icon

Корзина

Все публикации.
555555555

Когда клиент произносит «Не знаю» (Алина Светлова).

23 дек 2021

Каждый клиент, приходящий на коучинг, уникален. И все же иногда мы, коучи, слышим слова или фразы, которые повторяются, казалось бы, у разных клиентов и в разных ситуациях. Один из таких случаев – клиентское «Не знаю». Каждый коуч наверняка слышал эти слова не единожды. Возникает закономерный вопрос: есть ли «типовые решения» для подобного рода ситуаций? Существует ли какая-нибудь технология, благодаря которой коуч поможет клиенту добраться до его глубинной мудрости, которой обладает каждый человек? 
Давайте попробуем разобраться!


Перед написанием этой заметки я провела небольшое исследование среди коучей. И хотя оно не претендует на полноту и научность, думается, что основные фокусы уловить удалось. 
Итак, для начала предлагаю определиться с тем, что происходит в этот момент с клиентом и с коучем – и это могут быть очень разные процессы. 
Для клиента это… А впрочем, попробуйте поставить себя на место клиента в коуч-сессии. Вам задан вопрос. И...

• Ответа нет, пустота в голове – потому что ни Вы сами, ни кто-либо еще не задавал Вам раньше подобного вопроса. Возможно, следом придут чувства – растерянность и фрустрация. А может быть, это тот самый волшебный момент, который предваряет инсайт: известно, что обычно рождению новой креативной идеи предшествует этап напряжения, которое не всякий готов выдерживать.
• Ответ приходит, но он уж слишком очевидный/банальный/поверхностный – подчеркните нужное. Прежде чем прийти на платную сессию к коучу, Вы наверняка думали на эту тему самостоятельно и бесплатно? А это значит, что, похоже, есть что-то более глубокое, пока скрытое от сознательного ума. 
• Ответ есть, и, возможно, даже не один. Но он - или они все - Вам не нравятся. Это похоже на предыдущий вариант, но отличие в том, что сюда прибавляются еще и неприятные эмоции: страх ошибиться и принять неверное решение, разочарование, страдание («нет идеального решения»). Иногда может возникать ощущение тупика: и так покрутил вроде бы, и этак, а все не то. 
• Ответ уже на самой начальной стадии зарождения отвергается, потому что совершенно не вписывается в существующую систему Ваших представлений о самом себе и о мире, то есть не принимается за ответ. Как метко выразилась одна из коллег-коучей, идея «находится за срезом карты мира». Иначе говоря, игнорируется внутренней системой. 
• Иногда это ответ, ну, такой… Когда Вы сами еще не уверены в том, что пришло, что это стоящая мысль, что она достойна быть озвученной в диалоге с другим человеком. 
Ну вот это вкратце.
Можете смело добавлять, если я что-то упустила. 


А вот теперь предлагаю посмотреть, что же происходит с коучем, когда клиент произнес сакраментальное «Не знаю». Прежде чем начнем рассуждать в эту сторону, я бы хотела обратить внимание на один важный аспект, который, как мне видится, имеет решающее значение: внутренняя система баланса коуча, то, что помогает ему быть профессионалом. Я имею в виду способность пребывать в неопределенности, в незнании, в принятии изменчивости и непостоянства всего в этом мире. По моим наблюдениям, сложновато приходится в освоении профессии коуча тем, кто привык осваивать жизнь через контроль, через знание «Как правильно». Коучинг – это пространство, где помогают принципы, но мешают правила. Это поле, где царит стратегия и проваливается привязанность к тактике. Оказываясь в незнакомой или непонятной ситуации, мы можем исходить лишь из самых общих представлений – КАК исследовать новую реальность. 


Исходя из этого, можно обозначить те самые ключевые принципы, с которыми важно свериться коучу. 
По моему мнению, их несколько: 
• Безопасность: клиент должен быть уверен, что он может доверять отношениям с коучем. Ключевое понятие здесь – доверие. И мой первый вопрос к коучам: а насколько Вы доверяете самому себе и процессу? Открытость – это то, что работает одновременно в обе стороны и драматически влияет на то, насколько сложится исследование в сессии. Клиентское «Не знаю» может быть сигналом, что пока эта среда не кажется ему достаточно безопасной.
• Принятие неопределенности (привет коучинговому присутствию): как Вы, как коуч, относитесь к «незнанию» клиента? Вы начинаете волноваться: а вдруг  клиент подумает, что Вы недостаточно хороши – ведь он пришел за ответами, а с этим пока не очень… Или Вы стараетесь сделать/сохранить «профессиональное лицо»: клиент не должен заподозрить, что Вы тоже не знаете, что делать в этой ситуации. А может быть, этот ответ создает у Вас внутри напряжение: как так-то? Я же работаю-работаю, стараюсь, а клиент «не знает»… Легко заметить, что это все не про клиента. И тогда у коуча появляется реальный шанс поработать над собой и своими внутренними процессами, чтобы усилиться профессионально. 
• Особое слушание: нас, коучей, учили, что важно замечать, что стоит за словами клиента, чего клиент не говорит. И если сфокусироваться именно на этом, то можно многое подсветить – с какой интонацией сказал клиент свое «не знаю», что происходит с клиентом именно в этот момент, какой именно вопрос этому предшествовал… Таким образом, мы становимся внимательнее к деталям коучингового процесса, к микросигналам клиента, и даже, возможно, к тонким движениям его души. 
• Вера. В клиента. Он имеет право не знать. Но он узнает, он способен на это. Клиент, который в социуме может быть мощный лидер, или гуру в своей сфере, или специалист экстра-класса, благодаря коучу получает то пространство, где он может быть в незнании, в растерянности или замешательстве, в раздумчивости или в хаосе творческого поиска.  
• Способность принять вызов – а что же такое клиентское «не знаю», как не великолепная возможность для коуча развить свои креативные таланты! Ведь клиент дает возможность исследовать, а какой еще можно задать вопрос, а как еще организовать процесс коуч-сессии, чтобы инсайт случился. Азарт, интерес, юмор приходят тогда вместо попыток контролировать и доказывать профессионализм. Наступает время для подлинного потока. 


Работа с клиентами – это всегда источник вопросов коуча к самому себе. Мысли, эмоции, реакции, рождающиеся у коуча, дают повод для дальнейшего роста. Кем становимся мы, коучи, когда в каждом моменте исследования видим величие нашего чемпиона? 


asv2019.png


Алина Светлова, сертифицированный коуч PCC ICF, тренер МЭУк, ведущий тренер программы "Путь на АСС сертификацию" >>>





ACC2022.jpg