Когнитивные искажения в коучинге, или что находится по поверхностью наших «как если бы»? (Татьяна Андриевская)

Назад к списку

Я часто думаю о том, что мне как коучу повезло. Мое желание самореализоваться и развиваться созвучно целям моей профессии – способствовать раскрытию потенциала людей в развивающихся отношениях. 

Однако, самое интересное начинается, когда мы вступаем в эти отношения. Во время обучения коучингу, а особенно профессиональному коучингу, во время подготовки к сертификации и совершенствования в методе, мы открываем прекрасные грани нашей интуиции и возможности полагаться на свой здравый смысл и прямую коммуникацию с клиентом, безгранично веря в него и позитивность намерений всех сторон. Это необходимо нам, чтобы поверить в себя как трансформационных коучей и всегда возвращаться к этой позиции. 

Однако, часто именно практика ставит перед коучами новые вопросы и открывает неизведанные территории. Прежде всего, она ставит перед коучем вопрос, кто этот человек, который является моим клиентом, с кем я веду диалог? Как я его/ее понимаю? Что им движет? Куда он идет? На какие стратегии опирается? Какие вопросы ему задавать? На что обращать внимание? Как поддерживать в поиске мотивации, целеполагании и в том, чтобы человек оставался в пути на длинной дистанции своих жизненных и профессиональных изменений? 

И еще более важным именно для профессиональных коучей становится внимание к тому, что находится под поверхностью в разговоре с клиентом, - у человека перед вами, у вас самих и в поле между вами. И когда коуч обращает на это внимание, и то, что находится под поверхностью, появляется в поле отношений и обсуждения на коуч-сессии, вопросов становится еще больше. Потому что под поверхностью часто находятся сомнения, искажения, конфликтующие убеждения, оценки социума и воспитателей, травмы и внутренние конфликты, которые препятствуют раскрытию того самого внутреннего потенциала клиента и отношений.

А что же коучу делать со всем этим богатым человеческим содержанием и формами его проявления, как у клиента, так и у себя? Умение возвращаться в коуч-позицию – это результат проделанной работы. Однако, собственный профессиональный и личностный рост становится особенно значительным, когда мы понимаем, за счет чего нам это удалось, и как это работает, чтобы мы могли понимать часто бессознательные защитные маневры и раскрывать их на самых ранних этапах проявления. И применить это понимание в своей работе и отношениях с клиентом.
Чтобы интуиция и здравый смысл коуча могли стать для него верными помощниками, на помощь приходят знания о когнитивных искажениях и способы работы с ними, обязательные для коучей, получающих и планирующих получать международную сертификацию в ICF, желающих стать профессиональными коучами.

Поскольку, с точки зрения ICF, коучинг – это партнерство коуча и клиента, стимулирующее мыслительные процессы последнего, знание когнитивных искажений наших мыслительных процессов открывает перед нами широкие перспективы познания нашего бессознательного и дает ключи к диалогу с ним и раскрытию того самого потенциала – потенциала партнерства и отношений с клиентом.

Наиболее нам известны обобщенные понятия когнитивных искажений – такие, как внутренний диалог, навязанные социумом желания, переносы и контрпереносы. 
Профессиональный коучинг по модели ICF опирается на когнитивную науку как основу для понимания и объяснения человека и его действий, и лежит в основе компетенций коуча ICF.

kogn2000.jpg


Вот что пишет о когнитивных искажениях Википедия:
Когнити́вное искаже́ние — понятие когнитивной науки, означающее систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями(предубеждениями) и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга. Когнитивные искажения возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедрённых в схемы восприятия и принятия решений, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. 

Люди склонны создавать свою собственную «субъективную социальную реальность», зависимую от их восприятия, и эта субъективная реальность может определять их поведение в социуме. Таким образом, когнитивные искажения могут приводить к неточности суждений, нелогичным интерпретациям или к иррациональности в поведении в широком смысле слова.

Некоторые когнитивные искажения могут способствовать более эффективным действиям личности в конкретных условиях. Кроме того, некоторые когнитивные искажения позволяют быстрее принимать решения в ситуациях, когда скорость принятия решения важнее его точности. Другие когнитивные искажения являются прямым следствием ограниченных возможностей обработки человеком информации либо отсутствия соответствующих психических механизмов (ограниченная рациональность).

