Разговор с подростком: коучинг «на бегу» (Наталья Клеймюк)
22 авг 2017
В этой статье я хочу поделиться с родителями подростков тем, как коучинговый подход можно применять в ежедневном разговоре с подростком.
Не секрет, что время общения родителей с подростками становится меньше, чем ранее, Вы замечаете, что сын или дочь стали не столь уж разговорчивыми. К тому же подростки зачастую уже и не обращают такого внимания как раньше на родительские слова. Что делать? Как сохранить доверие и отношения? Как коучинговыый подход в этом может поддержать?
Я предлагаю создать коучинговый диалог там, где бы Вы не находились: в магазине, в картинной галерее, в путешествии, на стадионе. Находите образные примеры и темы для разговора «на бегу», т.е. в маленьких разговорах, наполненных смыслом. Что для этого будет полезно родителям?
Во-первых, сменить позицию восприятия с позиции я – учитель и лучше тебя знаю, как тебе жить на позицию я – коуч и позволяю тебе делать свой выбор, через вопросы я узнаю тебя и твой мир. Во-вторых, родитель –коуч может привносить мир коучинга в разговор с подростком в любом месте , в любой жизненной ситуации, тем самым формируя коучинговое мышление и отношение к жизни. Я назвала это взаимодействие коучинг «на бегу», другими словами там, где вы находитесь прямо в момент диалога и этот диалог порой может занимать 3, 5-10 минут.
В третьих, привносите творчество!
В качестве примера, поделюсь с вами историей «Как родились вопросы в Эрмитаже»
Когда с сыном мы были в Эрмитаже шел третий день нашего знакомства с коучингом. И как известно, коуч формирует намерение. И сегодня нашим намерением было знакомство с вопросами. Какие бывают вопросы? Да, те самые вопросы, которые задает коуч. Одного намерения было достаточно, чтобы вопросы просто «сыпались» нам на голову и окружали повсюду!
Даже черный квадрат Малевича превратился в 4 вопроса планирования:
- Что ты хочешь от этого дня?
- Почему тебе важно пойти в «Котокафе»?
- Как ты поймешь, что это самое классное путешествие для тебя?
- Что ты можешь еще сделать в ближайшие 2 дня для этого?
Вопросы стали частью нас, они стали настолько видимыми и очевидными, что из этого появились вот такие варианты.
1. Разговор с портретом: находим ответ изнутри
Предложите подростку найти ответ на свой вопрос изнутри, например во внутреннем разговоре с портретом в музее.
Представь, что ты можешь спросить героя этого портрета о чем угодно. Что бы ты спросил?
А если бы ты услышал, то что бы он тебе ответил?
2. Взгляд в высоты: тренируем позиции восприятия
Предложите посмотреть на ситуацию из другой позиции восприятия.
А если посмотреть на это с высоты, что замечаешь?
Представь себе, что ты смотришь вот так с высоты на эту ситуацию?
А если ты бы мог посмотреть на дело своей жизни вот так же сверху, то что тогда?
3. Дойти до сути: определяем самое важное
Предложите посмотреть на ситуацию из сердцевины самого ценного и важного.
Как за штукатуркой стены есть и другие слои, так и в любой ситуации есть, что-то более важное, что возможно не видно сразу.
А что за этим самого важного?
А еще?
4. Индивидуальность: раскрываем свой взгляд на мир
Помогите раскрыть индивидуальность подростку через вопросы:
А в чем твоя индивидуальность? Чем ты отличаешься от другого? Что в тебе особенного?
На эти вопросы нас «натолкнули» Подсолнухи Матиса и Ван Гога. Они разные, хотя и те, и другие – подсолнухи. А какие твои подсолнухи?
5. Реальность и мечты: Представляем будущее
Эти вопросы появились в сувенирном магазине, после того как увидели термокружку с надписью «Все, что можешь себе представить – это реально».
А как ты представляешь свое будущее?
А что возможно для тебя?
Как ты видишь свою жизнь?
А если просто помечтать! То что тогда?
Вопросы – повсюду, создай лишь намерение! Каждый диалог может быть трансформирующим даже, если это всего лишь 5 минут общения с вашим ребенком!
На тренинге «Коучинг для родителей» 7 и 8 октября 2017 года в Москве мы продолжим тему общения с подростками в стиле коучинг.
Наталья Клеймюк
ведущий тренер МЭУК, профессиональный коуч, кандидат педагогических наук, ведущая тренингов «Общаемся с детьми просто и радостно», автор книги «Дети – таланты просто и радостно».