Интервью с Мэрилин Аткинсон о 9 навыках эмоциональной компетентности.
21 мая 2020
В июне 2020 года Вы проводите в Москве курс «9 навыков эмоциональной компетентности». Что же представляют собой эти 9 навыков?
Первые три позволяют нам выходить за пределы отрицательных эмоций. Люди открывают для себя простые методы расширения физической, визуальной и звуковой осознанности. Они расширяют физическую осознанность тела, так что мы чувствуем реакции тела в любой момент. Наше тело всегда говорит правду: если мы прислушаемся к нему, то можем почувствовать нашу внутреннюю правду. Это означает, что таким же образом, мы можем расширить визуальную осознанность, а также мы можем расширить знание о внутреннем голосе. Все три позволяют нам оставаться вне негативных эмоций, интенсивно двигаясь к восприятию.
Следующие три непосредственно сосредоточены на взаимоотношениях. Один из приемов, которому Вы научитесь – навык преодоления, того, что мы называем старыми «выигрышными формулами». «Выигрышные формулы» обычно основаны на негативных убеждениях о других людях. Мы можем научиться преодолевать эти старые модели, обратившись к истории нашей жизни. Вы также научитесь преодолевать свои эмоциональные страхи разными способами и прощать себя… быстро.
Последние три начинаются с превращения наших ценностей в действия через понимание, которое я называю «Путешествие героя». Они включают в себя сложное искусство просьбы о реальной помощи, а также учат тому, как с любовью помочь, когда есть трудности у других.
То есть коучи смогут освоить сразу 9 новых техник по работе с эмоциями? А Вы можете привести примеры нескольких упражнений?
Да. Скажем – упражнение «Годзилла – Бэмби». Статус Бэмби можно определить так: я маленький, беззащитный, любите меня. Годзилла – человек, защищающийся от всех броней, считающий, что все должен делать сам. В упражнении мы определяем, в какой из этих позиций мы оказываемся чаще, привычнее, что эта позиция нам дает, и что мы при этом теряем. В обоих случаях отношения с окружающими обедняются. Но есть третья точка, в которой находится наблюдатель. Он может выйти из двух привычных стереотипов, посмотреть на них со стороны и выбрать, какое поведение в данном случае лучше.
Другое интересное упражнение – «Круг ценностей». Чтобы строить свою жизнь, человеку, прежде всего, необходимо понять – кто он сам. А понятие «я» во многом и определяется теми вещами, которые для нас по-настоящему важны. Буквально рисуем круг и делим его на сектора, куда вписываем то, что для нас по-настоящему важно. Затем выделяем самое главное и выставляем по десятибалльной шкале баллы – насколько на сегодняшний день эта ценность присутствует в нашей жизни. Пытаемся представить, что будет, если она займет большее место? Как изменится ваша жизнь, восприятие окружающего мира, ощущение самого себя? Что нужно сделать, чтобы поднять эту ценность еще на один – два балла? Это упражнение на осознание ориентиров внутри себя и во внешнем мире.
Расскажу еще об упражнении, направленном на повышение качества наших взаимоотношений с родителями (это могут быть не кровные родственники, а те люди, которые нас воспитывали, имели какое-то влияние на формирование нашей личности). Наши отношения с окружающими во многом строятся на модели отношений с этими людьми. Зачастую мы многого не можем им простить, предъявляем претензии, иногда вполне обоснованные. А что если попытаться увидеть родителей немного по-другому? Увидеть тот дар, который они привнесли своей жизнью в окружающий мир, чем безусловно ценным и положительным они поделились с нами. Может быть, раньше, мы не сумели этого сделать. Упражнение помогает распознать этот дар и поблагодарить за него человека, который его нам дал. И это ресурс, которым мы теперь обладаем, он дает нам невероятную энергию и ясность видения.
У этого курса есть еще одно название - «Свобода любить». Это название курса кажется несколько спорным. Любовь и свобода – разве эти вещи совместимы?