Исследования когнитивных искажений имеют большое значение для когнитивной науки, социальной психологии и поведенческой экономики, поскольку позволяют «выделить» психологические процессы, лежащие в основе процессов восприятия и принятия решений. Канеман и Тверски (1996).


Психологические и биологические процессы в основе искажений:
• «сбои» в обработке информации (эвристика);
• «ментальный шум»;
• ограниченные возможности мозга по обработке информации;
• эмоциональные и моральные причины;
• социальное влияние.

Искажения, связанные с поведением и принятием решений
Излишнее беспокойство за успех
• Амплификация — вложение в достижение цели больше усилий, чем необходимо, попытка «убить муху кувалдой». Вариант — чрезмерно детальное планирование в условиях отсутствия в достаточном объёме исходных данных и наличия сильно влияющих на результат неопределённых или случайных факторов.
• Ускорение — выполнение работы со скоростью большей, чем необходимо или даже допустимо. В крайнем варианте, в прямом и переносном смыслах: бег по минному полю.
• Опережение — неоправданно раннее начало действий по достижению цели.
• Уклон в сторону поиска информации — тенденция искать информацию даже тогда, когда она не влияет на действия или результат.

Преувеличение вероятности частных случаев
Генерализация частных случаев — безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на обширные их совокупности. Существует множество видов этого когнитивного искажения, классический вариант — теория заговора.
• Эффект контраста — усиление или преуменьшение значения одного предмета, когда он сравнивается с только что обнаруженным контрастным объектом. Например, человек радуется тому, что купил недорого какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как обнаруживает другой, малоизвестный магазин, в котором эта же вещь стоит в 2 раза дешевле.
• Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности — недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

Переоценка значимости частных случаев
• Отклонение в сторону результата — тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («победителей не судят»).
• Переоценка воздействия — тенденция людей переоценивать длительность или интенсивность воздействия некого события на их будущие переживания.
• Эффект фокусировки — ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.


Переоценка своих возможностей
• Эффект сверхуверенности — тенденция переоценивать свои собственные способности.
• Иллюзия контроля — тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.
• Предпочтение нулевого риска (англ.)русск. — предпочтение контролируемой, но потенциально более вредоносной (вследствие более частого её возникновения) ситуации перед обратной по причине переоценки возможности контроля. 

То есть человек со своей стороны считает, что он полностью избавляется от риска (на самом деле не имея полного контроля), в то время как со стороны статистики это является снижением лишь одного, не самого большого риска до нуля. Например, большинство людей предпочли бы уменьшить вероятность террористических актов до нуля вместо снижения аварийности на дорогах, даже если бы второй эффект давал больше сохранённых жизней[5]. Другой распространённый пример — ятрофобия: многие люди боятся осложнений медицинских вмешательств больше, чем заболевания и смерти в результате этих заболеваний, возникающих из-за отсутствия лечения (например антивакцинаторство).

Переоценка значимости собственного мнения/положения/выбора
• Искажение в восприятии сделанного выбора — излишнее упорство, привязанность к своим выборам, воспринимание их как более правильных, чем они есть на самом деле, с дальнейшим их оправданием. Например, попытки найти неявные плюсы в покупке и тем самым её оправдать при наличии другого, более подходящего товара, который по каким-то причинам не был приобретён.
• Эффект знакомства с объектом — тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним (патриотизм, эффект причастности к созданию предмета).
• Иррациональная эскалация — тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.
• Слепое пятно в отношении искажений (англ.)русск. — более лёгкое обнаружение недостатков у других людей, нежели у себя (в чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает).
• Эффект морального доверия — человек, относительно которого известно, что у него нет предубеждений, имеет в будущем большие шансы проявить предубеждения. Иначе говоря, если все (в том числе он сам) считают человека безгрешным, то у него возникает иллюзия, что любое его действие также будет безгрешным.

Методами защиты своего мнения при таких искажениях обычно являются
• ошибочность в духе меткого стрелка из Техаса — выбор или подстройка гипотезы под результаты измерений;
• предвзятость подтверждения — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции;
• эффект ожидания наблюдателя — бессознательное манипулирование ходом опыта для обнаружения ожидаемого результата (см. также эффект Розенталя);
• селективное восприятие — принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями.

