Коучинг как инструмент поддержки иммигрантов (Анна Вирт)

Назад к списку

immi.jpg
Так получилось, что в этом году я больше месяца путешествовала по Испании. И куда бы мы ни заезжали, везде слышали русскую речь.

Особенно запомнился нам небольшой природный заповедник El Torcal. Мы случайно узнали о нем от знакомой. Место оказалось очень красивое, совершенно нетуристическое: ни в одном из наших путеводителей не было никаких упоминаний. Мы больше часа шли по горной тропе, окруженной скалами и камнями необычной формы. Первые встретившиеся нам туристы оказались студентами из Краснодара.

Если бы мы с вами могли побеседовать на эту тему, то уверена, что многие смогли бы рассказать свои истории о том, в каких неожиданных местах встречали соотечественников.

Все эти примеры хорошо иллюстрируют одну очень характерную черту нашего времени: МОБИЛЬНОСТЬ! Кто-то едет учиться, кто-то – работать, кто-то переезжает к любимому или к любимой, которая оказалось из другой станы, а кто-то хочет встретить «возраст счастья» в теплых краях.

Первостепенная цель всех иммигрантов – адаптация к новым условиям.
Мне нравится определение термина «адаптация» из биологии: в нем адаптация рассматривается как приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды и от того, насколько успешно организм адаптировался, напрямую зависит его способность процветать в новых условиях.

Именно способность процветать, на мой взгляд является эссенцией процесса адаптации. При том, что у всех он проходит у всех по-разному. Я встречала людей, кто за много лет жизни в другой стране ни разу (по их словам) не испытал дискомфорта. Но таких меньшинство. Большая часть иммигрантов все же сталкивается с социокультурными и/или психологическими проблемами: одиночество и чувство изолированности, потеря статуса, сложности с определением своей идентичности, построение отношений с новыми коллегами или родственниками и пр. Все это, естественно, мешает способности процветать.

Я, к сожалению, не была счастливым исключением, и через некоторое время после переезда в Австрию я обнаружила себя с целым букетом нерешенных проблем и сложностей.

В 2012 году по зову сердца я пришла учиться коучингу. Думаю, многие мои одногруппники (большой привет всем, с кем знакомы!) помнят, что большинство вопросов, которые я прорабатывала в рамках учебных коуч-сессий, были связаны с вопросами жизни в новой стране и отношениями с мужем- иностранцем и местным окружением.

После окончания курса я почти сразу начала практику. В Австрии моими клиентами стали русскоязычные знакомые и знакомые знакомых. То, через что я прошла сама, все те вопросы, которые я задавала себе и своей жизни после переезда в Австрию, открылись в новой перспективе. Я начала читать специализированную литературу о психологии адаптации и социализации, изучать теорию кросс-культурной коммуникации. Через некоторое время я начала вести тренинги по разным темам кросс-культурного взаимодействия (лидерство, эффективность мультикультурных команд и пр.). Но это уже немного другая история.

Думаю, для всех, кто знаком, с коучингом, будет очевидна его польза для решения тех сложностей, с которыми сталкиваются иммигранты. Практически все его инструменты будут ценной поддержкой: и создание видения будущего, и колесо баланса, и ЦОС, и работа с негативными убеждениями и пр.
Я работаю с иммигрантами уже шестой год, и в этой статье я расскажу о возможностях применения пирамиды нейрологических уровней Роберта Дилтса.

Я очень люблю пирамиду за то, что она хорошо иллюстрирует многослойность тех задач и процессов, которые запускает иммиграция, и как она влияет на разные уровни нашей личности.

Рассмотрим пирамиду в контексте работы с иммигрантами чуть подробнее:

Первый уровень – уровень окружения.
С одной стороны, уровень окружения - это те люди, которые нас окружают. Для многих иммигрантов становится сюрпризом то, насколько наше окружение «создает» нас и влияет на наше самовосприятие. Часто люди не задумываются и не могут себе представить, как они будут чувствовать себя вне привычного окружения, и сильно недооценивают этот компонент. Именно поэтому многие часто говорят об чувстве изоляции и вакууме вокруг себя.
Поэтому после переезда в новую страну важно найти пусть не близких по духу людей, а просто людей, с которыми можно будет искренне общаться и кто сможет прийти на помощь в случае необходимости.

   С другой стороны, это уровень обустроенности в плане решения бытовых вопросов:
• снять/ купить квартиру, дом
• сориентироваться где, какие магазины
• записать детей в детский сад/школу
• найти своего парикмахера, косметолога
• разузнать, к какому врачу обращаться
• подтвердить водительские права и пр.

Второй уровень – уровень действий.
Это то, чем наполнены наши дни: работа, учеба, забота о близких. Этот уровень может быть связан со стрессовыми ситуациями, так как рутинные действия еще не отлажены и могут вызывать дискомфорт.
Будет замечательно, если найдется время для того, что доставляет удовольствие и дает энергию: прогулки в парке, бассейн, фитнес, гольф-клуб и пр. Тут также важно быть открытым и дать шанс новому месту предложить нам что-то новое – новое занятие, которое будет приносить радость.

Третий уровень – уровень проявления наших способностей.
Это уровень способностей – тех, которые у нас уже есть и тех, которые нам стоит приобрести / нарастить для о том.
Здесь все очень индивидуально, но главное, чему учит переезд – это расширение спектра возможных реакций, то есть увеличение гибкости.

Четвертый уровень – уровень ценностей и убеждений.
Мой любимый уровень, потому что именно на этом уровне происходит «встреча» личных ценностей человека и ценностей, традиций, социальных и поведенческих норм новой социокультурной среды. Большое везение, если есть человек-проводник, кто сможет рассказать и раскрыть суть культурных особенностей.
Адаптация на этом уровне как правило занимает больше времени и, если проводника нет, то часто новые аспекты культуры открываются только с течением времени проживания в стране. Как будто новая культура постепенно проявляет себя для человека, поворачивается разными своими гранями в разных ситуациях.
Адаптация на уровне ценностей и убеждений подразумевает как минимум способность ориентироваться в условиях новой среды, как максимум эффективно, по возможности бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми.

Пятый уровень – уровень самоидентификации.
Очень часто ответ на вопрос «кто я» в новых условиях для людей, сменивших место жительства часто становится ключевым для гармоничной жизни после переезда в новую страну.

Шестой уровень – уровень миссии
Зачем? Ради чего большего? – вот вопросы этого уровня.
С этим уровнем тоже не все просто, потому что он часто связан с другими людьми. Те, кто ближе и понятней, остались на родине, а те, кто рядом часто непонятны и неблизки.
На мой взгляд, процесс адаптации завершен, когда человек решил для себя вопросы первых четырех уровней. Пятый и шестой уровни – это «задача со звездочкой», самое интересное, но самое сложное.

Также как и в работе с другими запросами можно «прогуливаться» по уровням сверху вниз и снизу вверх.
В работе с иммигрантами пирамида нейрологических уровней поможет клиенту лучше понять себя и даст возможность определить, вопросы какого из уровней в приоритете в данный момент времени. При этом есть можно обращаться к видению себя и своей жизни в будущем. Также прогулка по уровням пирамиды помогает увидеть (и почувствовать!), насколько разные аспекты нашей личности связаны друг с другом и как изменения на одном уровне влияют на все остальные (не только снизу - вверх, но и сверху - вниз).

wirt.jpg
Анна Вирт

Эксперт по межкультурной компетентности и адаптации экспатов и иммигрантов, автор тренингов и коуч.
Инстаграм: anna_wirth, сайт: www.annawirth.at

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...