У вас наверняка бывало такое: вы чувствуете любовь к человеку (мужу, родителям, ребенку) и в какой-то момент вдруг осознаете, что из-за объекта вашей любви вы начинаете изменять самому себе. Делаете ради него то, чего бы ни стали делать в других обстоятельствах, подавляете свои желания и стараетесь исполнять его. И, конечно, от него вы ждете таких же поступков и жертв взамен. Вот это напряжение понемножку начинает «съедать» само чувство. Любовь становится несвободной. От этого никто не застрахован. Другое дело – можем ли мы осознать, что с нами происходит, и повлиять на это? Выстроить другие отношения с людьми?
Дело в том, что этот тренинг направлен на самосовершенствование человека и его отношений с окружающим миром, прежде всего с близкими людьми. Вместе с тем он позволяет оптимизировать все социально значимые отношения в очень широком спектре, от которых зависят все наши успехи, да и сама жизнь в целом.
Что больше всего вдохновляет Вас в этом тренинге?
Меня вдохновляют люди, то с каким рвением они избавляются от прошлой неудовлетворенности и очень болезненного представления о себе. Меня вдохновляет их упорное желание жить в любви и удовлетворенности. Это действительно то, чего хотят люди, и, когда они открывают для себя инструменты, которые действительно можно использовать в достижении этой цели, инструменты, которые работают, к ним снова приходит вдохновение.
Какие изменения происходят после программы с ее участниками?
Тренинг затрагивает что-то очень важное для каждого участника. Когда мы получаем отклики после программы, оказывается, что воздействие очень сильное, однако описать конкретными словами не всегда удается. Одно можно сказать с уверенностью – качество жизни меняется в положительном направлении.
Некоторые инструменты, которые человек получает за три дня тренинга, он начинает применять сразу, а некоторые навыки он будет практиковать в течение всей последующей жизни. Это как умение кататься на велосипеде – если вы научились крутить педали, уже никогда этого не забудете.
Одна участница пришла на тренинг с одной стороны со своими личными вопросами, а с другой – как профессиональный коуч – и бизнес – консультант. После тренинга она сказала, что у нее прибавилось оптимизма в отношениях с окружающими, позитивных ожиданий от этих отношений, а также больше осознанных координат в понимании своих чувств по отношению к другим людям и того, как и почему они срабатывают или не срабатывают в отношениях.
Обычно в таких случаях мы двигаемся болезненным методом проб и ошибок. Тренинг помогает изначально взглянуть на ситуацию и правильно ее оценить.
И еще очень важный результат. Появляется некая самодостаточность: мы осознаем, что все ответы заключены в нас самих, и знаем, как их отыскать.
И это напоминает мне одну историю, которую я люблю рассказывать на тренингах. Историю из жизни своего учителя Милтона Эриксона. Когда он был маленьким ребенком и жил в деревне, то однажды в его двор забрела лошадь, которая спокойно пила воду из колодца. Милтон оседлал ее и легонько «пришпорил» ногами в бока.
Лошадь подняла голову – и направилась по дороге. Каждый раз, когда она доходила до поворота и останавливалась, мальчик опять ее «пришпоривал». И лошадь, помедлив минуту, выбирала направление. В конце концов, она забрела на какую-то далекую ферму. Увидев лошадь, хозяин фермы очень удивился: как маленький Милтон узнал, что это его потерявшаяся лошадь, и как ему удалось привести животное домой? «Я ничего не делал, просто возвращал ее на дорогу, а она сама знала куда идти!» - признался будущий психотерапевт.
Так и на этом тренинге. Никто не даст вам верного совета, никто не указывает единственно верный путь, никто не учит, как и кого нужно любить, как оставаться свободным от эмоциональной зависимости от окружающих людей. Но незримый «всадник» будто возвращает человека на свой собственный путь. А выбор пути на этой карте жизни всегда остается за самим человеком.