Когда клиент на сессии говорит про деньги, а подразумевает… (Юлия Захир)

Назад к списку

По итогам исследования рынка профессиональных коучей (НФКиН, 2023) тема «деньги» входит в топ-6 областей запросов на работу с коучем и делит второе место с темой «карьера». 

В моей практике запросы на тему «деньги» озвучиваются не только предпринимателями, а за простыми формулировками запроса может развернуться большое проблемное поле.

В статье я описываю свое видение исследовательского потенциала темы «деньги», сформированное опытом коучинговой практики. Это видение представляет собой широкую рамку нюансов, которые возникают во взаимодействии клиента с коучем. Важно сказать, что рамка не является жесткой конструкцией. Скорее ее следует понимать как прикладную модель, которую клиент дополняет своей уникальной феноменологией, а коуч своим профессиональным опытом. Использование рамки позволяет выстроить первую встречу для глубокого исследования запроса клиента и создания контекста, в котором находится и может быть обнаружено решение.

В описании рамки я использую различные дополнительные наблюдения, в том числе лингвистического характера. Например, мечты относительно денег, которыми делятся клиенты, звучат «когда у меня будут деньги» или «если у меня будут деньги», что дополняет информацию о запросе «про деньги». 

Исследование запроса на первой встрече

Открытый список формулировок, с которыми приходят клиенты в коучинг – «исследовать и создать свой будущий продукт», «монетизировать талант», «пробить финансовый потолок», «повысить чек», «кратно увеличить доход», «преодолеть сопротивление большим деньгам», «побороть страх больших денег» – можно и нужно дополнять. Но уже этого перечня достаточно, чтобы выделить две основные группы запросов в теме «деньги».

Группа 1. Про деньги как физический объект обсуждения

Самый общий посыл «я знаю, как заработать, у меня все для этого есть, но мне нужна внешняя мотивация / внешний наблюдатель, чтобы «не соскочить». В этом случае клиент, как правидо, приходит за поддержкой и сопровождением.

Группа 2. Про деньги как часть внутренней реальности, которая маркируется клиентом как «ценность»

Важно понимать, что для таких клиентов деньги являются своего рода символом, который каждый наполняет собственным содержанием. Деньги как символ свободы, независимости, успеха, безопасности, благополучия и даже любви. И этот символ практически никогда не про деньги. В запросах этой группы деньги из объекта обсуждения становятся контекстом, в котором могут проявляться различных затруднений, связанных с деньгами. Совместное с клиентом исследование этих затруднений позволяет создавать и обсуждать с клиентом стратегию движения по запросу.

На практике, как правило, запрос содержит мотивы из обеих групп. Но для описания модели, если понимать ее как упрощение реальности, удобно их разделять. Это позволяет понимать «достаточно ли клиент про «деньги» и ему не хватает ресурса, поддержки, видения или все же есть нюансы и препятствия иного характера. Если последние обнаружены, я всегда согласовываю с клиентом последовательность решения запроса: в первую очередь разобраться с «нюансами» и только потом с планами повышения дохода. Так что же это за нюансы?

Деньги как ценность: когда и если они будут

Опишу упомянутые нюансы второй группы и стратегии работы с ними.

1.          ДЕНЬГИ КАК КОМПЕНСАЦИЯ ДЕФИЦИТА

О чем говорит клиент. Как правило, дефицит, который клиент выносит на обсуждение, звучит как «есть я и есть что-то, чего мне не хватает. Я не знаю, что это, но это точно есть у другого, а я это получу, когда или если у меня будут деньги».

Потенциал для работы. Есть кто-то (большой, сильный, взрослый, злой и пр.), кто может сделать (создать, обеспечить, совладать и пр.) что-то и тогда я получу (тогда у меня будут деньги). В этом расщеплении на «я» и «кто-то/что-то» возникает зависимость от другого и реализуются стратегии компенсации, заряженные на деньги. 

Стратегия работы сводится к осознаванию стратегий компенсации и восстановлению внутреннего ощущения целостности у клиента. Например, исследование воображаемого расщепления.

2.          СТРАХИ: НЕГАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ И СТРАХ АКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ

О чем говорит клиент. Тема страхов может звучать как «негативный прогноз». У клиента есть представление или картина того, что плохого произойдет, когда или если я начну зарабатывать, когда или если я буду богатым и т.п. А далее – описание страха развития ситуаций, связанных с возможностью или невозможностью зарабатывать деньги, их наличием или отсутствием. Это могут быть личные или семейные страхи. Личный опыт неудачи в бизнесе и тема страха проявление и активных действия. Семейные истории банкротства, раскулачивания, которые аукается в теме заработка и достатка и через несколько поколений, закрепляя в каждом последующем поколении бессознательную идею о том, что деньги  – это источник опасности. 

Второе звучание темы страхов – страх активного действия. У клиента есть понимание того, что деньги требуют энергии, намерения и способности действовать для создания и реализация проектов. Однако в субъективном привычном самоописании он видит себя как слабого, как того, кто не сможет.

Эти страхи могут  быть связаны друг с другом. В этом  случае клиент приходит с формулировкой «я боюсь действовать, потому что произойдет нечто ужасное».

Потенциал для работы. В ходе взаимодействия с клиентом явным образом становится заметным, что его клиента уходит на блокировку собственной силы. Силы, которой клиент, без сомнения, обладает. Однако в какой-то момент жизни он «приобрел» абсолютное знание, что сил и способностей у него нет.

