Практические инструменты формирования цели, расчета уровня усилий и необходимого времени для достижения поставленной цели. (Д. Атерлей)
29 мая 2012
Лоцман (от нидер. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Лоцмана доставляют на Лоцманском боте (катере), (иногда на вертолете) к судну, запросившему лоцмана, и он проводит судно по безопасному маршруту. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.[1]
… намерение обычно задаёт отдалённую цель, непосредственное достижение которой невозможно и требует последовательности действий. По отдельности, для каждого из этих действий намерение даёт мотивацию.[2]
Постановка и успешное достижение искомой цели является наиболее важным аспектом человеческой жизни. Все мы о чем-то мечтаем, чего-то желаем, в чем-то испытываем потребность.
Предложенная Вашему вниманию методика, описание которой дается в этой статье, возможно впервые, позволяет количественно оценить вероятность достижения цели в поставленные Вами сроки.
Количественно оцениваются такие важные составляющие достижения цели, как потенциал (персональный или команды) достижения (с учетом новизны поставленной цели), уровень воздействия (сопротивления), мотивация достижения (как количественно, так и характер этой мотивации), усилия, необходимые для достижения этой цели, а также время, необходимое для достижения поставленной цели. Кроме этого, можно прогнозировать и полноту достижения цели, исходя из уровня усилий, которые готов прикладывать человек (или команда) и времени, за которое хочется достичь цели (или время, которое есть для этого).
Уникальность методики заключается в ее простоте использования, доступности для широкого круга и универсальности - возможно как индивидуальное прогнозирование, так и командное.
А эффективность методики заключена лишь в искренности фабера[3].
Предположим, что Вы поставили перед собой цель, – в профессиональной деятельности или в личной жизни. Каким образом понять наверняка, каков мой потенциал для достижения этой цели? Какие усилия мне необходимо приложить для достижения моей цели? И самое главное – сколько времени мне для этого понадобится?
Предположим, что перед командой, проектной группой поставлена цель. Не менее важно ответить на эти же вопросы, но уже применительно к команде, как единому целому. Каков наш потенциал достижения? Какие усилия мы готовы приложить к достижению цели, а какие необходимо? За какое время мы достигнем искомого? Как мы оцениваем уровень сопротивления, воздействия на нас?
На эти вопросы сможет ответить методика «ЛОЦМАН». «ЛОЦМАН» - это аббревиатура, которая расшифровывается как «личностная оценка цели методом анализа намерений».
Действительно, данная методика подразумевает работу индивидуума или команды (как единого целого), - постановки цели, расчета усилий и времени, - исходя из собственного восприятия. Это объясняется следующими предположениями:
1. Реальность человека всегда субъективна и определяется его индивидуальным восприятием этой самой реальности.
2. Глубина, полнота достижения цели, получение результата, определяется уникальностью самого человека – его вовлеченностью, погруженностью в процесс достижения этой цели и получения этого результата.
Необходимые понятия, определения и предположения
Я предполагаю, что достижение цели (получение искомого результата) это усилия, прилагаемые для ее достижения, умноженные на время, необходимое для ее достижения. Соответственно, описательная формула достижения цели может выглядеть следующим образом:
G = F x T, где G – цель, F – усилия, T – время.
За числовую метафору полного достижения цели можно принять единицу. Полное достижение цели это 100%, «попадание в десятку» и т.п. Итак, допустим, что Цель (G) = 1. Цель, достигнутая в полной мере, всегда равна единице.
Из этой формулы понятно, что при желании достичь цели за минимальные сроки, необходимо приложить максимальные усилия. И, наоборот, при минимальных усилиях, нам необходимо максимальное время для достижения поставленной цели. Это показано на рис 1.
Далее. Время (Т). Принимаем время, которое мы собираемся потратить на достижение поставленной цели также за единицу. То есть, время также равно единице, T=1. Единица является числовой метафорой желаемого времени, например 365 дней (1 год)=1, месяц (31 день)=1 и т.п. T=1 числовая метафора понятия «вовремя» (точно в срок). Частный вариант определения желаемого времени на достижение искомого состояния рассчитывается по формуле Т=Т1 х n, где Т1 – это сколько времени уделяю однократно, n – сколько раз.
