Назад к списку

Управленческое меню для топ-менеджеров (Марина Новоточина)

«Твоё будущее не обязательно должно быть таким, как твоё прошлое.
Только если ты делаешь то, что делал всегда, ты получаешь то, что всегда получал».

//Народная мудрость
 
 
 
Галия Хамитова – Генеральный директор компании «Step&Grow» рассказывает, «мы живем в мире выбора, каждый день нам приходится принимать множество решений от элементарных бытовых, до судьбоносных. У руководителей в этом смысле особая роль, поскольку последствия их выбора шире простого влияния на собственную судьбу. В сделанный руководителем выбор вовлекаются сотрудники, клиенты, поставщики». Так что же такое выбор, и как его сделать правильным?
 
Выбор – это разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив. В процессе решения практической задачи всегда возникает несколько вариантов. Это происходит и случайно, в силу неоднозначности и неопределенности процесса решения, и целенаправленно, как основа поиска лучшего результата. Выбор – это первое, что мы помогаем сделать нашим клиентам.
 
Прежде всего мы назначаем встречу для того чтобы прояснить, какой результат хочет получить наш клиент. Затем мы предлагаем набор эффективных средств и методов решения управленческих либо организационных задач. Так было и при встрече с первым руководителем одной крупной Казахстанской компании. Он - перспективный и успешный бизнесмен, добившийся многого в своем деле. Говоря о проблемах, с которыми он постоянно сталкивается как руководитель, от вопросов управления бизнесом он плавно перешел к теме управления людьми. «Все упирается в людей, - говорит он, - казалось бы, бизнес работает, есть клиенты и амбициозные планы, живи и радуйся, но в самый неподходящий момент начинают увольняться ключевые сотрудники, падает инициативность и вклад людей в работу, у них обнаруживаются собственные интересы, не совместимые с целями организации и т.д. Как с этим справиться? Ума не приложу! Но ощущение такое, что все, что создавалось с таким трудом, расползается на глазах, и я не могу управлять компанией как прежде».
 
У каждого опытного и не очень опытного руководителя за годы работы сформировались свои способы и рецепты управления компанией и персоналом, которые давали в прошлом постоянный и устойчивый эффект. Но время идет, и все больше появляется ситуаций, когда привычные методы перестают работать. Почему? Непонятно. Может, люди изменились …?
 
Абсолютно точно изменились! Приходит новое поколение работников и руководителей, которых уже не заставишь работать приказом, обещанием стабильной и высокой заработной платы или угрозой увольнения. Им хочется вносить вклад в компанию, ценный и для компании и для самого человека, создавать собственные смыслы существования в компании, выполнять интересную, перспективную и развивающую работу, оцениваемую по достоинству в материальном и нематериальном выражении. Если они этого не получают, они уходят. А для обеспечения всего этого руководителю нужен другой стиль управления, другие способности и навыки. Где их взять?
 
Можно, конечно, пойти на тренинг, но какой именно тренинг поможет решить эту проблему? Можно обратиться к консультанту, но как сформулировать вопрос, и к какому консультанту обращаются с такого рода проблемами? Можно попробовать поработать с персональным коучем, говорят, они творят чудеса. Что выбрать? Это зависит от того, что вы хотите получить в результате.
 
 
Итак, есть три взаимодополняющих источника, у каждого есть свои преимущества и ограничения, каждый из них оптимален при решении определенных задач:
 
1. Бизнес-тренинг. Результатом является приобретенный навык, который затем требует закрепления на протяжении не менее 21 дня.
 
Предположим, вы знаете, чего вам не хватает, например, методов ведения переговоров со сложным клиентом, или вы некомфортно чувствуете себя, выступая перед публикой. Тогда тренинги ведения переговоров и публичных выступлений – это то, что вам необходимо. Вопрос только в том, чтобы выбрать тренера или надежную компанию провайдера. Думаете просто? А вот и нет! Качество тренинга, как и всякой персонифицированной услуги, полностью зависит от человека, который эту услугу оказывает. Как много он знает, может ли найти подход к людям, чтобы они не сопротивлялись, а принимали то, чему он их хочет научить. Говорят: «Твой учитель - это не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты».
 
Никаких других задач кроме тренировки конкретных навыков тренинг не решает. В качестве побочного эффекта возможно осознание участниками тренинга привычного стиля собственной работы и желание делать что-то по-другому.
 
Если тренинг проводится в корпоративном формате, есть возможность перед началом тренинга определить цель этого тренинга для компании и ожидаемые результаты, то есть те изменения, которые должны произойти в компании после тренинга. И с учетом этого строить программу обучения, ориентированную на задачи компании.
 
