Свобода любить (интервью с М. Аткинсон)
12 янв 2011
«Можно любить, оставаясь собой», - Мэрилин Аткинсон.
Что же происходит с любящими людьми, и почему у них так часто не получается быть вместе, а их чувство приносит им самим и окружающим одни страдания?
Об этом мы решили спросить известного во всем мире психотерапевта Мерилин Аткинсон.
Мэрилин – ученица Милтона Эриксона, лицензированный психотерапевт и консультант с многолетним стажем. Она основатель и президент Международного Эриксоновского университета, мастер-тренер NLP, а также автор многих оригинальных программ. Одну из самых любимых, материал для которой собирался в течение 15 лет, Мэрилин привезла в Россию. И хотя главное направление, которым занимается Аткинсон – это бизнес-тренинги и образовательные программы, возможно, самым любимым она считает «Свободу любить».
- Мэрилин, насколько я понимаю, ваши программы помогают людям становиться более успешными в профессиональной деятельности. И вдруг - «Свобода любить»…
- Дело в том, что этот тренинг направлен на самосовершенствование человека и его отношений с окружающим миром, прежде всего с близкими людьми. Вместе с тем он позволяет оптимизировать все социально значимые отношения в очень широком спектре, от которых зависят все наши успехи, да и сама жизнь в целом. Есть разные точки отсчета, отталкиваясь от которых можно улучшить качественные и количественные параметры жизни, и одна из них – это любовь.
- Само название вашего курса кажется несколько спорным. Любовь и свобода – разве эти вещи совместимы? Ведь любовь предполагает зависимость от любимого человека!
- А вы уверены, что любовь обязательно должна быть зависимостью? У вас наверняка бывало такое: вы чувствуете любовь к человеку (мужу, родителям, ребенку) и в какой-то момент вдруг осознаете, что из-за объекта вашей любви вы начинаете изменять самому себе. Делаете ради него то, чего бы ни стали делать в других обстоятельствах, подавляете свои желания и стараетесь исполнять его. И, конечно, от него вы ждете таких же поступков и жертв взамен. Вот это напряжение понемножку начинает «съедать» само чувство. Любовь становится несвободной. От этого никто не застрахован. Другое дело – можем ли мы осознать, что с нами происходит, и повлиять на это? Выстроить другие отношения с любимыми людьми?
- Может быть, нужно осознавать, что счастье стоит за тем чувством, которое у тебя в душе, и не зависит от ответных чувств и поступков любимого человека?
- Верно. Осталось понять, как это сделать. Три дня семинара – это процесс создания своего жизненного опыта и того, как его можно применить, чтобы обрести свободу.
Что, если любовь это нечто большее, чем зависимость? Мы просто привыкли считать это распространенное заблуждение истиной. У нас есть способ взглянуть на эту проблему со стороны. В программе есть специальные упражнения в паре, которые можно назвать медитативными, это когда мы с партнером проговариваем свой опыт. Но подчеркну, что применяемые нами техники не являются трансовыми. Иными словами, не ждите, что вас загипнотизируют – и все встанет на свои места. Придется работать самостоятельно. Упражнения направлены на расширение сознания. Вы начинаете видеть больше, дальше и яснее то, что происходит в отношениях с другими людьми.
- Думаю, пересказывать программу трудно. Но можно привести пример такого упражнения?
- Скажем – упражнение «Годзилла – Бэмби». Статус Бэмби можно определить так: я маленький, беззащитный, любите меня. Годзилла – человек, защищающийся от всех броней, считающий, что все должен делать сам. В упражнении мы определяем, в какой из этих позиций мы оказываемся чаще, привычнее, что эта позиция нам дает, и что мы при этом теряем. В обоих случаях отношения с окружающими обедняются. Но есть третья точка, в которой находится наблюдатель. Он может выйти из двух привычных стереотипов, посмотреть на них со стороны и выбрать, какое поведение в данном случае лучше.