Например, я хочу пробегать три километра за 15 минут, соответственно, бегом я буду заниматься 2 раза в неделю по 2 часа каждый раз. К цели я хочу прийти через шесть месяцев. Таким образом, время, которое я хочу потратить для достижения цели, равно
Т = 2 часа х 48 раз (6 месяцев х два раза в неделю = 48 раз) = 96 часов (или 4 суток).
Усилия (F), необходимые для достижения поставленной цели. Предположим, Усилия (F) это Потенциал (Р) минус Воздействие (А), умноженные на Мотивацию (М).
F(усилия) = (Р(потенциал) – А(воздействие)) х kМ(коэффициент мотивации)
Формулы и алгоритмы расчетов потенциала (Р), воздействия (А) и мотивации (М), а также необходимость перевода показателя мотивации (М) в коэффициент мотивации (kМ), приведены ниже.
Методика «ЛОЦМАН»
Пошаговое описание алгоритма действий
Шаг 1-й. Формулировка конечной цели.
На этом этапе фабер формулирует желаемую цель. Например, «Я хочу написать книгу».
Шаг 2-й. Указание желаемого временного промежутка.
Определение временного промежутка, за который хочется достичь цели. Например, «Для того, чтобы написать книгу, я потрачу один год».
Шаг 3-й. Формирование конечной цели. Техника «СоВА».
На этом этапе мы предельно точно, максимально полно, объемно формируем конечную цель. Именно формируем, а не формулируем – т.е. переводим просто формулировку в максимально осязаемый, конкретный образ. Для этого мы применяем технику «СоВА». «СоВА» это аббревиатура таких понятий как «Созидание», «Влияние» и «Ареал».
«Созидательное формулирование цели». Формулируя цель, мы фактически становимся на позиции Творца; из хаоса, темноты и ничто мы созидаем притягательный образ нашего будущего. Что же значит «созидательный»?
Первая характеристика – это особенности мышления человека. Считается, что мышление человека по своим свойствам можно отнести к абстрактно-логическому (в противовес предметно-образному у животных). Что это значит? Человек способен представлять абстракции, т.е. несуществующие предметы, состояния или системы отношений и выстраивать между ними причинно-следственные связи, причем как в настоящем, так и в прошлом, и будущем. При этом мы видим эти абстракции в виде более-менее четких картин. Этот феномен называется визуализацией.
Эффект визуализации основывается на особенности бессознательной части психики мыслить образами. С рождения мы начинаем накапливать в своем глубинном разуме зрительные образы, которые соответствуют самым разнообразным предметам, людям, животным, природным явлениям — всему, что нас окружает. В школе мы создаем зрительные образы букв и цифр. И все эти зрительные образы, накопленные в течение всей жизни, хранятся в бессознательной части психики. Некоторые из них мы активно используем в своей жизни каждый день, а некоторые находятся в пассивном состоянии и постепенно как бы отодвигаются все дальше.
Тем не менее, при необходимости эти образы можно оживить и воспользоваться ими для решения какой-либо задачи, которая может появиться у человека, и которую ему трудно решить с помощью своих сознательных знаний или умений. Совершенствуя свое умение «оживлять» зрительные образы, что-то в них видоизменять, используя свои творческие ресурсы, человек учится делать в своей жизни необходимые изменения. Визуализация может быть в этом смысле своего рода репетицией последующих действий в реальном мире.
С помощью регулярной практики визуализации человек может приучить свой разум к тому, что некое действие или состояние возможно, или, наоборот, убедить себя, что можно перестать что-то делать, ощущать или чувствовать.
Результатом применения визуализации может стать накопление необходимого количества психической энергии для того, чтобы совершить те или иные позитивные изменения в жизни.
Существует очень интересная мысль Карла Маркса, предельно точно характеризующая это явление: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже перед началом этого процесса имелся идеально, т.е. в представлении работника[4]».
