Коучинговые инструменты в образовательных онлайн продуктах (для взрослых) (Елена Федорова)

Назад к списку

(В эссе использованы материалы, созданные для фокус-кэмпа Happy New Goal 2.0 проекта careerum.ru)


За последние пару лет в онлайн перенесли учебу, работу, встречи друзей и семьи… С работой в таком формате более-менее понятно (главное – обездвижить кота), со встречами тоже разобрались (и гости есть, и стол накрывать не надо). А вот к образованию в онлайне есть недоверие. Кажется, что ничего хорошего из этого не получится. 
Это не совсем так.

Тут нужно определиться, а что считать обучением в онлайн формате. Дело в том, что просто перевести лекции из учебного класса в зум - это не обучение. Это информирование. Вообще, многое, что выдают за образование в онлайне таковым не является:
• видео «лекции» с говорящей головой – экспертом, рассказывающим что-то по своей теме;
• марафоны с выполнением большого количества заданий за короткий период;
• текстовые материалы по теме, которые надо прочитать и ответить на тест после и т.д.

Это все информирование – просто передача некоей информации. С тем же успехом можно посмотреть выпуск новостей. Или серию сериала.

Обучение отличается тем, что там всегда есть:
1. Цель, и эта цель не «узнать что-то новое», а на основе новых знаний получить новые навыки и как следствие – изменить что-то в реальной жизни к лучшему.
2. Понятное движение из точки А в точку Б в процессе обучения. И на этом пути виден прогресс.
3. Отработка навыков «на кошечках» и – по возможности – в реальности, т.к. итоговая цель обучения – именно применение новых навыков в реальной жизни.
4. Обратная связь от учителя/эксперта/тьютора и т.д. по выполненным заданиям. 

Собственно, проблема онлайн образования в том, что это все в онлайне обеспечить сложнее. Особенно – в асинхронных курсах. (Это когда курс в записи и к нему можно примкнуть в любой момент). И вот тут на помощь приходят отдельные коучинговые инструменты. Сразу скажу, что это не универсальный подход – он лучше работает с soft skills и сложнее применим к hard skills, да и вообще не на всякую аудиторию зайдет, но тут можно искать варианты. 

Я использовала коучиноговый подход при проектировании курсов и марафонов в карьерном проекте на несколько тысяч человек русскоязычной аудитории. Да, я знаю, что коучинг возможен только по запросу, но в данном случае полноценного коучинга нет. Есть лишь отдельные инструменты, которые вплетены в структуру образовательного продукта и работают на повышение его качества.


1. Цели на обучение и отслеживание прогресса.

Прежде всего, это помогает с определением цели на обучение. К сожалению, практика показывает, что взрослые люди очень плохо умеют определять, что они хотят, что им собственно надо и могут ли они именно это получить от данного продукта. У меня была чудесная история, когда мне на курс «Старт бизнеса: все по закону» прилетел отзыв от слушателя, что в курсе «слишком много юридических тем». Курс был до пандемии вживую, человек заплатил деньги, приходил в выходные учиться… Но зачем он это делал… Что он ждал от курса с таким название? 

При онлайн обучении отследить, что у слушателя в голове с целью на обучение еще сложнее, но если этой цели нет – то и результат будет неясный. И вот тут приходит на помощь шкалирование. В какой-то мере мы с его помощью заранее ограничиваем рамки той цели, которую слушатель себе ставит на обучение, тем самым не давая ему уйти в бесплотные мечтания, но фокусируя его на реальных целях и задачах. 

Что касается шкалирования на этапе начала обучения, то, например, для марафона (которые у нас называются фокус-кэмпами) по подведению итогов года и постановке целей я предложила в качестве одного из первых заданий следующее:

ПРИМЕР
По шкале от 1 до 10 оцените: Насколько вам сейчас удается получать энергию от своих результатов при подведении итогов? Отметьте на бирюзовой шкале. Насколько вы хотите улучшить этот навык за время фокус-кэмпа? Отметьте на бежевой шкале.
online_products.jpg
 

Насколько у вас получается последовательно идти к поставленным целям? Отметьте на бирюзовой шкале. Насколько вы хотите улучшить этот навык за время фокус-кэмпа? Отметьте на бежевой шкале.

online_products.jpg 


Правая, оранжевая шкала должна остаться пустой — вы заполните ее в конце фокус-кэмпа, чтобы оценить свои результаты.


Такой же прием помогает и отслеживать прогресс в процессе прохождения обучения, особенно длительного. К сожалению, на постсоветском пространстве большая часть взрослого населения плохо умеет замечать свои достижения и свой прогресс. Но это необходимо, чтобы не терять мотивацию к обучению, а такой простой прием помогает справиться с этой проблемой, не сильно на ней акцентируя внимание. 

