Коучинг при подготовке к международным экзаменам по английскому языку (Евгения Лубенникова)

Назад к списку

elubennikova.jpg
“Надоело писать эссе о перенаселении планеты и климатическом кризисе”, - жалуется мне студентка одним солнечным майским днем. На улице поют птицы, расцвела сирень, а между тем до международного экзамена IELTS ей остался один месяц и ей надо сделать последний рывок, чтобы получить высокий балл, ведь это ее билет в Гарвард. 
Этот разговор возникает уже не в первый раз при том, что начинает его всегда студентка сама. Мне и хочется и колется помочь, но я в замешательстве, так как первое что приходит в голову - это ответить “не хочешь - не пиши, ведь Гарвард - это не жизненно важная задача и большинство людей на земле прекрасно живут без него”.
Но что-то меня останавливает, мы продолжаем заниматься и я делаю все, что умею - придумываю максимально интересные занятия так, чтоб человеку было в удовольствие заниматься. Но похоже, этого мало …  
                            
                                                                          * * * 

Вопрос о том, что мотивирует людей продолжать учиться, когда эффект новизны прошел, интересует меня уже более 10 лет, с тех пор как я начала преподавать английский. Ответ “кто хочет, тот добьется” меня никогда не удовлетворял, ведь мотивация вещь очень многогранная, и я всегда искала альтернативные объяснения. Мой собственный опыт обучения в школе, в вузе и на множестве программ по приобретению навыков и компетенций мне также подсказывал, что мотивация - это хорошо, но есть еще страхи и ограничивающие убеждения, которые нам сильно мешают учиться, а со стороны вроде кажется, что не сильно хочешь или ленишься. 
Ответы на многие свои вопросы я нашла в теории и практике коучинга и психологии мотивации и хочу поделиться моим видением того, как я интегрировала коучинг в мою деятельность.

Этап 1: прояснение мотивации по ПЛУ

Когда ко мне обращается новый клиент с запросом подготовить его к экзамену, то первый “урок” - это всегда коучинговая сессия на английском языке. Таким образом, я для себя выявляю уровень и зону ближайшего развития студента, а ему помогаю прояснить мотивацию через вопросы пирамиды логических уровней Дилтса - Чего ты хочешь достигнуть с помощью этого экзамена? Для чего большего тебе это нужно? Каким человеком ты становишься, когда достигаешь своей цели? Стоит ли игра свеч? Какие главные принципы твоей деятельности? Какие навыки уже есть и что нужно развить с моей помощью? Какие нужны временные и финансовые ресурсы? Какие виды работы - дискуссии, дебаты, письменные рефлексии, прослушивание научно-популярных программ и т.п. - приносят максимальное удовольствие? Этот этап дает потрясающий эффект - студенты начинают видеть смысл того, чтобы прикладывать усилия и даже в периоды упадка сил, это видение себя будущего защищает их мотивацию. Кроме того, вопросы на низких уровнях ПЛУ, таких как поведение и окружение, дают множество инсайтов, например, обнаруживается отсутствие временнОго ресурса, который надо найти, отказавшись от чего-то, иначе дело не будет двигаться.

Этап 2:  формат конечного результата 

Когда клиент определился с мотивацией и шагами к достижению цели, я помогаю ему 
разработать наилучшие методы ответственности перед самим собой. Чтобы у студента было четкое видение того, где он сейчас и куда хочет продвинуться, я использую методику формата конечного результата - шкалирование. В экзаменах это видно особенно четко, так как результат измеряется в баллах. Таким образом, я направляю студента на пробный экзамен, где ему дают подробную обратную связь - что он уже умеет и где зона роста, далее мы сопоставляем этот результат с тем баллом, который нужен для поступления в университет. Пробный экзамен имеет огромное влияние на то, насколько ответственным студент себя ощущает перед самим собой. Во-первых, сдать его - это уже первый шаг к цели, он стоит денег, длится 3,5 часа и требует высокой концентрации внимания. Инвестировав уже какой-то ресурс на данном этапе, студент начинает наращивать приверженность к цели. На данном этапе я также приглашаю студента порассуждать насколько цель отвечает критериям модели SMART, задав ему, например, такие вопросы: Почему важно готовиться именно сейчас? Насколько ты видишь реальным выполнять задания так, как требует проходной был? Сколько тебе нужно времени для самостоятельной работы? Как часто ты можешь выполнять задания и в каком объеме? Тут тоже могут открыться слепые зоны, за которые студент может взять ответственность и с помощью  преподавателя как ментора в данном случае, выработать оптимальные для себя решения.

Этап 3: внедрение и приверженность 

Это самый эмоционально насыщенный этап, где преподаватель помогает поддерживать и защищать мотивацию студента, потому что уровень сложности материала растет, студент получает много развивающей обратной связи, появляются дедлайны для сдачи работ. Кроме того, существует жизнь все учебы, на которую можно реагировать по-разному и этот фактор тоже может подрывать мотивацию. Учитывая как минимум вышеперечисленные факторы, я ввела в свою практику коуч сессии по 30 минут через каждые 5 занятий или по запросу клиента, на которых вскрываются различные вызовы, с которыми сталкивается клиент. Запросы могут быть, например, связаны с обесцениванием своего прогресса, с ограничивающими убеждениями, что для подготовки нужны незаурядные способности или аутентичная среда, с негативными установками по поводу себя на уровне идентичности (я - технарь и соответственно у меня плохая память, я - человек приземленный и глобальные проблемы мне не понять). Роль коуча здесь невозможно переоценить. На данном этапе клиентам помогает работа с гремлинами и убеждениями (например, Вы абсолютно уверены, что это правда? Что вы можете упустить, если думаете таким образом? Кем вы становитесь без этого убеждения? А если бы Вы позволили себе думать по-другому, то как бы Вы действовали? А человек какого рода не испытывал бы отрицательных эмоций в такой ситуации?) или работа с корневой ценностью.     
 
                                                                        * * * 

На дворе июнь, на часах 00:05, и я получаю email с результатами IELTS от моей студентки, которая хочет в Гарвард. Результат немного ниже, чем нужно, что означает, что в этом семестре в Америку она не едет, и в ее письме рыдающих эмоджей больше, чем букв. Тут и гнев на меня и экзаменаторов и жалость к себе и грусть по упущенным возможностям и времени. Я держу границы и отвечаю на следующий день: “Таня, все решаемо, нужно просто разобраться с целью и планом реализации”.  Минуту спустя я получаю ответ: “Извините, я многое поняла за эту бессонную ночь. Когда мы можем возобновить занятия?”.
И вот новая я, преподаватель - коуч, вступаю на интереснейший трансформационный путь раскрытия потенциала людей, у которых есть все ресурсы для того, чтобы реализовывать свои цели через осознанность и ответственность перед самими собой.  


Евгения Лубенникова, профессиональный коуч, выпускница МЭУК, коуч по образованию и международным экзаменам по английскому языку, преподаватель НИУ ВШЭ

Назад к списку


Ближайшие
программы
  • Международная неделя коучинга 2024
  • 15.05.2024 - 17.05.2024
  • Елена Дёмушкина
  • Наталья Суслова
  • Анна Лебедева
  • Алина Светлова
  • Максим Ошурков
  • Ирина Стояновская
  • Денис Сыч
  • Мэрилин Аткинсон
  • Онлайн
  • Без регистрации
Подождите, идет загрузка...