Вторая характеристика созидательного формата это мотивация достижения успеха или мотивация «к». Существуют два вектора достижения цели – первый это достижение успеха или мотивация двигаться к поставленной цели. Второй вектор – это избегание неудачи, связанной с достижением цели, мотивация ухода от рисков, связанных с достижением цели. Иными словами цель можно достичь или очень желая ее достичь, или к цели можно прийти из страха потерпеть неудачу.
Очень важно формулировать цель именно исходя из мотивации достижения успеха, так как руководствуясь достижением успеха мы видим в каждой ситуации возможности для достижения успеха и через какое-то время включается их положительное синергическое действие, - когда определенное количество переходит в качество, возможности взаимоусиливают наш потенциал достижения цели.
Руководствуясь мотивацией избегания неудачи при достижении цели, человек в каждой ситуации начинает видеть потенциальную угрозу своему успеху и начинает вполне естественно принимать защитные действия. В результате человек превращается в своеобразный «бронированный шар», в центре которого находится что-то ценное, окруженное листами «брони». Такой стиль жизни становится все более энергоемким и, в конечном счете, приводит к значительному снижению удовольствия от жизни так живущего человека.
Третья характеристика созидательного формата это внутренняя референция или внутренняя значимость. Что это такое? Мы выбираем исходя из важнейшего параметра - значимости для нас объекта выбора. Под значимостью мы можем понимать и выгоду, и реализацию потребности и т.д. Значимость – это всегда что-то ценное для нас. И вот эта значимость может быть обусловлена как внешними установками – «так модно», «здесь так принято», «так сказали родители» и т.п. или внутренними установками – «я выбираю это, потому, что я этого хочу, принимая во внимание чье-то мнение, но не руководствуясь им». Итак, внутренняя референция это когда мы выбираем исходя из собственного желания, опыта и т.д., а не исходя из чьих-то ожиданий от нас.
Четвертая характеристика – это позитивная эмоциональная окраска формулировки конечной цели. Так в экспериментах, проведенных в 1965 году группой ученых (Izard, Nagler, Randall, Fox), направленных на исследование влияние эмоций на восприятие, было установлено, что испытуемые «выбирают» в своем восприятии позитивные формы при позитивной эмоциональной атмосфере и негативные формы при негативной эмоциональной атмосфере[5]. Вот, что пишет сам Кэррол Э. Изард: «Вы можете сказать, что все дело в рассудке, что человек должен понять, что ему нужно, наметить цель, определить вехи и упорно двигаться к своей будущности. Но и цель, и будущность – лишь пара выспренних слов, если они не одухотворены чувством, если за ними не стоят эмоции. Если у вас есть цель, но вы равнодушны к ней, то будете ли вы добиваться ее осуществления?[6]».
Почему важен этот формат? Цель, сформулированная с учетом особенностей абстрактно-логического мышления (увидели притягательный, желаемый образ), мотивации «к» - создаем, исходя из максимального выбора и внутренней референции,– этот выбор только наш, а также формируем позитивную эмоциональную окраску конечной цели – достижение такой цели приводит нас к одному очень важному состоянию: максимально полному удовлетворению от достигнутого. Или, если выбрать более нескромное и точное слово, - к счастью.
«Влияние» или «Владение». Эта переменная позволяет нам понять, насколько достижение поставленной цели зависит от нас. При ближайшем рассмотрении становится понятным, что по-сути, любая цель, поставленная нами возможна. Необходимо лишь очень внимательно рассчитать силы, средства – ресурсы, которые естественным образом зависят от масштабности цели. Так вот «Влияние» и позволяет оценить масштаб поставленной цели. Какие способы можно использовать для этого?
Отчасти нам могут в этом помочь такие инструменты как SMART, PURE и CLEAR. SMART – сформулированные цели должны быть: конкретными (Specific), измеримыми (Measurable), достижимыми (Achievable) или согласованными (Agree), реалистичными (Realistic), своевременными (Timely). Иными словами, формулируя цель, мы помним о том, что достичь ее можно, если она конкретна, ее можно измерить, она в принципе достижима, реалистична и четко очерчена во времени (в срок).
