Назад к списку

Имиджмейкер и коуч: что общего? (Галина Исайкина)

Содержание:
 
1. Как если бы вспомнить все….или Чего я хочу? И почему это важно для меня. 
2. Какие у меня для этого есть способности? И кем я тогда становлюсь.
 
Как если бы вспомнить все…. или Чего я хочу? И почему это важно для меня.
 
Я вспоминаю год, когда моему второму сыну исполнился годик, а мне 42. Как то однажды утром я вдруг пронзительно поняла, что очень хочу, чтобы у этого замечательного человечка была молодо и свежо выглядящая мама. Чтобы через 7 лет  1 сентября на школьной  линейке, уже, будучи 50-и летней (о! ужас! подумала я тогда), эта женщина не очень - то отличалась, а, может быть, именно отличалась от 25 летних мамаш задором, блеском в глазах, элегантностью и какой то особой юностью. 
 
Стоит только захотеть! Мой сознательный разум стал тут же «выуживать» нужную информацию, откуда ни попадя.  Я тогда точно для себя поняла - пришло время красивой и дорогой одежды (хотя, как имиджмейкер, сейчас могу точно сказать - дорогая одежда часто добавляет возраста, как ни странно). Раз уж ничего не поделать с такими милыми, но некстати появляющимися «гусиными лапками» вокруг глаз, надо что - то делать с образом, а именно управлять тем, что в зоне моего контроля.
 
И я набрала в интернете заветное «стилист» и тут же уткнулась в очень красивую и многообещающую фамилию начинающего не стилиста: а имиджмейкера (знайте, это все - таки разные люди!). 
 
Первая встреча со мной как с чемпионом была для меня, чемпиона, очень странной. Мне не предложили сфотографироваться «до», чтобы потом ужаснуться ему, глядя на «после», не передали по почте несколько готовых  looks, исходя из моего цветотипа внешности, а….спросили: «Чего ты хочешь? Какое впечатление ты хочешь производить? Что для тебя важно в жизни?» 
 
Я же, как водится, об этом никогда не задумывалась, как, впрочем, и десяток других моих подруг, успешных в бизнесе и в личной жизни женщин.
Мда….Нелегко начало….но через года 3, подружившись и вдоволь на составлявшись костюмных ансамблей с тем самым «первым попавшимся», но очень талантливым имиджмейкером, я вдруг решила - а не пойти ли мне самой и выучиться? Уж больно не просто в этой профессии все. Слишком глубоко и неоднозначно. И не ошиблась! 
 
Почему – скажу чуть позже, а сейчас, вторая параллель - не менее интересная.
 
В момент того моего средневозрастного прозрения я поняла, что внешний вид – это отражение внутреннего мира и что красивое платье пусть даже от Dior смотрится таковым только на  внутренне гармоничной женщине. А что нужно женщине для полной гармонии? Правильно! Принятия и любви к себе! Такой позитивный эгоизм: хорошо мне - хорошо всем, кто меня окружает. И тут я вспомнила (говорю же - сознательный разум, пыхтит, подтаскивает идеи)- была у меня знакомая психолог, которая в разговорах часто восхищалась своим Учителем по имени Мэрилин и всегда мне говорила: « Галя, не трать денег на психологов, пойди и послушай Мэрилин и сама про себя и других все будешь знать. Станет понятнее и спокойнее жить».  Уж очень это заманчиво тогда звучало.
 
Ну и что вы думаете? Опять интернет. И опять набираю просто – « Мэрилин» и буквально попадаю на сайт Эриксоновского университета. Обрадованная такой  находкой, читаю и понимаю - это оно! Вот что мне надо! Мечта! Про ценности и цели, про трансформации и поиск решений, про собственные ресурсы и миссию.        
 
Какие у меня для этого есть способности?
 
Главная из них – способность учиться. Много, разно и вдолгую. Учиться любила всегда - еще со школы. Не скажу, что страдала от синдрома отличницы, но быть ей всегда было приятно. Немецкая дотошность от мамы  и русская любознательность от папы помогают делать это легко и радостно.
 
 Так вот, в канун нового 2013 года я решаю - пойду учиться еще и на коуча! Только недавно закончив  французскую программу МВА при Академии народного хозяйства г. Москва и еще не успев убрать все книжки-тетрадки-ручки в стол и не отвыкнув везде таскать с собой компьютер, пишу заявление на базовые модули Эриксоновского университета и еще одно - в институт репутационных технологий Арт Имидж  на отделение имиджелогии. 

И вот тут начинается самое интересное: 
 
На вводном занятии по имиджелогии нам вдруг говорят, о том, что имиджмейкер – он же стилист, он же психологи и он же - коуч! И вот тогда я поняла – это судьба! И параллельно изучая эти две замечательных сферы: я все больше и больше нахожу между ними много общего.
 
Сами судите:

  • Имиджмейкер не работает с причинами сложившегося образа, а коуч не работает с причинами сложившегося поведения. Они оба работают с будущим. И ни один, ни другой не оценивают клиента! Оба они в коуч позиции!

  • Задача имиджмейкера - соотнести «хочу» клиента с его  «надо», а задача коуча – помочь чемпиону сделать отчасти то же самое. 

  • Дальше – больше! Имидж, это, оказывается, целенаправленное действие! Нет цели – нет имиджа! А в коучинге: Нет запроса – «кури, извините,  папиросу»! 

  • Имиджмейкер начинает работу с клиентом с анализа его активного психологического ресурса! А это про цель! Миссию! Страхи! Они же – гремлины! Качества (читай – ресурсы!), которые помогут формированию желаемого имиджа и умения и знания! Ну чем не коучинг! 

