Супервизия для коуча: три подарка за одну сессию (Алина Светлова).
16 янв 2019
Любите ли вы подарки? Знаю, что большинство ответит положительно. Получая что-то в дар, мы всегда испытываем положительные эмоции. Но вот слово «супервизия»… На слух звучит не очень-то оптимистично и воодушевляюще. Особенно в бизнесе это звучало грозно: супервайзер! Это тот, кто смотрит на твою работу сверху. Начальник? Проверяющий? Тот, кто тебе сейчас укажет, правильно ли ты действуешь?
Мои рассуждения в этой заметке – о том, как супервизия для коуча ломает стереотипы. Потому что по моему глубокому убеждению, каждый коуч, приходящий на супервизию, получает для себя сразу несколько подарков.
Итак, по порядку.
Супервизия – процесс очень деликатный, в чем-то даже интимный. Потому что мы как коучи стремимся быть со своими клиентами сильными партнерами, такими «рыцарями без страха и упрека». Под силой я здесь понимаю мощную концентрацию на том, чтобы организовать коучинговое пространство так, чтобы клиент получил свой максимальный результат. И вот что интересно: будучи сфокусированными на сильных проявлениях личности и компетенций, мы на время сессии оставляем за ее пределами наши слабости, сомнения, теневые моменты. Которые никуда не деваются. Они есть у любого человека, даже у самого-самого мега-коуча. Всему этому требуется время и место для осмысления, проживания, осознавания. И супервизия – лучшая возможность не просто выплеснуть «протуберанец» закадровых мыслей и эмоций на близких или коллег, а отрефлексировать с опытным профессионалом все, что продолжает звучать внутри. Это способ не только освободиться от накопившегося, но использовать эти внутренние психические накопления для собственного роста.
Несколько кейсов для примера. Напомню, что это всегда очень личностная история для любого коуча, поэтому я не возьмусь излагать кейсы коучей, приходящих на супервизию. Но я могу воспользоваться собственными историями, которые в разные моменты моей коучинговой практики оказались для меня значимыми. Детали изменены, к тому же все персонажи в некотором роде собирательные – это значит, что с описываемыми ситуациями в разных вариантах я встречалась не однажды.
История первая.
Клиент обращается за коучингом для принятия серьезного решения: продавать бизнес или нет. Речь идет о крупной сделке, на кону большие средства, поэтому выбор должен быть взвешенным и, что называется, «на свежую голову». Начало исследования, во время которого я как коуч поддерживаю своего клиента в поисках ресурса для той самой «свежести» головы, к результату не приводят. После сессии у меня есть время, чтобы проанализировать стратегии клиента, а также свою собственную работу. Интуитивное ощущение, что что-то идет не так, не оставляет. Вероятно, у вас бывали ситуации, когда какое-то событие не выходит из головы. Для меня эта история была именно такая. И через какое-то время я набираюсь смелости, и прямо спрашиваю клиента, что происходит. Что с его ресурсным (а точнее, вовсе нересурсным в моменте) состоянием? Которое ищется-ищется, но никак не находится… И открывается простой ответ: все силы и энергия клиента, как физические, так и психические, сейчас направлены на другой аспект его жизни, который не менее важен, но находится явно за пределами бизнеса. Этот вопрос нам вместе помог принять решение, что бизнес-коучинг пока ставится на паузу. Сейчас я точно знаю, что, обратившись к своему супервизору, я бы значительно сократила время на мысленное хождение по знаменитому кругу под названием «Кто виноват и что делать».
История вторая.
Возможно, тоже для кого-то из вас знакомая. Когда клиент приходит на долгосрочный коучинг, мы очень радуемся. Это возможность поддержать клиента в его стратегических проектах, а также в развитии новых способов мыслить, управлять эмоциями, действовать. Это так согревает - замечать прогресс, ведь внешние результаты нам как коучам не всегда и видны. На первый этапе мы вдохновлены своим новым коучинговым проектом. Затем следует этап внедрения, как у клиента, так и у коуча. Что-то получается, что-то не очень, но очевидно движение вперед. И вот… как-то незаметно наступает третий этап. И мы все знаем, что он про приверженность. Но я не сразу осознала, почему он называется именно так. Мне просто в какой-то момент работы с клиентом стало… скучно! Вот это да!!! Неужели такое возможно, спросят меня начинающие коучи, когда что ни сессия, то глубокая трансформация! Вот и для меня это было совершенно невероятно, что я могу испытывать скуку во время коучинга… Клиент вышел на ровное плато в реализации своих задач и перешел к оттачиванию мелких деталей. Иногда настолько мелких, что по сравнению с глобальностью первоначального запроса это мне иногда казалось не стоящим внимания. К тому же за несколько сессий мы уже довольно хорошо изучили мыслительные и поведенческие паттерны друг друга… Именно в процессе супервизии пришло осознание, что это не про клиента и не про его запрос, а про мои собственные привычки. Например, я не очень-то большой мастер завершать проекты, и как только забрезжило окончание работ, я потеряла интерес. А значит, и коуч-позицию. Она нашлась при помощи супервизора.
История третья.
На заре моей коучинговой практики клиентка обратилась с запросом о выстраивании гармоничных отношений с партнером. Запрос был очень актуален, так как те эпизоды, которыми делилась клиентка, были похожи на американские горки: то вверх, то вниз. Тема оказалась настолько «заряженной» эмоционально, что через какое-то время я заметила, что сопереживаю своей клиентке, как будто она героиня сериала. Однако к коуч-позиции и подлинному слушанию это не имело никакого отношения. Тогда не было возможности обратиться за супервизией, а она была бы вовсе не лишней, чтобы разобраться в ситуации и в себе.
О каких же трех подарках идет речь в тех случаях, когда супервизия все же состоялась?
Во-первых, чувство облегчения от того, что есть с кем обсудить произошедшее, поделиться своими мыслями и чувствами, которые иногда даже сложно идентифицировать: что это – стыд, чувство вины, что повел себя непрофессионально, раздражение, иногда боль, и непонятно, клиентская или своя, а то и вовсе нечто смутное, чему нет названия. В процессе супервизии рядом есть кто-то, кто тебя принимает не только с твоей силой, но и с твоей уязвимостью, с тем, чем ты в себе не гордишься, но что при этом является важной частью тебя.
Во-вторых, когда приходит осознание, что еще стояло за ситуацией, ты лучше узнаешь самого себя и, следовательно, получаешь возможность расти. Твои ограничивающие убеждения или бессознательные ментальные привычки перестают влиять на процесс взаимодействия с клиентом, и коучинг становится глубже и чище.
В-третьих, меняется восприятие каждой из коучинговых компетенций. Там, где раньше были внешние формально установленные когда-то кем-то из ICF рамки, теперь есть личная свобода, границы которой – твой добровольный выбор. А внутренняя свобода – это всегда про смелость и силу.
Современная парадигма профессий, в которых один человек общается с другим, активно движется к тому, что у каждого будет супервизор - специалист, который поможет разобраться в сложных ситуациях, усилиться в коммуникации и осознанности. Коучинг не исключение. Всем нам нравится метафора «коуч – зеркало». Если следовать ей, то можно обнаружить, как много зависит от качества зеркала, его способности давать подлинное отражение, не искажая.
Более подробно поисследовать эту тему я приглашаю вас на собственный авторский он-лайн курс "8 ключей к успеху в профессиональном коучинге" 16 - 17 Февраля 2019.
Курс предназначен для профессиональных коучей, а также для участников обучающих программ по коучингу. Подробнее >>>
Алина Светлова, сертифицированный коуч PCC ICF, тренер МЭУк.