PURE – это аббревиатура следующих понятий, в формате которых формируются цели: позитивные (Positive), понятные (Understood), релевантные (уместные, «адекватные», то есть не только оцененные по степени соответствия, но и по степени практической применимости результата, а также по степени социальной применимости варианта решения задачи), этичные (Ethical).
CLEAR – это следующие форматы цели: представляющие вызов (Challenging), легальные (Legal), приемлемые с точки зрения окружающей среды (Environmentally Sound), приемлемые в целом (подходящие) (Appropriate), записанные (оформленные письменно) (Recorded)
Для того чтобы в полной мере реализовать нашу конечную цель, техники SMART, PURE и CLEAR, позволяют ответить на следующие вопросы:
1. Насколько для нас доступна конечная цель – цель реалистична, достижима, уместна и приемлема для нас.
2. Насколько для нас Ясна конечная цель – цель конкретна, измерима, понятна, сформулирована письменно и ее достижение определено во времени.
3. Насколько цель ЭКОЛОГИЧНА – цель легальна и учитывает особенности наших взаимоотношений с другими людьми, окружающей нас средой.
4. Насколько поставленная цель является для нас ДОСТИЖЕНИЕМ – цель находится вне зоны нашего комфорта, бросает нам вызов, достаточно сложна.
Причем, если цель не является доступной, то у нас существенно снижается НАДЕЖДА на ее достижение, а если цель не является ДОСТИЖЕНИЕМ, то значительно снижается желание или мотивация достижения этой цели.
«Ареал». Что такое ареал? Ареал (от лат. area: область) — область распространения вида. Ареал вида представляет собой сочетание видовых требований с определённой суммой экологических условий на территории, где встречается этот вид. Ареал вида является суммированным эффектом современных и предшествовавших условий. Как применимо определение ареала к формату цели?
Мы находимся в сложных, взаимовлияющих отношениях с окружающей нас средой – как с живыми элементами (в частности с людьми нас окружающими), так и с элементами неживого (пространство, в котором мы находимся).
При формулировании конечной цели, очень важно учитывать этические и юридические аспекты, как самой конечной цели, путей ее достижения (промежуточных целей), так и возможных последствий ее достижения.
Находясь в поле «Ареал» мы отвечаем на четыре большие группы вопросов: «Как достижение нашей цели повлияет на нас/изменит нас?», «Как достижение нашей цели повлияет/изменит других людей?», «Как достижение нашей цели повлияет/изменит наши отношения с другими людьми?» и «Как наша цель повлияет/изменит ту среду, в которой мы обитаем?».
Шаг 4-й. Расчет потенциала достижения цели.
Свой Потенциал (Р) достижения фабер оценивает сам. Делает он это по следующему алгоритму:
1. Определение категории цели. Для этого нужно данную конечную цель, которую желает достичь фабер, отнести к группе достижений, которые у него уже были. Некий совокупный опыт в этой категории цели.
2. Оценка совокупного достижения целей такого (подобного) рода. Оценка производится по трем категориям.
Эстетика: хорошо – плохо; красиво – некрасиво; удобно – неудобно. Фактически эстетика результата может говорить о его эффективности.
Этика: добро – зло; созидание – разрушение. Этика результата может говорить о его правомерности с точки зрения этических норм и правил.
Витальность: жизнеспособность. Витальность фактически говорит о том, сколько достигнутый результат длится.
Оценка производится от 1 (минимальная оценка показателя) до 10 (максимальная оценка показателя).
3. Оценка способов, путей, инструментов достижения. Производится аналогично.
Эстетика – удобство, применимость инструментов (способов, путей достижения).
Этика – применимость.
Витальность – возможность применить снова, универсальность.
4. Оценка полученного удовольствия от достижения результатов такого рода. Оценка выгоды (что бы под выгодой ни понимал фабер). Производится аналогично.
