Назад к списку

"Лайфхаки для коуча. Тонкая настройка коуча на работу с клиентом" (Вера Данилочкина)

vdanilochkina_f.jpg
Все мы знаем, что коуч отвечает в сессии за пространство, клиент – за результат. Возникает вопрос, как коуч может настроиться на то, чтобы создать для клиента то самое эффективное и доверительное пространство?

Что происходит с коучем в те самые несколько волшебных минут до новой сессии? Что делать коучу, чтобы иметь возможность создать партнерские отношения во время коуч-сессий? Поразмыслив над этими вопросами некоторое время, пообщавшись с коллегами-коучами, проанализировав коучинговую литературу, я выделила несколько полезных способов, один из которых, возможно, подойдет и тебе.


1. Просмотр демо-сессий коучей уровня МСС (ICF). 
В интернете всегда можно найти записи демо-сессий профессиональных коучей высокого уровня. Понаблюдать за ними, как они строят сессию, задают глубокие вопросы, восхититься их мастерством, их филигранностью. Возможно, что-то взять себе на заметку. Просматривая сессии раз за разом, всегда можно увидеть в них что-то новое, на что еще не обращал внимания, и что усилит тебя в твоем профессионализме во время предстоящей сессии. Иногда хватает даже 3-5 минут просмотра таких видео, чтобы настроить себя на коучинговую работу.


2. Чтение списка сильных коучинговых вопросов.
Имеешь ли ты свой собственный список сильных коучинговых вопросов? Например, у меня есть специальный блокнот, который я веду с самого начала своей коучинговой практики. В этот блокнот я записываю самые интересные вопросы, которые встретились мне на моем профессиональном пути. Это вопросы, которые мне понравились, вызвали восхищение и интерес. Знаю, что некоторые коучи тоже имеют такую своего рода свою Энциклопедию коучиновых вопросов. Если у вас её нет, то вы всегда можете обратиться к книгам. Например, книга Д. Клаттербака «Сильные вопросы для коучей и менторов». Чтение разных вариантов глубоких вопросов, как бы разгоняют твою мысль, позволяя тебе максимально тонко настроиться и подготовиться к встрече с твоим «чемпионом».     

 
3. Минута тишины, медитация и дыхательные упражнения.
Если данные способы являются для тебя знакомыми, и ты  часто используешь их в других сферах своей жизни, то почему бы не попробовать их и перед сессиями. Медитация позволит тебе очистить свой ум от повседневных бытовых забот. Минута тишины - расслабиться и, в то же самое время, повысить уровень концентрации перед сессией. Дыхательные упражнения – успокоиться и сосредоточиться на своих ощущениях, чтобы быть максимально полезным клиенту.  

4. Заглянуть в записи прошлых сессий.
Когда я спрашиваю своих коллег-коучей, как они подготавливаются к сессиям, то чаще всего слышу в ответ, что они перечитывают отчеты предыдущих встреч с клиентом.  Это дает им возможность начать сессию с вопросов о результатах и событиях, которые произошли с «чемпионом» между сессиями. А также, если возникает необходимость, вернуть метафоры и мысли клиента, которые использовались в прошлых встречах. Это позволяет клиенту целостно охватить свою проблему/задачу, а коучу быть тем самым человеком, который демонстрирует максимальный интерес к своему «чемпиону» и  к его прогрессу. 

5. Перечитывание 11 компетенций коуча (ICF).
Великие 11 компетенций коуча – это все те компетенции, которые с легкостью должен уметь проявлять профессиональный коуч в своей работе. В практике я встречалась с коллегами, которые наизусть знали все компетенции, и при этом, по возможности, при каждой сессии старались заглянуть в описание маркеров и еще раз актуализировать всю ту информацию, которая усиливает их как коучей и профессионалов своего дела.  Не скрою, сама часто прибегаю к этому способу.  

 
6. Быть «Tabula rasa» - «чистой доской».
Это высказывание означает быть «чистой доской», т.е. входить в коуч сессию с чистым состоянием сознания, полностью погрузившись в сам процесс. Это состояние позволяет воспринимать чувства, мысли, поведение клиента в моменте, здесь и сейчас и задавать самые глубокие вопросы, которые будут максимально продвигать «чемпиона» к его цели. Для этого коучу не нужно как-то специального готовиться, нужно просто довериться пространству, слушать и слышать клиента, быть в партнерстве с ним. Например, сторонником такого подхода является Джон Уитмор, которого по праву считают одним из родоначальников современного коучинга.    

7. Ответить себе на вопрос, к какой большой цели ведет меня данная сессия. 
Ответы могут быть самыми разными. Для кого-то каждая сессия - это возможность проявить весь свой накопленный коучинговый потенциал, для кого-то - реализовать часть своей жизненной миссии. Каким бы ни был ответ, мысли о большей цели дают силу и энергию, дают возможность настроить себя на состояние «расслабленной концентрации», про которое писал Д. Уитмор, и использовать это состояние для создания максимального эффективного партнерства во время любой коуч-сессии.

Это далеко не весь список способов настройки на работу с клиентом, и я уверена, что у каждого есть что-то свое. Было бы здорово, если бы ты тоже поделились своими идеями по этой теме с нашим сообществом.    



Вера Данилочкина


Профессиональный коуч по переговорам и сложным коммуникациям, приглашенный преподаватель Бизнес-школы МГИМО по курсу Executive MBA, Master of Business Administration по курсу стратегический менеджмент и управление компанией, основатель Института Переговоров.


Понравилась статья, поделитесь ею с коллегами и друзьями!

Назад к списку


Ближайшие
тренинги