Приёмы коучинговых технологий в образовательном процессе (Оксана Дорогина)

Назад к списку

Приёмы коучинговых технологий в образовательном процессе (Оксана Дорогина)

В связи с переходом на работу по ФГОС ООО нового поколения, перед школой встали новые задачи, направленные на воспитание и развитие личности, способной к самосовершенствованию, способной самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в информации, добывать знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, другими словами - уметь учиться. Для осуществления этих задач, а также  для повышения качества образования учителям приходится наряду с  традиционными методами обучения, осваивать инновационные технологии.


Требования нового ФГОС начального общего образования ориентируют на формирование у младших школьников регулятивных метапредметных умений, составляющих основу учебной деятельности (умения учиться). Регулятивные умения учащихся включают в себя умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, рефлексии.

Многие современные общеобразовательные технологии (технология развития критического мышления, технология проблемного исследования, метод проектов, технология мастерских и др.) включают в себя принципы учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество на уроке является средством и условием формирования универсальных учебных действий обучающихся, соответствует личностно - ориентированному подходу в обучении и воспитании, соотносится с модернизацией российского образования и наиболее полно отвечает запросам современного общества. Рассмотрим один из таких ресурсов.

Коучинг — это современный инновационный инструмент, помогающий педагогам справляться со сложностями. Способствует повышению мотивации, вовлеченности, осознанности, ответственности, повышению эффективных коммуникаций и результативности, умению ставить и достигать целей, создавать стратегии их достижения  обращаться к своим ресурсам и быть успешными и устойчивыми. 
Так в ходе урока, учитель может использовать на уроке основной инструмент коуч-технологии – это вопросы. Они приглашают к самоанализу (приглашают человека посмотреть внутрь себя), открывают дополнительные решения и ведут к инсайту (приглашают посмотреть в будущее) 

Приведём примеры открытых (сильных) вопросов. 
В первом классе после линейки Первого звонка полезно будет рассмотреть долгосрочный запрос на  весь период обучения, до 11 класса. 

-Ребята, представьте, что у нас есть (волшебная палочка, машина времени, лампа с джином, ковёр самолёт и тд.) и как если бы мы с вами перенеслись на 11 лет вперёд и оказались на линейке, где для вас прозвенит Последний звонок. Представили?
-Каким выпускником хочешь видеть себя на последнем звонке?
-Почему для тебя это важно? А ещё?
-Как можешь этого достичь? А ещё?
-Как узнаешь, что ты достиг этого?
-Что тебе для этого надо? А ещё?
-Каким ты тогда будешь?
-Что для тебя…..(ответы детей ЦС)
-А на сколько это реально?
-Кто тебе в этом может помочь, поддержать?
-Кому ещё кроме тебя будет от этого хорошо?
-Что ты должен для этого делать, чтобы стать …(ответы детей ЦС). Какие шаги надо сделать?

В начале учебного года любого года обучения можно сделать прогноз на учебный год.
-С какой целью пришли в 1, 2, 3, 4 класс?
-А зачем это тебе?
-Почему это так важно….(из ответов детей, с какой целью пришли и зачем)?
-Как узнаешь, что ты достиг этого?
-Насколько это реально для вас сделать?
-А кто или что вам  в этом поможет?
-Какие  качества вам в этом помогут?
-А на сколько, по шкале от 1 до 10 вы можете их оценить? Какое из них вы можете усилить, чтобы усилились все остальные? Как вы можете это сделать?
-Как вы будете себя ощущать, когда вы достигнете своей цели?

Так же можно сделать запрос на четверть.
-Как желаете закончить четверть? Какие планы?
-Почему это так важно….(из ответов детей)?
-Как узнаете, что ты достигли этого?
-Насколько это реально для вас сделать?
-А кто или что вам  в этом поможет?
-Какие  качества вам в этом помогут?
-А на сколько, по шкале от 1 до 10 вы можете их оценить? Какое из них вы можете усилить, чтобы усилились все остальные? Как вы можете это сделать?
-Как вы будете себя ощущать, когда вы достигнете своей цели? Представьте, что вы уже получили четвертные оценки, которые желали. Как вам там? Что замечаете рядом? Что происходит внутри вас?
-Какой совет могли бы дать себе сегодняшним?
-Что надо будет сделать? Какие шаги для продвижения к желаемой  цели?

Ещё будет продуктивно сделать запрос на текущую тему по предметам.
-Насколько для вас важна  изучаемая тема?
-Где она может нам пригодиться?
-Почему так важно вам её усвоить? Что тогда у вас будет? Как вы себя будете ощущать?
-Как узнаете, что ты достигли этого?
-Что самого наилучшего для вас будет тогда?
-Кому ещё будет хорошо от этого?
-Что зависит от вас?
-Какие качества вам помогут достичь цели?
-Какие шаги?

На первых минутах урока учитель может настроить учащихся на работу, вдохновить на видение будущего результата их совместной деятельности в конце урока:
-Каким ты видишь себя в конце нашего урока?
Далее для формирования у ученика конкретной, измеримой цели учитель задает вопросы на осознание и восприятие:
-Какой ты видишь цель в конце нашего урока? Сможешь ли ты ее достичь?
-Какие шаги нужно совершить, чтобы достичь цели?
На этапе планирования продуктивных действий для достижения цели:
-Какой шаг будет рациональнее сделать первым?
-Какие шаги по достижению цели, ты можешь совершить уже сейчас?
Для этапа реализации плана в действие соответствуют следующие вопросы:
-На каком этапе ты находишься сейчас? Отметь по шкале от 1 до 5
-В чем будет отличаться разница между баллами, если ты вернешься на шаг назад?
На этапе завершения (рефлексии) учитель может  начать диалог с вопросов:
-Как ты понял, что достиг цели?
-Что было самым интересным по достижению цели? 

При появлении у детей, каких либо затруднений при изучении учебного материала, для повышения мотивации и уверенности продуктивно будет применить такие техники как Стол менторов, Обратное планирование, Декартовы координаты, Поддерживающая среда, Колесо баланса. Можно объединить детей в группы после мониторинга работ по темам, так же можно индивидуально в зависимости от особенностей характера детей. Кому-то легко работать в группе, а кто-то чувствует себя комфортно один на один с педагогом. 

Ещё одно направление, где можно успешно применять коучинговые техники, это межличностные отношения детей. Имеют случаи проявления нежелательного негативного поведения на уроках и переменах. Дети в этом возрасте очень эмоциональные, открытые, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, в результате чего возникают конфликтные ситуации. Для того, чтобы разобраться с нежелательной реакцией поведения хорошо подойдёт индивидуальная работа с корневой ценностью. 
Данные вопросы в коуч-технологии способствуют у учащихся развитию умения общаться, как со сверстниками, так и с учителем, умения аргументировать свою позицию и вести анализ и самоанализ своей длительности на протяжении всего урока, также формирует умение ставить задачи, сопоставимые с собственным потенциалом и возможностями и определять адекватную способностям меру ответственности. В результате ученик должен рассматривать свои победы и достижения как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

Таким образом, можно сделать вывод, что потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна в начальном образовании, т.к. именно дети младшего школьного возраста учатся ставить перед собой цели, оценивать их значимость для себя и своей дальнейшей учебной деятельности. Поэтому коуч-технологии необходимо использовать в начальной школе с целью развития у учеников навыков коммуникации и целеполагания. 



odorogina.jpg

Автор статьи
Дорогина Оксана Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СШ 37, г Норильск, высшая категория, стаж 37 лет

http://multiurok.ru/OksanaDorogina



Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...