Коучинг в образовании…Будущее, или уже настоящее? (Ольга Алиева)
22 мар 2024
На каком этапе внедрения коучинга в образовании мы сейчас находимся?
Чтобы понять реальную ситуацию и какое место занимает коучинг в современной школе, я провела небольшое социологическое исследование.
В моем соц. опросе приняли участие учителя 5 учреждений образования, в общей сложности 50 человек.
Итак, результаты опроса.
На первой диаграмме мы видим распределение респондентов по возрасту.
66% - это люди 40-60 лет, возраст, когда человек наиболее осознанно относится ко всему в жизни, приходит к истинным ценностям и старается привнести эту осознанность в процесс образования.
Практически все опрошенные знакомы с понятием коучинг (46%), или немного слышал (44%). Это позволяет сделать вывод, что коучинг уже входит в современную школу и педагоги об этом задумываются.
На вопрос «Нужны ли коучи в образовании?» 38% респондентов ответили, что, да, нужны, 50% - не знают. Считаю, что это позитивный прогноз для развития нового инновационного подхода в образовании – коучинга.
72% опрашиваемых не знают, какие вопросы может решать коучинг в образовании, 18% учителей считают, что коучинг может стать поддержкой в методиках преподавания, осознанном усвоении знаний, достижении целей, решить вопросы психологического здоровья и др.
72% учителей хотели бы знать о коучинге больше. И это свидетельствует, что открывается большой горизонт нового развития в образовании, и учителя готовы к новому развитию коучингового мышления.
Тогда коучинг в образовании… Это будущее, или уже настоящее? По данным моего опроса становится ясно, что коучинг в образовании пока не обычное явление (настоящее), а скорее инновация (будущее). Инновационные проекты в образовании – это то, чему на сегодняшний день уделяется внимание, и данные проекты активно разрабатываются и внедряются в школьную практику.
В чём же заключается инновация коучинга для образования?
В создании особого пространства в образовательной среде, основанного на доверии и открытости, свободное от советов, оценок, указаний, экспертного мнения между всеми участниками процесса – педагогами, руководителями, родителями и учениками. А также в том, что весь процесс обучения строится на основе личностно-ориентированных технологий, где основой взаимодействия является уважение и принятие. Главным инструментом являются открытые, стимулирующие к исследованию вопросы, которые не содержат оценок и советов.
Для успешного создания коучингового пространства в школе необходимо привнести коучинг на всех уровнях взаимодействия: коучинг руководителей, коучинг учителей, применение коучинговых инструментов при обучении учащихся, коучинговые беседы с родителями.
Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески (М.Дауни)
Думаю, будущее будет прекрасным, как только в школы придет искусство – искусство коучингового общения!
Ольга Алиева, методист государственного учреждения «Червенский районный учебно-методический кабинет», коуч