"Шаманизм", Мирча Элиаде.

Назад к списку

shamanizm.jpg
Необычная книга. Невероятный по объему труд. Текст, удивительным образом соединяющий в себе современный взгляд на древнейшие верования и обычаи и глубочайшее уважение к непохожести другой парадигмы, в которой разные народы жили тысячелетиями.

Мне кажется, что тем, кто иногда называет себя «городскими шаманами» - коучам, тренерам, психологам – очень полезно познакомиться с тем, что создал Мирча Элиаде.

Автору удалось подойти к явлению шаманизма с самых разных сторон: этнографической, исторической, социологической, религиоведческой, отчасти психологической… Перед читателем как будто распахивается параллельная реальность, и ключевое слово – «реальность». При этом, говоря о магии, волшебстве и прочих неосязаемых явлениях, Мирча Элиаде остается ученым-исследователем, внимательным и дотошным, но одновременно с большой широтой взгляда и системным подходом.

Так о чем же книга?

Для меня она оказалась действительно про шаманов. И вот как их описывают автор и те исследователи (конца 19 и начала 20 века), которых он цитирует:

- «Шаман является и магом, и знахарем… Но он также является проводником душ, а нередко также жрецом, мистиком и поэтом»;
- «Шаманы – это личности, выделяющиеся на фоне своих обществ определенными чертами, которые в культурах современной Европы считаются признаками «призвания»;
- «Шаман является великим специалистом по человеческой душе; только он видит ее, поскольку знает ее «форму» и предназначение»;
- «Хороший шаман должен быть рассудительным, тактичным, должен уметь убеждать окружающих; прежде всего он не может быть заносчивым, тщеславным, резким; в нем должна чувствоваться внутренняя сила, которая не поражает, но осознает свое могущество».

Каково?! И это наблюдения из самых разных концов света, так как Мирча Элиаде собрал свидетельства исследователей и аутентичные записи собирателей народных мифов и сказаний Сибири и Дальнего Востока, Южной Америки, Крайнего Севера Европы, Австралии и Океании. И при всех внешних различиях прослеживается нечто общее. Да, конечно, у северных народов шамана инициирует Высшая сила в виде моржа или белого медведя, а у австралийских аборигенов это будет страус эму. Но самое существенное обычно удивительным образом совпадает.

Вот те общие черты, которые прослеживаются в историях о шаманах.

Чаще всего к тому, чтобы стать шаманом, человек приходит через глубокий кризис – духовный – «во всем его трагическом величии и красоте», душевный или физический (например, сильная болезнь или травма, например, удар молнией). Даже в тех племенах, где шаманство как занятие передается по наследству, с большим вниманием относятся к тому, что высшие силы каким-то образом «отмечают» будущего шамана.

Через этот кризис такой избранник проходит практически самостоятельно, преодолевая все вызовы, внутренние страдания и физические болезни.

Это приводит к важным последствиям: в процессе самоисцеления он (или она) как бы обновляется, выходит из критического состояния с новым уровнем силы, понимания жизни и смерти, с новыми качествами, включая те, что принято считать магическими – связь с Высшим, способности к видению (и ясновидению), возможность исцелять других. Что немаловажно – и что, собственно, отличает шамана высокого уровня – это обретение способности управлять собой, своими психическими процессами, вообще понимание того, как протекают все процессы внутри человека на уровне психики и тела, поскольку он прошел через эти испытания сам и справился с этим успешно.

Путь, который шаман преодолел, придает ему глубины – слушать и слышать, замечать важное, и, будучи соединенным с собой, возвращать другим их «утерянные или похищенные души».

И наконец, шаман много и долго учится - у старших товарищей, перенимая опыт, а также самостоятельно, зачастую в отшельничестве, постигая науку взаимодействия с другими мирами.

В современных книжках и фильмах шаманов часто изображают могущественными и влиятельными. Похоже, авторы таким образом пытаются передать тот благоговейный ужас, который чувствовали соплеменники шамана перед его силой и возможностями.

Пишу сейчас и самой не верится, что такими словами можно описать деятельность шаманов у народов, которых часто принято называть дикими, первобытными. Но Мирча Элиаде бережно доносит до читателя ту мудрость, которой издавна обладает человечество.

Книга призывает нас за танцами с бубнами, кажущимися безумными, или за камланием*, выглядящим как бессмысленный набор действий и звуков, видеть главное – связь каждой повседневной детали с духом и душой человека. Мне кажется, это не помешало бы и нам, «городским шаманам».

______

* Камлание шаманов - это общение с духами, настоящий колдовской ритуал у огня, сопровождающийся протяжными звуками и ударами в бубен. Редчайший случай, когда в камлании участвуют сразу несколько шаманов. Для кого-то это будет обряд очищения, кто-то погрузится в медитацию, а кто-то просто загадает желание - и оно сбудется.


asv2019.png

Автор рецензии:
Алина Светлова, сертифицированный коуч PCC ICF, тренер МЭУк.







Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...