  • Имидж – это одно из сильнейших средств управления своей жизнью. Это не цель, а средство. А коучинг разве не про это?

  • В психограмме имиджмейкера – базовая компетенция – психология. В коучинге, известно,  немало от психологии. 

  • И самым интересным,  на мой взгляд, является вот такой еще аспект: в коучинге все клиенты условно делятся на 3 типа - покупатель, посетитель и жалобщик  с соответствующими им характеристиками и стратегией взаимодействия коуча с ними.
 
В психологии образа в имиджелогии изучаются некоторые основы учения Фрейда и Адлера. Так вот,  А. Адлер выделяет четыре типа личности (или 4 типа установок, сопутствующих стилям жизни): первые три характеризуются слабым социальным интересом или его отсутствием: управление, получение и избегание. А четвертый тип имеет и социальный интерес, и высокую степень активности. 
 
В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. 
 
Таким образом, я сопоставила две эти типологии и получилась преинтереснейшая вещь, а именно – некоторое совпадение этого, пусть и условного, деления людей на типы. 
 
 А если ко всему прочему посмотреть на эти две типологии с точки зрения спиральной динамики, то это только добавляет красок в картину. Еще раз повторяю, что это условное наложение 3х этих сущностей, но, тем не менее, какие - то  общие вещи прослеживаются.
Как если бы я была ученым и смогла этим заняться более академичным образом!   :)
 
Вот посмотрите:

 

Название типа

Характеристика типа (стиля жизни) человека по Адлеру

Характеристика типа клиента в коучинге

Цветовой код согласно теории спиральной динамики Грейвза

1

Управляющий

характеризуется активной позицией по отношению к внешнему миру. Им кажется, что внешний мир им дан, чтобы извлечь из него максимальную выгоду с наименьшими затратами, будь то просто удовольствие или какие-то блага, причем немедленно. Эти люди активны, напористы, деятельны, но часто в антисоциальном контексе.

покупатель

Оранжевый (руководствуются прагматизмом), синий (авторитарное мышление), красный (эгоцентричное мышление)

2

Получающий

 люди с подобной установкой обладают низкой степенью активности  и относятся к внешнему миру паразитически, часто обвиняя его

жалобщик

Красный (решают жизненные проблемы с точки зрения, прежде всего, своих интересов)

3

Избегающий

У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется бегством от решения жизненных задач.

посетитель

Фиолетовый (сильная потребность в безопасности), бежевый (инстинктивное мышление)

4

Социально - полезный

Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера, он решает свои проблемы, трезво глядя фактам в лицо, сознавая свою компетентность, место в жизни и обществе. А. Адлер считает, что при решении этих проблем люди такого склада проявляют личное мужество и готовность внести свой вклад  в позитивное построение своего счастья в окружении счастливых людей

покупатель

Зеленый (общность, забота), желтый (знание, решает проблему восстановления жизнеспособности потерявшего порядок мира) и, конечно, бирюзовый (индивидуальное парадоксальное исследование своего внутреннего мира, как новой игрушки, с которой можно поиграть, но никогда не узнать и не понять свой внутренний мир до конца)

Более того, нарабатывая 25 часов коуч практики, я явным образом почувствовала, что внутри каждого типа клиента есть подтипы со свойственными им характеристиками, и они, правда, как то соотносятся и с типологией Адлера, и с типологией  Грейвза!

 
Безусловно, счастье работать с клиентами - покупателями, которые находятся на желтом и бирюзовом уровне ценностной картины; но как некоторый вызов звучит запрос клиента - посетителя с фиолетового или красного уровней или клиента – жалобщиков с синего уровня,  помогая и поддерживая которых,  коуч становится  еще больше профессионалом.
 
Лично меня это очень сильно мотивирует, потому что тогда я чувствую, что многое могу, а это значит – я могу быть хозяином своей жизни; быть хозяином жизни для меня – значит, не зависеть и тогда я сильная!
 
И еще, небольшая заметка про цвет, но уже в другом контексте: коучу рекомендуется носить теплые цвета в одежде, так как теплые цвета приближают, раскрывают, «делают»  собеседника дружелюбным, принимающим! А это все - имиджелогия, а если быть точнее - колористика. Более того, характер рисунка, фактура ткани тоже  имеет значение! Рекомендовано для коуч сессий надевать что то «дружелюбное» из рисунков: клетка, например, или рисунки с плавными линиями, образующие цельные фигуры, так как это подчеркнет плавный поддерживающий цельный характер сессий. Лучше избегать рисунков хаотичных и строго геометричных, а так же остро очерченных. Во - первых, они забирают внимание собеседников на себя, во - вторых - углы в рисунке – как стрелы Артемиды - агрессивны и немного пугающи.  Фактура  ткани предпочтительна не гладкая и не блестящая, так как это будет отдалять собеседника, а мягкая (трикотаж, кашемир), рыхлая (букле), неоднородная (меланж).        
       
…Как то на днях встретилась с тем своим давним знакомым психологом - рассказываю ей, благодарю за подсказку учиться у Мэрилин, а она как то очень даже странно на меня смотрит и заявляет, что это не та Мэрилин! Ее Мэрилин – по фамилии Мюррей! 
 
Но я ни капельки не расстроилась – я даже обрадовалась, что нашла «свою» Мэрилин. Мэрилин Аткинсон. 
 
 
Галина Исайкина, выпускница Международного Эриксоновского Университета коучинга

Назад к списку


Ближайшие
тренинги