icon

Корзина

Все публикации.
555555555

Нейронаука «волшебства» в коучинге (Елена Ефимова и Александра Архангельская)

31 янв 2019

“Наша жизнь формирует наш мозг, и наш мозг формирует нашу жизнь.”
Дэвид Иглмен


Как коучи, в своей ежедневной практике мы сталкиваемся с тем, что наши клиенты творят «чудеса», открывают новые грани и достигают новых вершин. Как учёный и врач, мы задались вопросом – почему коучинг так эффективен? Какие процессы происходят в мозге и как они влияют на результат? 
Сегодня нейронаука всё глубже проникает в тайны нашего мозга. С каждым её шагом мы всё лучше понимаем процессы, которые происходят в мозге в определённых жизненных ситуациях. 
В статье мы постарались проанализировать  коуч сессию с позиции новой информации из мира нейробиологии.

Наша задача - показать на примере коуч-сессии, как наш мозг реагирует на сильные вопросы.  Изучив статью, читатели получат возможность продвигать и продавать свои услуги более обоснованно и объективно, более впечатляюще, упоминая медицинские аспекты эффективности коучинга. 

Давайте попробуем разобраться в материальных (физико-химических) основах т.н. “волшебства” в коучинге. Как мы помним, коучинговая сессия состоит из нескольких обязательных этапов:

На первом этапе - установления раппорта - мы используем различные инструменты: искренний интерес, слушание, повторы ценностных слов, совпадение по тону голоса, слова-смягчители - всё это способствует выбросу в головном мозге коучи особого вещества - нейромедиатора - Окситоцина. Этот гормон дает человеку ощущение безопасности, повышает его доверие к собеседнику, способствует выстраиванию социальных связей, создает чувство комфорта и помогает расслаблению. Окситоцин оказывает воздействие на Амигдалу (центр страха и стресса в головном мозге), “успокаивая” ее. 

На втором этапе коучингового процесса - на этапе контракта - необходимость правильно сформулировать цель - позитивно, экологично, в зоне контроля, по SMART включает самый высокоразвитый отдел головного мозга - ее Величество Префронтальную Кору! (ПФК). Когда мы визуализируем мечту, обсуждаем с коучем идеи по ее достижению, проговариваем, почему это для нас важно, мы активируем Префронтальную кору. Префронтальная кора прекрасна и сильна тем, что способна взять контроль над центром стресса Амигдалой. А вот если запрос, вернее его формулировка, имеет негативную окраску и/или находится вне зоны контроля и/или не экологичен, это вызывает стресс-реакцию мозга (и всего нашего организма). Во время стресса в мозге активируется Амигдала, что дает лишь три возможных варианта реакции: бей-беги-замри. Если наш стресс-центр - Амигдала - активен, никакой креатив, мечты, творчество невозможны. Сессия пробуксовывает.
Визуализация цели стимулирует выброс нейромедиатора Дофамин. Господин Дофамин - главный источник нашей мотивации! Причем он является и стимулом, и наградой в одном лице. Его выброс в головном мозге побуждает нас к действию, и его же выделение после достижения цели дает нам эффект упоения успехом. Чем ярче и детальнее мы представляем себе полную реализацию нашей цели в начале пути, чем сильнее и объемнее мы ее визуализируем, тем больше мы задействуем нашего господина Мотиватора. Здесь главное - не “переборщить”. Некоторые “дофаминовые” особы иной раз так увлекаются, что помечтают - повизуализируют, получат “тонну” Дофамина и кайф такой, как будто результат уже в кармане. И, вроде бы, цель не так уже и нужна. Мы называем таких особ фантазерами :). Поэтому обратите особое внимание на этап шагов. Важно и ценно “заземлить” коучи: для этого составляем план конкретных действий в реальном мире.

Самый богатый этап, в том числе и на нейромедиаторные процессы, это этап создания опыта. Задавая простой и столь частый в устах коуча вопрос: «Как ты можешь достичь этой цели?» - мы потенцируем действие Дофамина. Мы создаем эффект “малых шагов”, который даёт предвкушение удовольствия от реализации запланированных действий ☺ Вопросы “Как если бы” неспроста называют “волшебными”. Именно они помогают нашему коучИ погрузится в ситуацию уже достигнутой цели, интегрироваться в нее, увидеть, услышать, прочувствовать… И получить мощный заряд Дофамина, а с ним - мотивацию к достижению цели.
Напомним об ещё одном известном коучинговом инструменте. Он называется — пирамида логических уровней (ПЛУ) или пирамида Дилтса. Возьмем самый нижний её уровень  - “Окружение”.  Одна из наших задач - помочь коучИ осознать, в ком из своего окружения он может найти разного рода поддержку чтобы достичь своей цели. И здесь, если нашему клиенту удается эффективно представить себе перспективы сотрудничества с другими людьми, он получает выброс Окситоцина, который гасит страх, ингибирует Амигдалу и даёт коучи силы и смелость двигаться выше по ПЛУ. 

Перейдём к следующему этапу нашей коучинговой беседы, к конкретным шагам.
Эффект простых шагов, как мы уже обсудили, подкрепляется манящим и мотивирующим Дофаминовым действием. Когда мы подводим итоги сессии по шкале  (куда тебе удалось добраться за время сессии?) – вновь возникает Дофаминовый эффект, как награда самому себе за достижение цели. Как ты можешь продвинуться еще (на одно деление, например) – этот вопрос дает тот же Дофамин, но уже в качестве мотиватора. Обращение к ценности сессии для клиента способствует активации Префронтальной коры и включению осознанности. Благодарность коуча по логическим уровням создает эффект признания. Мы возвращаем коучИ все его ценностные слова, все важное, что он произнес в процессе сессии, принимая и признавая все, что он сказал. Эти действия коуча дают коучи радость и счастье  от выброса гормона счастья серотонина. Кроме того, на данном этапе возникает сильный окситоциновый эффект за счет взаимной благодарности к самому коучу.

efimova_arhangelskaya.jpg
Мы, Елена Ефимова и Александра Архангельская, рады испытать, осознать, применить и поделиться знаниями о деятельности мозга во благо и для реализации намеченных целей. 

С наилучшими пожеланиями,
профессиональные коучи МЭУк
Александра и Елена

P.S. Будем рады вашим комментариям, мнениям и вопросам!