Стратегия работы с клиентом может быть сформулирована как создание условий для переоткрытия (проживания) себя не на уровне концепции «я слабый», а в феноменологическом подходе – «как я проявляюсь в каждый конкретный момент взаимодействия с собой, коучем, другими людьми». Такого рода наблюдения для фиксации проявлений, позитивно влияющих на уровень энергии, присвоения (интеграции и признания в себе)  этих  осознавания те ли «как я хочу проявляться».

3.          НЕПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ

О чем говорит клиент. Обобщенный запрос может быть сформулирован как «я устал работать на «дядю», а что хочу сам - не понимаю» или «когда и если у меня будут деньги, я буду признан своим окружением». Наблюдения показывают, что чаще всего такие клиенты ориентированы не на собственные желания, а на усредненные представления о стандартах социальной группы, к которой они принадлежат. Это может быть социальное окружение, и тогда речь может идти о конкретной марке машины, часов, дома, вида отдыха и т.д. Как вариант, таким окружением может быть семья. В этом случае клиент на вопросы о сбывшихся или загаданных желаниях начинает рассказ как отдохнули недавно со второй половинкой или как в детстве ездили с родителями на море.

Потенциал для работы. Зарабатывая деньги, люди пытаются реализовать чьи-то чужие идеи, но не хотят этого делать, хотя ни разу себе в этом не признавались. И это обнуляет энергию движения к целям. При этом собственные идеи, желания и цели не озвучиваются. В таком запросе дополнительно может обнаружиться и запрет на желания и/или отсутствие навыка различения желаний, а также проблемы с самооценкой.

Стратегия работы предполагает исследование настоящего «хочу» клиента, дающее максимальную внутреннюю энергетику, первоначально на уровне идентичности и  миссии с последующим «заземлением». В ходе работы я всегда помню, что хотеть это своего рода навык. И как всякий навык, он восстанавливается с помощью тренировок, изучения сигналов своего тела, чувств,  эмоциональных реакций, внимательного слушания себя, а не знаниями и аргументами. Стратегия приобретения навыка «хочу» может быть успешно дополнена  практиками отслеживания автоматических мыслей и действий.

4.          ДЕЙСТВИЯ ИЗ «НАДО» И «ДОЛЖЕН»

О чем говорит клиент. Клиент с таким запросом, в отличие от предыдущего описания, «точно знает» что хочет. Он никогда не имел страхов, связанных с деньгами или уже избавился от них. Он идет к своей мечте, которую подробно артикулирует. В его размышлениях о запросе практически отсутствуют слова «когда и если», а самые частые фразы звучат как «чувствую, что неэффективен в бизнесе» или «что-то внутри меня сопротивляется повышению прибыли».

Потенциал для работы. Энергия клиента уходит на внутреннюю борьбу, возникающую из множества взятых на себя обязательств перед другими и высоких требований к себе. Наличие мечты также воспринимается как обязательное, поэтому она удерживается как есть, без изменений. Система внутренних долженствований может быть физически проявлена на первой встрече в позе, движениях, в торопливости высказываний.

Стратегия работы заключается в выявлении, исследовании и переписывании долженствований в залоге «я этого хочу делать, мне нравится мой путь к мечте». Вполне вероятно, что в ходе исследования будут обнаружены новые потребности и желания, спрятанные за жесткими долженствованиями.

5.          НЕТ ПРАВА НА ХОРОШЕЕ

О чем говорит клиент. При описании своего будущего клиент все время возвращается к воспоминаниям о неудачных попытках достижения целей и делает такие выводы выводы о себе, как «я глупый, невезучий, недостойный» или «я тот, кто не может/не умеет зарабатывать, а значит надо смириться». В его картине мира нет места для образа себя, который получает желаемое, а слова «когда или если» употребляются только в негативном залоге. Ограничивающие убеждения часто дополняются убеждениями, сформированными относительно денег в семье «нам никогда не везет с деньгами», «чтобы были деньги, надо научиться воровать» и т.п.

Потенциал для работы, как бы это странно не казалось, заключается в сопротивлении клиента самому себе, возникающем в момент начала разговора о возможных изменениях. 

Стратегия работы заключается в исследовании ограничивающих убеждений клиента через фиксации, описании и трансформации:

  • связанных с ними образов, метафор,
  • возникающих привычных телесных ощущений и эмоциональных состояний,
  • формулировок принятых решений и жизненных стратегий на основе убеждений типа «всегда», «никогда»,
  • остановленного телесного импульса, через разблокировку которого часто обнаруживаются нереализованные потребности. 

В ряде случае для повышения эффективности работы я предлагаю клиенту пройти диагностику депрессивного состояния у профессиональных психотерапевтов. 

Итак, предложенная модель содержит несколько обобщенных нюансов широкого коучингового запроса «про деньги». Каждый профессионал дополнит ее собственными наблюдениями о нюансах и стратегиях работы. В этом смысле рамки модели описания можно раздвигать. Впрочем, как и в нашем взаимодействии с клиентом. Результаты случаются, когда удается выйти за рамку самоописания как привычной модели. 



Zakir_Julia.png


Юлия Захир - сертифицированный коуч ICF,

член Национальной Федерации профессиональных менторов и коучей,

внешний коуч компании Skyeng, автор телеграм-канала «О чем говорят клиенты»

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...