Нейро-логические уровни или путь к осознанности в арсенале практикующего коуча (Н. Дубас)
10 мар 2023
«Наш самый сильный страх не в том, что мы неполноценны. Наш страх в том, что мы обладаем силой, которую не в состоянии измерить. Это наш свет, а не тьма, который так нас пугает. Мы спрашиваем себя: «Кто я такой, чтобы быть выдающимся, ярким, талантливым, легендарным?».
Мы созданы для того, чтобы светить, как светят дети. Мы рождены для того, чтобы нести славу Божью, которая есть внутри нас. Она не в ком-то из нас, она в каждом из нас. Когда мы даем свободу нашему собственному внутреннему свету, мы тем самым даем разрешение другим людям сделать то же самое. Как только мы освобождаемся от собственного страха, наша проявленность автоматически освобождает других людей.»
«Возвращение к любви» Марианна Вильямсон
В жизни каждого из нас рано или поздно наступает момент, когда мы начинаем задумываться о происходящем с нами, анализировать причинно-следственные связи, искать объяснение тем или иным событиям, случившимся или так и не произошедшим на нашем пути, а также пытаться понять, почему мы имеем что-то, а чем-то, наоборот, не обладаем, хотя вроде как очень стремимся к этому.
Можно посвятить годы, перебирая, как бисер в шкатулке, возможные ответы на эти вопросы, а можно использовать инструменты, которые позволяют упорядочить информацию, выстроить те самые причинно-следственные связи и, наконец, попытаться приблизиться к пониманию, что, где и почему происходит в нашей жизни именно так, и как мы можем на это повлиять.
Одним из таких инструментов является модель нейро-логических уровней, разработанная во второй половине XX века американским тренером и консультантом в области нейро-лингвистического программирования Робертом Дилтсом, более известная как пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Сразу стоит оговориться, что представление нейро-логических уровней в виде пирамиды носит, на мой взгляд, достаточно условный характер, равно как и использование термина «уровень», поэтому я бы предложила читателю так сильно не привязываться к этим формам, а сразу пропутешествовать в суть этого инструмента, после чего уже самостоятельно решать, в каком формате вам логичнее и понятнее представлять его и теорию, на которой он базируется.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что всё имеет связь с чем-то другим, и на любой объект (будь то материальный предмет, эмоция или действие) оказывается определенное воздействие со стороны другого объекта, равно как и этот объект (материальный предмет, эмоция или действие) влияет на другие. В своей работе Роберт Дилтс попытался выявить взаимосвязь между нашим высшим Я, тем, которое находится за пределами видимого материального мира, и тем, как мы проявляемся в этом мире, во что верим, чем живем, как действуем и что получаем.
Теория Р. Дилтса исходит из следующих иерархических взаимосвязей:
1) наше «осознание» себя как чего-то большего, чем то, что мы можем описать, принадлежащего к чему-то большему, чем всё, что мы можем наблюдать и воспринимать всеми органами чувств (это осознание Дилтс разместил на уровне Миссии пирамиды), определяет нашу собственную идентичность (одноименный уровень в пирамиде Дилтса), нашу самоидентификацию («Кто я?») и нашу роль;
2) наша идентичность, в свою очередь, определяет следующее, более практическое и материальное измерение («уровень» по Дилтсу) нашего существа – наши ценности, то, во что мы верим и то, что движет нами в жизни. Здесь же возникают и убеждения как следствия наших ценностей и верований.
3) ценности и убеждения ведут нас к совершению определенных действий, для которых нам требуются определенные умения и способности, которые в совокупности оказывают влияние на всё то, что нас окружает, чем мы обладаем и с чем взаимодействуем.
Таким образом, модель Дилтса представляется в виде уровней, каждый из которых оказывает влияние на нижеследующий. Так как же предлагается использовать эту модель в работе коуча? Здесь всё достаточно просто: по теории Р. Дилтса, любая проблемная ситуация, возникающая в жизни человека, возникает на определенном уровне пирамиды, и решиться она может только через более высокие ее уровни. То есть обратившись к информации с более высоких уровней, человек может увидеть возможное ее решение, что, в общем-то, не лишено логики.