Другие искажения
Противление — проявление ментальной инерции, неверие в угрозу, продолжение прежнего курса действий в условиях настоятельной необходимости переключиться: когда откладывание перехода чревато ухудшением состояния; когда проволочка может привести к потере возможности улучшить ситуацию; при столкновении с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями и внезапными помехами.
• Подчинение авторитету — склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия. Смотрите также эксперимент Милгрэма.
• Приукрашивание прошлого — тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.
• «Проклятие знания» — затруднения у информированных людей при попытке рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.
• Профессиональная деформация — психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.
• Эффект владения — завышение ценности покупки сразу после её приобретения. Его следствие — неприятие потери (англ.) русск. — отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди, зная пользу от принадлежащей им вещи, больше огорчаются от её потери, чем они радовались бы её находке, до которой они не думали об этой вещи и соответственно не учитывали её пользу.
• Потребность в завершении и предпочтение целостных предметов — потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок. Стремление к завершённости является одним из фундаментальных свойств гештальта, центрального понятия гештальтпсихологии, проявляющееся, в частности, в эффекте Зейгарник. Другой случай — эффект «меньше — лучше», при котором в отсутствие прямого сравнения предметов предпочтение отдаётся тому, который ближе к своему идеалу, несмотря на то, что его ценность меньше.
• Регулирование — ловушка непрерывных приказов себе делать что-то, вместо того, чтобы иногда действовать импульсивно, спонтанно, когда это более приемлемо, при поиске чего-то нового, во время отпуска, отдыха.
• Отклонение в сторону статуса кво — тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
• Эффект повального увлечения, конформизм — боязнь выделяться из толпы, тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям (см., например, эффект победившей стороны).
• Затягивание (прокрастинация) — систематическое неоправданное откладывание, оттягивание начала неизбежной работы.
• Недооценка бездействия — предпочтение большего вреда из-за бездействия, чем вреда из-за действия, вследствие непризнания вины в бездействии.
• Эффект фрейминга — наличие зависимости выбора варианта решения от формы представления исходной информации. Так, изменение вида формулировки вопроса, с семантически идентичным содержанием, может вызывать изменение процента положительных (отрицательных) ответов с 20 % до 80 % и более. Существенную часть формы представления информации может образовывать отбор слов. Для любой формулировки системы цен со скидками, для некоторых категорий покупателей, существует финансово эквивалентное представление цен с наценками, для дополнительных категорий покупателей, однако её использование может привести к значительному падению выручки и потому не применяется.
• Эффект псевдоуверенности — тенденция принимать решения, направленные на то, чтобы избежать риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода (проявляется как часть эффекта фрейминга) .
• Разделение — попытка выполнять одновременно два и более дела, требующих сознательного внимания, которое принципиально неделимо
• Формулирование — беспрерывное проговаривание своих мыслей о том, что кажется истинным.
• Реверсия — систематический возврат к мыслям о гипотетических действиях в прошлом по предотвращению потерь, являющихся результатом произошедших необратимых событий, исправлению неисправимого, изменению необратимого прошлого. Формами реверсии являются вина и стыд.
• Предвзятость относительно экономии времени (англ. time-saving bias) — человеческая склонность к ошибочной оценке времени, которое может быть сэкономлено (или потеряно) в результате увеличения (или снижения) скорости.
• Ошибка планирования — тенденция недооценивать время выполнения задач, стоимость и длительность реализации проектов, особенно новых, сложных, больших, уникальных. Частный случай ошибки планирования нашел выражение в законе Мёрфи: «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».
• Сопротивление — потребность человека делать нечто противоположное тому, что некто побуждает его делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора.
• Потребность в противостоянии — попытки специально найти собеседника иного мнения для того, чтобы доказать ему своё.
• Систематическая ошибка согласованности — тенденция проверять гипотезы исключительно путём прямого тестирования, пренебрегая косвенным или отвергая его.


tan_icf.jpg
Татьяна Андриевская

Коуч АСС ICF, ментор
Методист, Куратор программы Coach mastery
Международного Эриксоновского Университета




Подробно мы уделим внимание работе Профессионального коуча ICF с когнитивными искажениями на тренинге Холистический коучинг 7-9 февраля с Ледой Турай >>> в блоке, посвященном Глубинному слушанию коуча МСС.

turai2019.jpg

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...