Эстетика – насколько эстетично полученное удовольствие (улыбка – хохот, удовлетворенность – эйфория).
Этика – насколько этично удовольствие.
Витальность – насколько удовольствие длится.
5. Средняя оценка потенциала Р – рассчитывается как среднее арифметическое трех величин, получаем совокупную среднюю величину потенциала, основанную на оценке прошлого опыта.
6. Шкала новизны. От 1 до 10 предлагаем оценить новизну цели, которую хочет оценить фабер, где 1 – это абсолютно новая задача, 10 – абсолютно знакомая, обыденная, привычная задача.
7. В результате получаем формулу для окончательной оценки потенциала достижения цели такой категории:
Р = Р х kновизны , где kновизны от 0,1 до 1.
Шаг 5-й. Определение промежуточных целей. Техника «СиТО».
Фактически, техникой «СоВА» мы сформировали конечную цель, а техникой «СиТО» будем формировать промежуточные цели, причем промежуточные они не только по вектору «время», но и по вектору «важность».
СиТО – это аббревиатура «ситуация, требующая ответа». Ситуация, требующая ответа – это такое состояние человека, когда он уже понял/почувствовал/осознал картину мира в которой находится, т.е. поставил перед собой конечную цель исходя из особенностей восприятия и анализа этой ситуации (в этом нам помогла техника «СоВА») и теперь перед ним стоит задача разработать конкретные шаги для изменения, реализации, достижения поставленных целей – т.е. создание своеобразного «ответа» - определить рабочие промежуточные цели (или результаты, обеспечивающие достижение конечной цели).
Техника «СиТО» подразумевает под собой два этапа. Первый – это «просеивание» конечной цели, которую мы поставили перед собой, на составляющие – результаты, обеспечивающие нам достижение этой цели или промежуточные рабочие цели. Т.е. сначала мы составляем список промежуточных целей, подробно не прорабатывая их содержание. Пока просто список. Без приоритетов.
После того, как мы определились со списком промежуточных целей, мы переходим ко второму этапу – к работе с тремя группами вопросов. Это нам нужно для того, чтобы определить искомые состояния по промежуточным рабочим целям – результатам, которые обеспечат нам достижение конечной цели.
Первая группа вопросов – касается объекта промежуточной цели – «Что?», «В виде чего?», «Как ты поймешь, что достиг цели в данной категории, по этому результату?».
Вторая группа вопросов – касается важности и ценности объекта промежуточной цели – «Почему для тебя важно достижение этой промежуточной цели, получения этого конечного результата?», «Что в этом (достижении) ценного для тебя?».
Третья группа вопросов – касается списка действий для достижения объекта промежуточной цели – «Как ты сможешь достичь этого (результата)?», «К какому времени ты хочешь достичь этого (результата)?»
Шаг 6-й. Расчет мотивации. Введение коэффициента мотивации.
На этом этапе нам важно определить, насколько мы привержены нашей конечной цели исходя из той картины, которую мы нарисовали с помощью промежуточных рабочих целей или результатов, обеспечивающих конечную цель. Для этого мы можем высчитать уровень нашей мотивации – в баллах и качественно (от -10 до +10).
Мотивация = (В – У) + (ПВ – ПР)
В – ВЫГОДА – та выгода (так, как я ее понимаю), которую я получу в результате достижения поставленной цели;
У – УСИЛИЯ – все усилия, которые мне необходимо затратить, чтобы достичь поставленной цели;
ПВ – ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ – каковы потенциальные возможности (так, как я их понимаю) достижения поставленной цели;
ПР – ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ – каковы потенциальные риски (так, как я их понимаю) при достижении поставленной цели.
Оценивать каждый из показателей можно по шкале от 1 до 6, где 1 – это минимальный уровень, а 6 – максимальный уровень. В результате вычислений мы можем получить величины как положительные, так и отрицательные.
Положительная величина (М+) говорит скорее о МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА – это тогда, когда Вы действительно хотите достичь того, о чем заявили (себе и окружающим :)).
