Назад к списку

Таинство Древней Китайской живописи как практика развития осознанного Мастерства коуча (Елена Дёмушкина)

pion.jpg
Сегодня хочу поговорить с вами, дорогие коллеги - коучи, о творческом. 
Знакомо ли вам в ходе сессии с клиентом страстное желание «привести его к результату»?
Мне знакомо. Работа  в серьёзных организациях вживила понятия «ответственность» и «результат» в каждую клеточку.
Как развить коучу доверие себе, клиенту и процессу клиента? Как перестать вести клиента к результату, теряя коуч-позицию? Как начать, по-настоящему, «слышать» себя? И как еще можно «слышать» клиента?
С одной стороны, для этого мы с вами осознанно выбираем работать с компетенциями в менторинге и со своими чувствами в супервизии. 
С другой, мы с вами знаем цену фразе «коуч работает своей личностью». И многие коучи уже осознанно работают со своим психотерапевтом, проделывая регулярную уборку в лабиринтах  своей памяти. 
К счастью, наш с вами  профессионализм коучей гораздо шире  чем технология.  Принципы коучинга для многих со временем становятся принципами личной философии. И это интересное бесконечное исследование, которое приносит целостность в нашу собственную жизнь.
Работая с людьми нам важно быть в «человеческом», а значит важно развивать и своё человеческое. Что я называю «человеческим»? Живое, чувственное, тёплое, широкое, внимательное, принимающее, мудрое и глубинное, искреннее состояние себя. Подлинное. «Слышание» себя. То, что создаёт доверие с клиентом, возможность настроить «слышание» клиента максимально широко, создать пространство сотворения и инсайтов самим клиентом. Знакомо вам?

Хочу вас пригласить в небольшое путешествие…
Гунби – один из видов китайской живописи, который пришёл из глубины веков. С одной стороны, он прост – ученики шлифуют своё мастерство по контурам картин великих мастеров Древнего Китая, прежде чем начинают создавать свои неповторимые шедевры. Помните контурные карты в школьном предмете «География»? Кто бы мог подумать, что мне пригодится подобный навык позже?))
С другой стороны, то,  с каким вниманием ученик перенесёт контур и то, чем он наполнит его – таковой и будет картина.

Представьте… Художник мягко ведёт кистью по тончайшей рисовой бумаге. Это таинство. Прозрачная на свет, с изумительными искорками бумага способна выдерживать до 20 слоёв краски, разводимой в воде.
Каждое прикосновение кисти к бумаге есть акт творения – вот появился яркий след, и за ним вторая кисть с чистой водой, чуть высушенная до необходимого состояния, ласково растушёвывает густой розовый в нежный оттенок утренней зари. 
Лепесток королевского пиона начинает оживать. Он еще не явный, только проявленный в своих очертаниях, но уже возникает ощущение, что он живой. Впереди еще несколько касаний кистей, чтобы наполнить лепесток глубиной цвета и придать ему уверенность живого.

Бумага очень тонка и требует к себе внимательного и бережного отношения. Любое резкое движение или лишняя влага… оопс! Бумага может не выдержать…  
Каждый раз, касаясь кистью бумаги, Художник как будто вдыхает жизнь в своё творение. Он знает, что в отличие от дающего право на ошибку художественного масла,  в Гунби неверное движение кисти не исправить. Катастрофы не произойдёт, нет. Но неровное состояние Художника отразится в тонкой картине…
И так, лёгкими движениями кисти, раз за разом, восхищаясь тому, как принимает и что проявляет тонкая бумага, вдыхая жизнь каждым движением и намерением в своё творение, Художник становится Мастером, создавая свой шедевр из состояния  целостного чувствования себя, картины и посредников её творения: бумаги, кистей, красок, воды... 

Искусство Гунби не терпит небрежности и торопливости. Оно открывается лишь тем, кто способен остановить бег времени внутри себя, освободиться на время от мыслей,  заметить и выровнять пульс и только после этого станцевать танец Мастера.  
Это искусство - одна из бесконечного числа практик осознанности, которая дарит настройку тончайших фильтров внимания – ощущение своего тела в моменте, осознания своих чувств и мыслей и управление собственным состоянием, а, как следствие, движением своей руки, держащей кисть и дыханием, которое сопровождает весь процесс; развивает  глубину наблюдения и внимания за происходящим.


Для меня это искусство стало одной из практик  развития моего осознанного внимания: 
1) я учусь сначала «слышать» себя - свой пульс, дыхание, сердце;  осознавать мысль и отпускать её, выравнивать своё состояние, доверять своему чувствованию;
2) пребывать в состоянии целостного внимания и наслаждения наблюдаемым; 
3) разрешать себе быть максимально широкой в интересе и доверии клиенту и его процессу;
4) видеть, слышать, чувствовать клиента, находясь во внутреннем наблюдателе;
5) творить с радостью, принимая всю многогранность проявляющегося в сессии с клиентом. 

А какие виды искусств любите вы? Как ваше погружение в любимое хобби или искусство развивает в вас осознанность? И как осознанность влияет на ваше Мастерство коуча?

* В статье использованы материалы исследования в рамках магистерской работы Е.В.Дёмушкиной «Влияние практики осознанного внимания (mindfulness) на качество работы коуча», НИУ ВШЭ, 2019г.



e.demushkina2017_200.jpg
Ваша Елена Дёмушкина
сертифицированный профессиональный коуч PCC ICF, сертифицированный бизнес-тренер, старший тренер МЭУк

Автор и ведущий тренер тренинга «Внутренняя свобода коуча: как соединиться со своей силой».



Назад к списку


Ближайшие
тренинги