По моему мнению, работа с пирамидой может строиться в нескольких направлениях:
1) когда у человека есть конкретная проблемная ситуация, которую он хочет решить;
2) когда человека что-то беспокоит, но он пока не смог сформулировать, что именно, и хочет в этом разобраться;
3) когда человек хочет попробовать себя в совершенно новом для себя деле, кардинально сменить вектор своей жизни, но боится решиться на это.
Предлагаю далее рассмотреть каждое из указанных направлений более предметно.
Когда у человека существует какая-то проблемная ситуация, в которую ему хотелось бы внести изменения, первое, с чего стоит начать, это определить, на каком уровне пирамиды располагается эта ситуация. Например, человека беспокоит его лишний вес. В этом случае первое, с чего следует начать работу по пирамиде, это попытаться разобраться в том, а что же этот человек делает такого (или, наоборот, не делает), что эта проблема возникает. Задавая этот вопрос, мы переносимся с уровня «Окружения» модели Дилтса, на котором, по моему мнению, возникает эта проблема, на более высокий уровень «Действий», на котором можем обнаружить очень много всего интересного: от полного отсутствия заботы человека о собственном здоровье и отказа обращаться ко врачам до банально завышенных порций употребляемой человеком пищи. В этой работе очень важно выписать на бумагу все действия и бездействия, которые приходят клиенту в голову. И уже на этом этапе к клиенту могут прийти удивительные осознания, ведь кому-то может оказаться достаточным осознать, что он потребляет пищи сверх допустимой для него меры, визуально представить эту четкую взаимосвязь между количеством потребляемой пищи и размерами своего тела, чтобы сразу понять, как это работает и тут же начать действовать. (Для целей настоящей работы более сложные сценарии, связанные с психологическими проблемами, вызывающими переедание, не рассматриваются.). В качестве более простого примера можно привести недовольство, которое клиент испытывает со стороны своего руководства в отношении качества его работы. Здесь с уровня действий, когда клиент выполняет некачественно свою работу, можно пригласить клиента подняться выше и посмотреть, а какие знания и умения помогут клиенту повысить качество его работы, а затем уже посмотреть, как оно изменится, если клиент обретет новые знания. Таким образом, пирамида может очень хорошо помочь проработать подобные конкретные запросы, найти то самое искомое решение и повысить удовлетворенность клиента своей жизнью.
В ситуациях, когда клиента что-то беспокоит, но он пока не может понять, что именно, можно предложить использовать пирамиду как инструмент повышения осознанности и фокусировки на искомом источнике беспокойства. Так, проведя клиента с уровня окружения до уровня убеждений и выше коуч может помочь клиенту обнаружить источник беспокойства, и затем проработать его по той же схеме, как было предложено выше.
Если же клиент хочет попробовать себя в совершенно новом для себя деле или занятии, коуч может предложить клиенту совершить путешествие в ту новую для клиента роль, представить себя в ней, пройдя с уровня окружения, где клиент представит, что окружает его, когда он находится в новой роли, чем он там обладает, какие люди рядом и даже как выглядит его рабочее место. И далее провести клиента выше по каждому уровню пирамиды вплоть до уровня идентичности, где клиент сможет взять максимум вдохновения и в полной мере ощутить себя в той интересной для себя роли или работе. После чего коуч может спросить у клиента, что теперь открывается ему оттуда, из того уровня роли, как он теперь видит новое занятие, и если клиенту всё отзывается и всё нравится, то коуч может предложить клиенту посмотреть оттуда на лежащие ниже уровни пирамиды и поразмышлять о том, чему клиенту следует научиться, что, возможно, делать по-другому и где, чтобы новое занятие появилось в его жизни.
Таким образом, модель нейро-логических уровней Роберта Дилтса является инструментом достаточно широкого спектра применения, позволяющего найти решение как существующего проблемного вопроса, так и расширить видение клиента, приближая его к заветной цели.