Отрицательная величина (М-) говорит скорее о МОТИВАЦИИ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ – Вы будете достигать поставленной цели. Однако, достигаете Вы ее не из-за того, что «это» Ваше, а из-за того, что Вы считаете, что «иного выбора нет»… Или так «надо»…
Выбор есть всегда. Но используя тактику избегания неудачи высока вероятность, что Вы цели не достигнете. Но это не самое опасное :). Самое опасное – это то, что даже достигнув цели, приложив усилия, Вы НЕ ПОЛУЧИТЕ того удовлетворения, которое компенсирует эти усилия, восстановит Вас и даст силы и желание двигаться дальше.
Далее, уровень мотивации фабера переводим в десятичный коэффициент (т.е. 9 – 0,9 и т.п.). Это необходимо для дальнейших вычислений.
Шаг 7-й. Расчет Сопротивления (А).
Сопротивление (А) – это то воздействие, которое оказывают на нас (наши действия) окружающие нас значимые люди (значимые - т.е. способные влиять на нас, на наши действия, от которых может что-либо зависеть в процессе достижения искомой нами цели и т.п.), факторы обстановки (физического окружения) и социальные ограничения и нормы. Такое влияние может быть минимальным (позитивным) и максимальным (негативным). Сопротивление (А) рассчитывается по формуле
А = (А люди + А физическое окружение + А социальные нормы) / 3
Оценка производится от 1 до 10, где 1 – это минимальное воздействие, благоприятное, позитивное влияние, 10 – максимальное воздействие, сопротивление, негативное влияние.
Шаг 8-й. Расчет уровня усилий, который фабер готов приложить для достижения цели.
Уровень усилий – это те действия, которые мы готовы предпринять для достижения нашей цели. Уровень усилий (F) рассчитывается по следующей формуле
F(усилия) = (Р(потенциал) – А(воздействие)) х KM(коэффициент мотивации)
Здесь необходимо отметить, что уровень мотивации фабера мы перевели в десятичный коэффициент (т.е. 9 – 0,9 и т.п.).
После вычисления уровня усилий полученную величину также приводим к десятичным (т.е., например было 4,6 – переводим в 0,46).
Шаг 9-й. Расчет необходимого времени для достижения цели, исходя из определенного уровня усилий.
У нас есть формула расчета достижения цели:
G = F x T
G – это цель. Цель всегда равна 1 (10-ка, 100% и т.п.). Уровень усилий F(усилия) нам уже известен (например F(усилия)= 0,46). Т – это время, которое необходимо затратить на достижение цели. Теперь формула будет выглядеть следующим образом: 1 = 0,46 х Т, тогда Т = 2,17.
В самом начале фабер определил для себя период времени, за который он хочет достичь желаемого. Это один год. Приравниваем желаемое время к 1, т.е. Т = 12 месяцев = 1. Теперь простой пропорцией вычисляем время. Необходимое для достижения цели время равно
Т желаемое : 1 = Т необходимое : 2,17,
12 :1 = Т необходимое : 2,17,
Т необходимое = 26,04 или примерно 26 месяцев и два дня :), т.е. практически более двух лет.
Шаг 10-й. Коррекция.
Зная уровень усилий и необходимое время, мы можем определить полноту достижения цели. Возможно, принцип Паретто (20/80) устроит фабера и он не захочет ничего менять.
А возможно, фаберу необходимо полное достижение цели («перепрыгнуть глубокую яму на 84% также больно, как и на 98%»[7]). В этом случае, исходя из полученных величин, фабер принимает для себя решение - корректировать значимые переменные, такие как усилия или время, или его устраивает полученный прогноз.
Шаг 11-й. Если проводилась коррекция, то окончательное формирование промежуточных целей с описанием искомого состояния (идеальной картины) по каждой промежуточной цели.
Шаг 12-й. Оценка текущего состояния.
Оценка каждой промежуточной цели «на сейчас» от идеального, искомого состояния. Производится по шкале от 1 до 10. Где 1 – начальное состояние, 10 – искомое.
