Внутренний или внешний: какой коуч компании «по карману» (Алина Светлова)
7 июн 2018
Рынок корпоративного коучинга развивается с каждым годом. И это добавляет новые вопросы для руководителей бизнеса и для HR, которым важно определиться с запросом на коучинг. Ведь от этого зависит целый ряд факторов: объемы работ, уровень квалификации коуча (или коучей), бюджет. С учетом долгосрочной перспективы возникает необходимость принять решение: пригласить внешнего коуча или принять в штат внутреннего? Какие есть плюсы и минусы в каждом случае с экономической точки зрения?
Сразу оговорюсь, что под внутренними коучами я сейчас имею в виду сотрудников, которые прошли специализированное (лучше всего сертификационное) обучение коучингу, и проведение индивидуальных коуч-сессий занимает значительную часть их рабочего времени (не менее пятидесяти процентов). В корпорациях зачастую называют коучами наставников или индивидуальных тренеров, которые поддерживают сотрудников в развитии практических навыков. Примером может служить проведение полевых тренингов с продавцами: у компании есть потребность усиливать навыки сотрудников для увеличения продаж, и совместный полевой визит к клиенту с таким коучем-наставником помогает определить сильные стороны и зоны развития продавца. В настоящей статье речь идет о коучах, которые помогают решать гораздо более широкий круг задач: развитие профессиональных компетенций сотрудников разных департаментов, разработка новых проектов, разрешение конфликтов и многое другое.
Первый и очевидный плюс найма внутренних коучей – это финансовая сторона вопроса. Внутрикорпоративный коуч обходится однозначно дешевле, находясь на зарплате. Правда, это преимущество работает, если у коуча есть достаточный и постоянный объем работ. Количество и продолжительность коучинговых сессий сложно предсказать, поскольку это индивидуальная, «штучная» работа. Кому-то из сотрудников компании достаточно 1-2 сессий (например, «поштурмить» над запуском нового проекта), а кому-то потребуется 10-15 встреч с коучем (пример – развитие лидерских качеств у сотрудника, растущего из специалиста в руководителя). Таким образом, наличие внутреннего коуча в штате оправданно, если компания большая и за счет большого количества сотрудников готова обеспечить коуча рабочей нагрузкой. Другой вариант – это совмещение занятий коучингом с другими смежными видами активности: чаще всего проведение тренингов, talent development (развитие талантов). Но даже во втором случае коучинг – это не один из многих разнообразных видов деятельности, а ключевой.
Находясь на зарплате, такой внутренний коуч пропитывается корпоративной культурой, следует в своей работе принятым корпоративным ценностям, отлично знает контекст, в котором приходится решать бизнес-задачи его внутренним клиентам. Будучи частью большой команды, внутренний коуч осведомлен и привержен целям и миссии компании, и в индивидуальной работе руководствуется именно этими ориентирами. В долгосрочной перспективе это позитивно сказывается на общем развитии компании. Иными словами, компания, инвестируя во внутренний коучинг, обеспечивает стабильность и поступательное движение.
Внешние коучи приходят на конкретный проект на контрактной, временной основе (хотя такие проекты и могут длиться 2-3 года). В этом случае коучу необходимо вникнуть в ситуацию, познакомиться с компанией и с тем, что важно (как снаружи – бренд и репутация), так и внутри (официально декларируемые ценности и неочевидные процессы, «подводные камни», которые влияют на происходящее в организации и однозначно будут влиять на процесс коучинга). Знакомство может происходить через документы, через людей (встречи, интервью). В зависимости от ситуации внешний коуч может разработать и предложить специфические условия взаимодействия. Обычно коучу приходится гораздо больше времени брать на подготовку. Помимо этого, стоит учесть, что чаще всего коуч предлагает свои услуги как индивидуальный предприниматель или его представляет другое юридическое лицо – это значит, что у коуча есть накладные расходы на ведение бизнеса. В отличие от внутреннего коуча, квалификацию которого компания подтверждает для себя единожды на этапе его входа в компанию, внешний коуч нуждается во внешних подтверждениях уровня квалификации, поскольку работает с разными организациями. Один из показателей профессионального уровня – наличие сертификации со стороны ICF (Международная Федерация Коучинга, крупнейшее объединение коучей на основе единых стандартов по компетенциям). С финансовой точки зрения важно помнить, что все это заложено в стоимость коучинговых услуг. Поэтому они не могут быть дешевыми.
Таким образом, затраты на внешнего коуча целесообразны, если это конкретный запрос под конкретный проект с ясно очерченными временными границами. Другой вариант - это коучинг для топ-менеджмента, с которым не может работать внутренний коуч, будучи подчиненным одного из этих самых топ-менеджеров, поскольку один из ключевых факторов успешного коучинга – это подлинно партнерские, равные отношения коуча и его клиента. Иными словами, внешний коучинг «показан», если у компании/команды есть потребность совершить своего рода квантовый скачок, трансформацию. Тогда приглашение именно внешнего коуча поможет расшириться в видении, выйти за рамки привычных стратегий мышления и поведения, по-другому посмотреть на то, что есть, и на то, к чему хочется прийти. Именно сторонний коуч поддержит в поиске новых нестандартных подходов к решению сложных задач.
Опираясь на эти базовые принципы, легче определиться с тем, за какой коучинг вы готовы платить, сколько и как долго; и какой коуч нужен именно вашей компании.
Предлагаем вам ознакомиться с нашим разделом КОУЧИНГ ДЛЯ БИЗНЕСА >>>
Алина Светлова
сертифицированный коуч PCC ICF, тренер МЭУк.