Пример:
 
Однажды к нам обратились представители казахстанской компании, занимающейся продвижением и продажей сантехнического оборудования известной международной марки. Им требовалось провести тренинг командообразования. В процессе встреч с руководителями компании выяснилось, что с помощью данного тренинга они хотели решить затяжной конфликт между двумя основными подразделениями. Мы, к счастью, не стали сразу же готовиться к тренингу, а провели несколько диагностических бесед.
 
Оказалось, что задачу следует решать не только тренинговыми, но и консалтинговыми и коучинговыми методами. Тренинг мы все же провели, но подготовили его на основе результатов оргдиагностики, включающей заполнение вопросника всеми членами команды и анализ результатов. В процессе тренинга «кейсами» служили материалы самой компании, полученные на этапе оргдиагностики, что повысило эффективность тренинга в несколько раз.

2. Консалтинг  Результатом является экспертный совет либо обнаружение и решение проблемы организации. Консультант предоставляет клиенту советы, консультации и помощь в решении управленческих проблем и/или выполнении управленческих функций на предприятии клиента. Это комплексная услуга, которая зависит оттого, знаете ли вы, какую именно проблему и как вы планируете решить.
 
В зависимости от содержания и уровня сложности ситуации, в которой оказалось предприятие клиента, консультанта приглашают для решения трех типов проблем:
  • для исправления создавшейся ситуации на предприятии;
  • для улучшения существующей ситуации;
  • для формирования совершенно новой ситуации.

В нашем примере проведенный в компании тренинг стал началом серьезной работы, связанной с разработкой мотивирующих действий, направленных на повышение лояльности персонала компании, разработка правил внутренней коммуникации в команде, определение основных бизнес-процессов, распределение функциональных обязанностей между членами команды.


3. Коучинг — это мощный инструмент обучения людей, причем в той части обучения, которая связана с развитием. Во время конфиденциального разговора с клиентом коуч задает вопросы и помогает ему создать ясность целей. Коуч оказывает клиенту поддержку на пути осознания им своего жизненного потенциала, своих возможностей и своего пути в жизни. Коуч – эксперт в том, как привести клиента к его собственному решению, что ему надо сделать, чтобы достичь чего-то действительно важного для него. Другими словами, результатом коуч-сессии является раскрытие потенциала клиента, его новый взгляд на свою работу, на методы своего взаимодействия с людьми. В конечном итоге это и дает тот новый стиль управления, о котором шла речь в начале статьи. Но этот стиль - не что-то искусственное и привнесенное, а то, что заложено внутри самого человека и является органичным ему самому.
 
Именно об этом говорила во время приезда в Алматы с тренингом «Искусство лидерства: менеджмент в стиле коучинг» легендарная Мэрилин Аткинсон - основатель и президент школы коучинга - Erickson College International (Canada), один из самых востребованных коучей и бизнес-консультантов в мире.
 
По ее мнению, новых руководителей интересует множество жизненно важных для организации вопросов, которые возможно решить с помощью коучинга:
  • Что позволит объединить цели и задачи компании и сотрудника?
  • Как повысить лояльность сотрудников?
  • Как достичь устойчивости в мотивации сотрудников?
  • Что необходимо привнести в управление, чтобы сотрудники работали с максимальной эффективностью?
 
Журнал «Fortune» опубликовал список самых успешных компаний – «золотую тысячу». Примерно 60 % из них использует коучинг как форму управления. Они обнаружили, что затраты на обучение сотрудников не просто окупились – они окупились в шестикратном размере.
 
Конечно, вы хотите спросить, каждый ли руководитель может быть коучем? И что нужно, чтобы быть коучем для своего сотрудника? Этот вопрос мы оставим открытым. Пока. Он может быть предметом дальнейшего разговора. Или коуч-сессии.
 
В нашем примере одним из самых действенных методов решения поставленных в компании задач был коучинг. Мы проводили индивидуальные и групповые коуч-сессии. Результатом этих сессий было согласование целей каждого сотрудника и команды в целом с целями организации. Для этого мы осуществляли поддержку в виде еженедельных коуч-сессий на протяжении 3 месяцев после проведенного тренинга, в процессе которых происходила привязка запланированных на тренинге действий в привязке к поставленным промежуточным целям.
 
Комплексный подход в управлении, синхронизирующий инструменты тренинга, консалтинга и коучинга, конечно не панацея, но другой подход, другой угол зрения, другой взгляд на решение управленческих задач. Суть этих решений в достижении новых результатов при движении новыми путями. Ведь известная мудрость гласит: «Всегда делая то, что ты делаешь всегда, ты будешь всегда получать то, что всегда получаешь». Какой выбор сделать и как создать свой наилучший результат решать только вам.
 
 

 
Статья подготовлена Мариной Новоточиной –
HR-экспертом Агентства бизнес-решений и Академии коучинга “Step&Grow”,
Доктором бизнес-администрирования (DBA),
коучем, бизнес-тренером, консультантом по управлению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Назад к списку


Ближайшие
тренинги