Другое интересное упражнение – «Круг ценностей». Чтобы строить свою жизнь, человеку, прежде всего, необходимо понять – кто он сам. А понятие «я» во многом и определяется теми вещами, которые для нас по-настоящему важны. Буквально рисуем круг и делим его на сектора, куда вписываем то, что для нас по-настоящему важно. Затем выделяем самое главное и выставляем по десятибалльной шкале баллы – насколько на сегодняшний день эта ценность присутствует в нашей жизни. Пытаемся представить, что будет, если она займет большее место? Как изменится ваша жизнь, восприятие окружающего мира, ощущение самого себя? Что нужно сделать, чтобы поднять эту ценность еще на один – два балла? Это упражнение на осознание ориентиров внутри себя и во внешнем мире.
Расскажу еще об упражнении, направленном на повышение качества наших взаимоотношений с родителями (это могут быть не кровные родственники, а те люди, которые нас воспитывали, имели какое-то влияние на формирование нашей личности). Наши отношения с окружающими во многом строятся на модели отношений с этими людьми. Зачастую мы многого не можем им простить, предъявляем претензии, иногда вполне обоснованные. А что если попытаться увидеть родителей немного по-другому? Увидеть тот дар, который они привнесли своей жизнью в окружающий мир, чем безусловно ценным и положительным они поделились с нами. Может быть, раньше, мы не сумели этого сделать. Упражнение помогает распознать этот дар и поблагодарить за него человека, который его нам дал. Это ресурс, которым мы теперь обладаем, он дает нам невероятную энергию и ясность видения.
- У российского режиссера Андрея Тарковского в «Зеркале» мальчик читает отрывок из письма Пушкина к Чаадаеву о том, что в русской истории было все, плохое и хорошее, однако другой истории нам не нужно…
- Совершенно верно. Иллюстрация того, как к нам приходит кто-то и передает очень важный для нас опыт.
- Какие изменения происходят после программы с ее участниками?
- Тренинг затрагивает что-то очень важное для каждого участника. Когда мы получаем отклики после программы, оказывается, что воздействие очень сильное, однако описать конкретными словами не всегда удается. Одно можно сказать с уверенностью – качество жизни меняется в положительном направлении.
Некоторые инструменты, которые человек получает за три дня семинара, он начинает применять сразу, а некоторые навыки он будет практиковать в течение всей последующей жизни. Это как умение кататься на велосипеде – если вы научились крутить педали, уже никогда этого не забудете.
Одна участница пришла на тренинг с одной стороны со своими личными вопросами, а с другой – как профессиональный коуч – и бизнес – консультант. После тренинга она сказала, что у нее прибавилось оптимизма в отношениях с окружающими, позитивных ожиданий от этих отношений, а также больше осознанных координат в понимании своих чувств по отношению к другим людям и того, как и почему они срабатывают или не срабатывают в отношениях. Обычно в таких случаях мы двигаемся болезненным методом проб и ошибок. Тренинг помогает изначально взглянуть на ситуацию и правильно ее оценить. И еще очень важный результат. Появляется некая самодостаточность: мы осознаем, что все ответы заключены в нас самих, и знаем, как их отыскать.
Мэрилин часто рассказывает на семинарах историю из жизни своего учителя Милтона Эриксона. Когда он был маленьким ребенком и жил в деревне, однажды увидел лошадь, которая пила воду из колодца. Милтон оседлал ее и легонько пихнул ногами в бока. Лошадь подумала – и пошла по дороге. Каждый раз, когда она доходила до поворота и останавливалась, мальчик опять ее «пришпоривал». И лошадь, помедлив минуту, выбирала направление. В конце концов, она забрела на какую-то далекую ферму. Увидев лошадь, хозяин фермы очень удивился: как маленький Милтон узнал, что это его потерявшаяся лошадь, и как ему удалось привести животное домой? « Я ничего не делал, только немного ее подталкивал, она сама нашла дорогу!» - признался будущий психотерапевт. То, что происходит с участниками программ доктора Аткинсон, похоже на эту историю. Никто не дает «разумных» советов, никто не указывает единственно верный путь, никто не учит, как и кого нужно любить, как оставаться свободным от эмоциональной зависимости от окружающих людей. Но незримый «всадник» будто подталкивает человека, ищущего на карте жизни свой собственный путь. А выбор все равно остается за «лошадью».