Признаки эффективного бизнес-тренинга (Анна Лебедева)

Назад к списку

5haks.jpg


В современном обществе, наполненном продюсированием, многие забыли истинное значение профессии бизнес-тренер. Сейчас люди могут выбирать из огромного спектра курсов, начиная от предзаписанных вебинаров, заканчивая разнообразными ретритами. Все эти активности называют тренингами, но по сути они таковыми не являются.

Целью тренинга является распаковка определенного навыка. Человек получает не только знания, но и инструменты,, которые тут же осваивает на примере упражнений. Теория максимально выведена в раздаточные материалы, за кадр. Ею можно позаниматься позже. Практика, осознание, инсайты и новые стратегии поведения — это и есть результат хорошего тренинга.

Кто такой тренер?
Многие путают тренера и учителя. В этих понятиях разница тоже есть. Учитель работает с детьми, у которых есть первичная мотивация. Их не нужно уговаривать что-нибудь сделать, им любопытно, они пробуют действовать сами. Детей можно завлечь игрой и они будут с интересом исследовать новое. Взрослому человеку нужна мотивация. Потребуется рассказать, как поменяется его жизнь, если он получит новый навык. Объяснить, почему он должен слушать эксперта и доверять его мнению. Поэтому учитель и тренер — это совершенно разные наборы компетенций.

На бизнес-тренинге немыслима лекция протяженностью больше 10 минут. Самый лучший тренинг — когда люди через призму своего опыта разрабатывают какие-то концепции, открывают раздаточный материал и видят там те выводы, до которых сами дошли. Тогда это становится внутренним знанием, которое участники готовы нести вперед.

Качественный тренер — это тот человек, который может взять любую группу, провести из точки А в точку Б и в конце получит заведомо прогнозируемый, стабильный, качественный результат вне зависимости от того, какие участники туда пришли.

Задача тренеров — не давать участникам увести себя за повесткой сегодняшнего дня, а конструктивно, собранно и вовремя чему-то их научить. 

Маркеры хорошего тренинга
На эффективном тренинге есть несколько важных вещей:

  • Люди ставят перед собой ясные, измеримые, достижимые цели — повышение жизненной результативности, эффективности, финансового благополучия, развития в разных сферах жизни. 
  • У бизнес-тренинга сбалансированная и интенсивная программа, минимальное количество теории, что отличает его от лекций, которые проходят в рамках executive или MBA. 
  • Бизнес-тренинг имеет определенные временные рамки. Это один день оффлайн или 3,5 часа онлайн. 
  • После бизнес-тренинга всегда должна быть возможность замерить разницу “до-после” и соотнести цели с полученными результатами.

Задача тренера — чтобы у людей остались рабочие алгоритмы, как быстро и правильно выполнить ту или иную задачу. Сэкономить время участников, которое они могли бы потратить на самостоятельное изучение и исследование темы. Именно за эти практические знания и навыки люди готовы платить и четко следовать этим алгоритмам в дальнейшем.

Классификация бизнес-тренингов

Самый эффективный тренинг - навыковый. Он заточен на то, чтобы люди, пройдя какие-то испытания, упражнения, осознания, прошли по определенной структуре от стартовой точки А в точку Б, где они понимают, как можно использовать новые навыки, составляют план и осуществляют его: по-другому проводят переговоры, управляют производством или личными финансами. 

Тренинги делятся на категории:

  • по переговорам
  • по продажам
  • по публичным выступлениям
  • по командообразованию
  • по тайм-менеджменту
  • по принятию решений


Помимо навыковых тренингов существуют тренинги личностного роста и мотивационные. В этих случаях люди получают не конкретные умения, а “витаминный коктейль”. После такого коктейля участники выходят вдохновленным, но нет понимания, как действовать дальше. Если же после тренинга появляются определенные инструменты, изменения проходят быстрее и качественнее. 

Компетенции бизнес-тренера
Не каждый человек может стать бизнес-тренером, а только тот, кому интересно работать с людьми. Навыки здесь играют не такую большую роль. Из основных компетенций можно выделить следующие:

  • Навыки публичных выступлений и коммуникаций
  • Тренер должен уметь хорошо говорить, заводить группу, убирать менторский тон и доносить информацию простым, доступным языком.
  • Навыки работы со взрослыми людьми
  • Преподавательский и учительский опыт могут сильно помешать человеку стать тренером, потому что работа будет идти “сверху вниз”. Тренинг — это когда ты с группой на равных, не ставишь себя выше, не смотришь на других с презрением или с высоты своего опыта, а стараешься вести диалог взрослых людей, как коллега с коллегами.
  • Навыки убеждения
  • Тренер должен уметь выражать свою точку зрения, отстаивать и аргументировать, показывая пример участникам.
  • Стрессоустойчивость и мотивация
  • Тренер должен уметь предотвращать конфликты, отвечать на каверзные вопросы, следить за настроением в команде и “тушить” излишние эмоции.
  • Организационные навыки и навыки групповой динамики
  • Тренер способен мотивировать группу, вовлекать, повышать заинтересованность каждого участника в групповом процессе, управлять настроением и сплоченностью команды.
  • Навыки наблюдения и диагностики

Тренер может выявлять сильных и слабых участников тренинга, следить за усвоением материала, задавать наводящие вопросы и получать обратную связь.


Коучинговые технологии в тренинге
Коучинговые технологии — это технологии задавания вопросов о важном. Люди приходят на тренинг не для того чтобы доказать тренеру, насколько они экспертные. Они приходят, чтобы стать мастерами, чтобы обрести огромное вдохновение, почувствовать крылья. Задача тренера эти крылья расправить и помочь птенцам, вылетая из гнезда, вставать на крыло. Эти способности очень хорошо усиливают и улучшают коучинговые технологии, когда работа с людьми проходит в виде интерактива через определенные вопросы, способные выявить новые компетенции. Тогда у участников загораются глаза. Им становится интересно, как же они смогут разобраться, что смогут применить на практике. Тогда они становятся сами для себя сильными авторами, а те знания, которые они забирают себе, остаются с ними надолго, потому что связаны с их ежедневной жизнью. 

Важный аспект работы тренера — помочь человеку связать полученную информацию с его профессиональными навыками, найти глубинную внутреннюю связь — как новые знания повлияют на жизнь, работу, карьеру и сделает жизнь проще и лучше. 


Как заказчику выбрать тренера?
Есть огромное количество красивых, харизматичных профессионалов, которые умеют красиво преподносить информацию. Но совсем не факт, что после их программы кто-то будет сильно трансформироваться. Важно обратить внимание на конкретные отзывы предыдущих участников. Бывают тренеры не очень чарующие и даже не очень продающие, но которые качественно делают свою работу. После их программ человек выходит с ощущением: «У меня получается. Я знаю, что и как мне делать в дальнейшем». Именно такая обратная связь является хорошим результатом обучающего тренинга. 

Обращайте внимание на наличие корпоративного опыта или достаточное количество кейсов, чтобы знания были подкреплены устойчивой практической базой. Именно тогда удастся получить опыт, обратную связь, обрести некие навыки и пойти внедрять их в новую продуктивную жизнь.

И я жду вас на Тренинге для тренеров, где вы научитесь использовать коучинговые техники в своей тренерской практике и будете приводить участников ваших программ к еще более мощным и быстрым результатам.

Анна Лебедева,
Директор Международного Эриксоновского Университета Коучинга
Мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF.  

TT2022.jpg

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...