Шаг 13-й. Выбор наиболее важного направления и первые действия.
Здесь мы расставляем приоритеты среди всех промежуточных рабочих целей (результатов) по важности и выбираем единственную, наиболее важную из всех промежуточных целей. Что такое «важная» мы определяем сами по любым критериям, которые мы считаем важными (критичными, значимыми) в данных условиях.
Далее мы определяемся с конкретными действиями, которые сделаем в пути достижения выбранной самой важной на текущий момент промежуточной цели. Наша задача определить первый шаг (например, «+1») как некое состояние и создать конкретный список действий, который приведет нас к этому состоянию, к оценке, которую мы можем определить как выросшую на один балл («+1»).
Шаг 14-й. Предварительная оценка влияния первого шага на все остальные. Как отправная точка оценки влияния – позитивно/негативно.
Этот этап является заключительным. Мы проводим общий анализ ситуации и прогнозируем влияние нашего первого шага на картину по всем остальным результатам. Фактически это ответ на вопросы: «Как изменится общая картина, когда я сделаю первый шаг?», «Как новое состояние по самой важной промежуточной цели изменит состояние остальных промежуточных целей, каково будет влияние на них?»
Итак, в результате нашей увлекательной работы у нас появились очень четкое, объемное видение конечной цели, которое мотивирует нас на ее достижение, список промежуточных целей (рабочих целей или результатов, обеспечивающих конечную цель), и первый шаг на пути к конечной цели – движение по наиболее значимой промежуточной цели с прогнозом изменения общей картины. У нас есть количественно выраженные уровни потенциала достижения (с учетом новизны поставленной цели), воздействия (сопротивления), мотивации достижения (как количественно, так и по характеру этой мотивации), необходимых усилий, а также время, необходимое для достижения поставленной цели. Кроме этого мы понимаем полноту достижения цели. Фактически, у нас в руках «персональный ресурсный эквалайзер» достижения цели, с помощью которого мы можем настроиться на наиболее эффективное достижение цели для нас.
По-моему, классно! :)
Шаг 15-й. Выбор/определение контрольной точки или следующей встречи с коучем. :)
Вместо заключения
Взгляд в прошлое…
Что такое новизна? Как новизна цели влияет на время и усилия? Можно предположить, что мы формируем наше будущее из настоящего, контролируя прошлое. Что это значит? Предположим, что у нас есть три будущих «варианта жизни» - вероятный, возможный и альтернативный варианты.
Вероятное будущее – это то, которое будет скорее всего. Вероятное будущее определяется актуальным (важным, существенным для настоящего момента) опытом прошлого.
Возможное будущее – это то, которое возможно при определенных условиях, усилиях, мотивированных действиях. Возможное будущее лежит в рамках уже существующего, но не актуального (не используемого) прошлого опыта. Возможное будущее – определяется потенциальным (существующим в потенции; скрытым, не проявляющимся, но обнаруживающимся при определенных условиях) опытом прошлого.
Альтернативное будущее – то состояние, которое называют «совершенно другой жизнью». Альтернативное будущее определяется актуализированным (обновленным, вызванным, целесообразно - созданным) опытом прошлого. Известна фраза, что «прошлое не терпит альтернативного будущего». То есть, для того чтобы реализовать альтернативное будущее необходимо преодолеть колоссальное сопротивление актуального и потенциального прошлого посредством формирования актуализированного прошлого.
Каким образом качественная характеристика прошлого опыта и искомого будущего состояния будут количественно изменять показатели времени и усилий, необходимых для достижения цели – вот направление моих дальнейших исследований в этой области.
[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%F6%EC%E0%ED
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
[4] К. Маркс. Капитал, т. I, гл. 5.
[5] Подробно в Кэррол Э. Изард «Психология эмоций», Спб, «Питер», 2011. – стр. 38.
[6] Там же, стр. 29.
Автор статьи:
Дмитрий Атерлей, коуч, член ICF Russia.