Продвижение коучинга #42: Медиакоучинг: насколько вы готовы к публичности?

Назад к списку

olga_giv.jpg
Многие мечтают о популярности. И это нормально. Популярность – это востребованность. Я исследую влияние экспертного присутствия в медийном пространстве на востребованность уже очень давно: сначала 12 лет, работая шеф-редактором на ток-шоу, а потом 5 лет, работая в пиаре и развивая в последнее время направление Медиакоучинг. Как только эксперт принимает решение о выходе в публичное пространство (будь то участие в мероприятиях в качестве спикера или участие в теле и радио эфирах), то сразу возникает миллион вопросов:
- А зачем мне это?
- А правильно ли меня поймет моя аудитория? И кто вообще моя аудитория?
- А что говорить, ведь многое сказано до меня…

В этой статье я хочу порассуждать о том, с чем может столкнуться коуч, который начинает взаимодействовать со СМИ, и как действовать в тех или иных ситуациях. 

Первое, с чем сталкивается коуч, который становится экспертом в СМИ – это желание публиковаться и появляться в эфире регулярно и часто. Медийное пространство работает удивительным образом: чем чаще вы видите свою фамилию под опубликованной статьей или себя в эфире, тем больше хочется. В самом начале эксперты готовы перестраивать свое расписание и подстраиваться под графики журналистов для того, чтобы наладить коммуникацию с представителями СМИ. Правило, которого необходимо придерживаться в построении эффективной коммуникации с журналистами, - это готовность быстрого реагирования.  Возможность оперативно дать комментарий на какую-либо тему или приехать на запись программы всегда высоко ценится. Как человек, который отработал 12 лет шеф-редактором на телевидении, я могу вам с полной уверенностью сказать, что те эксперты, которые уважают работу журналистов и гибки в общении, всегда востребованы больше тех, кто «набивает себе цену» и рассказывает о своей занятости. Поверьте, продюсеры, корреспонденты и журналисты тоже очень заняты и у них так же есть семьи, дети и свои внерабочие интересы. Поэтому журналистам нужны «свои» эксперты, которые готовы к взаимовыгодному сотрудничеству. 


Когда коуч становится востребованным и в его окружении появляется много журналистов, то зачастую начинается обратная сторона медийной жизни: нехватка времени. Эксперт перестает находить в своем плотном графике время на эфиры и написание статей. Начинает казаться, что «все итак уже налажено», «поезд медийной популярности поставлен на рельсы» и можно расслабиться. Эксперт начинает снижать обороты и отказывается от эфиров и публикаций. С увеличением количества эфиров и публикаций естественно возрастает стоимость работы коуча, и некоторые мои клиенты на данном этапе начинают рассуждать примерно так: «А кто же мне будет компенсировать время, потраченное на съемку? Для участия в программе или для написания статьи мне необходимо отказаться от нескольких клиентов/проектов, чтобы высвободить день». И это правда: для того, чтобы принять участие в записи часовой программы, необходимо сделать укладку и макияж, подобрать образ и позаботиться о маникюре, да и дорога… В Москве, например, на дорогу можно потратить полдня… В этом случае мне приходиться возвращать клиентов в самое начало пути и просить всегда помнить о том, сколько было вложено сил на этапе выхода в медийное пространство.  Реальность такова, что как только снижается активность эксперта, представители СМИ начинают искать следующих «своих» экспертов, готовых к оперативному сотрудничеству, забывая про вас.

Чтобы ваше присутствие в СМИ было регулярном необходимо работать. Получив желаемую востребованность, не останавливайтесь. Как только вы «выпадаете», ваше место тут же кем-то занимается. Как говорится: свято место пусто не бывает.

Второе, с чем сталкивается коуч-эксерт, это непринятие себя. Многим кажется, что все не так и все не то. Часто эксперты настолько критичны настроены по отношению к себе, что видят в своих выступлениях только то, что не получилось. А ведь помните, что коучинг – это про умение обратить внимание на то, что получилось. Для того, чтобы полюбить себя как эксперта, необходима практика и принятие того факта, что вас слушают и слышат. Вы никогда до эфира не узнаете на 100% того, что в итоге пойдет в эфирную версию. Вы можете себе рисовать красивые картинки и придумывать то, что вам кажется правильным, но у телевизионщиков и журналистов свои законы и свое видение. Поэтому надо расслабиться и извлекать пользу даже из «неудачных» теле и радио эфиров. Дело в том, что наша целевая аудитория воспринимает нас иначе, чем мы. Мы «варимся» в своей теме и некоторые очевидные для нас вещи нам кажутся банальными. А вот для зрителей зачастую именно эти вещи оказываются настоящим открытием. Как правило, эксперты не довольны своей внешностью, не довольны своим голосом и своей дикцией. В этом случае стоит позаниматься либо с тренером, либо самостоятельно. Для того, чтобы принять себя таким, какой ты есть (с морщинками и с несовершенным произношением буквы «р»), надо чаще появляться в эфире. В наше время есть отличная возможность оттачивать любовь к себе с помощью прямых эфиров в социальных сетях и записывая видео на камеру. 

Третье – это обратная связь. Принимая решение о своем выходе в публичное пространство, вы должны понимать, что обратная связь будет. Причем тех, кто захочет сказать вам что-то плохое, будет гораздо больше тех, кто вас похвалит. Объяснений этому несколько:
1. Говорить плохое большинству людей проще. Тем более в наше время, когда каждый знает «КАК надо», но при этом сам не может из теоретика перейти в практика. Найдется немало людей, которые подметят все ваши (внимание: на их взгляд) неудачные моменты эфира. 
2. Как только вы становитесь медийным человеком, начинают активизироваться «тайные наблюдатели». Те, кто активно ведут соцсети, замечали, наверное: лайков и комментариев под постами мало, но вы точно знаете, что читающих много. «Тайными наблюдателями» я называю тех, кто никак себя не проявляет в виртуальной жизни, но  в курсе всех ваших дел. Именно эти люди начинают активную деятельность в момент вашего начала взаимодействия со СМИ. Они будут вам звонить и говорить, что «надо было так, а не так». 
3. Завистники. Давайте честно: их много. Любому успешному человеку всегда завидуют. Особенно в начале пути. Выход в публичное пространство – это успех. Хейтерство набирает обороты. Этому явлению уделяется большое внимание в современной жизни. Люди, комментируя не лучшим образом успех другого, самоутверждаются. Как бы становятся причастными к происходящему.

По моим наблюдениям, процентов 80 будет недовольных или критикующих. Как с этим жить? Не обращать внимания на них, так как только вы знаете ради чего большего вы приняли решение выйти в медиа пространство. Лучше обратите внимание на те самые 20%, которые смогли вас поддержать и порадоваться вместе с вами. Ведь настоящий друг – это не тот, кто с вами поплачет в горе, а тот, кто за вас порадуется! Популярность и востребованность – это не мечта, а реальность, которая находится с вами рядом! Хороших вам съемок и до встречи в эфире!

Ольга Гиверская – медиакоуч, бизнес-тренер, пресс-секретарь МЭУК


Назад к списку


Ближайшие
тренинги