08.2022

Первоисточник статьи на РБК >>>

Banners_site_KomandniyKouching_1024x257.jpg

Назад к списку

Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...