Кроме того, этот прием помогает снимать аналитику по обучающему продукту. На каком этапе люди на него пришли, какие цели себе ставили, куда по ощущениям продвинулись за время обучения – все это важная и нужная для методиста информация.


2. Движение от точки А к точке Б

Понятно, что методист и эксперт выстроят курс так, чтобы последовательно провести слушателя к конечной цели. Будет заложена подача теоретического материала, практическая работа, дополнительные материалы и т.д. Но проблема в том, что взрослые люди учатся «по остаточному принципу». Тут я всегда вспоминаю чудесный фильм «Весна на Заречной улице», где молодая учительница неожиданно учит не детей в обычной школе, а взрослых в школе рабочей молодёжи. И в какой-то момент со слезами говорит: «Я же не думала, что мои ученики будут варить сталь, пить водку, отращивать усы и рожать детей». 

У современных взрослых к этому можно прибавить еще соц сети, сериалы и еще множество активностей. Учеба часто оказывается после всего этого – если вообще на нее найдется время. 

Я, как правило, для курсов и марафонов делаю календарь, в котором отмечаю заранее все активности по продукту – когда открывается какой урок, когда дедлайн по домашке, когда Q&A сессия с экспертом и т.д. 

online_products2.jpg
 
Вот только зачастую этого мало – слушателю надо найти время в своём календаре для обучения. И тут на помощь приходят техники «Срочно-важно», «Бюджетирование времени» и «Обратное планирование», подогнанные под конкретный курс и аудиторию. Они органично ложатся после шкалирования в начале курса в связке с рекомендацией сразу забронировать себе в календаре время для учебы. 


3. Отработка навыка

Кстати, в фокус-кэмпе, о котором я говорила раньше, я отдельно включила активности на выработку привычки находить каждый день 30 минут на задания и рефлексию. Во второй части этого марафона, когда были поставлены цели на год, это время было предложено тратить теперь на то, чтобы начать идти к этим целям. 

И тут мы плавно переходим к отработке навыка.
Собственно, цель любого обучения – это получение нового навыка и его использование в реальной жизни. Взрослым людям сложно учиться именно поэтому – чаще всего, для них это переучивание. Уже есть наработанные и привычные паттерны поведения, есть сложившиеся нейронные связи, а новые навыки требуют это все менять. Это сделать непросто. Именно тут помогают вопросы: 
• Как я могу вот это (что-то новое, только изученное) применить в реальной жизни наилучшим образом?
• Что из этого я могу внедрить в ближайшие 72 часа?
• Как это изменит мою жизнь к лучшему?
• Что станет возможным теперь в моей жизни? и т.д.

Понятно, что такие вопросы не задаются слушателям «в лоб», а «зашиваются» в задания в зависимости от предмета обучения и аудитории. 


ПРИМЕР
Как эти упражнения выглядели в фокус-кэмпе:
21. Возьмите одну цель из задания 19, которая окажет самое значительное положительное влияние на все колесо баланса.
21.1 Оцените по шкале от 1 до 10, где вы сейчас по ощущениям на пути к этой цели?
21.2 Какие мини-действия, каждое из которых потребует не больше 30 минут, помогут вам продвинуться к цели? 
22. Внесите в календарь одно мини-действие из таблицы на каждый день в течение выбранного в задании 17 периода.
23. Отслеживайте свой путь к цели:
• Отмечайте в календаре каждый день, когда задуманное было выполнено. Как вы будете себя поощрять за то, что движетесь к цели без перерывов?


4. Обратная связь

В обучении обратная связь необходима. Иногда именно она – самое важное. Например, при обучении дизайну или кодингу. И понятно, что тут она должна быть предметной – давать ее должен тот, кто сам хорошо разбирается в вопросе, кто понимает, в чем ошибка и откуда у нее ноги растут. 

Но чтобы обратная связь действительно была на пользу слушателю, ее очень хорошо строить на принципах коучинговой обратной связи. В таком случае могут быть, например, прописаны скрипты для тех, кто дает эту обратную связь на домашние задания. 

На самом деле, спектр применения коучинговых инструментов в обучении гораздо шире и может варьироваться в зависимости от предмета обучения и аудитории. Тот факт, что коучинг основан на специфике работы нашего мозга и при этом направлен на изменения в будущем, обеспечивает его близость к обучению. И делает возможным использовать коучинговые наработки там, где нет возможности напрямую работать с учеником, но есть необходимость помочь ему успешно пройти обучение.


efederova.jpg

Елена Федорова 
методист, лектор и преподаватель с более чем 10-и летним опытом в сфере обучения взрослых. 



Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...